Абхазия: цена независимости

Грунин В.Ф.
эксперт

Общую ситуацию в Абхазии невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, это относительная внутриполитическая стабильность, устойчивость власти и поддержка народом курса руководства на укрепление самостоятельности и суверенитета. С другой, - непризнанность мировым сообществом, политическая и экономическая изоляция, сложное социально-экономическое положение, усилия по выживанию в условиях опоры на собственные силы, постоянная внешняя угроза безопасности и неурегулированность грузино-абхазского конфликта.

Республика последовательно развивает собственную государственность вне связи с Грузией, имея все атрибуты независимого и суверенного государства. В настоящее время в республике действуют соответствующие этому статусу политические структуры. Абхазия управляется президентом и премьер-министром, который руководит правительством. Законодательный орган - парламент избран в 1996 году сроком на пять лет. В марте 1998 года были проведены местные выборы. Вместе с тем ни абхазский парламент, ни местные органы власти не признаны центральным грузинским правительством. Острой и актуальной остается проблема беженцев из Абхазии, численность которых составляет 250 тыс. человек, многие из которых надеются вернуться.

В 1997 году абхазские власти приняли закон об администрации территориальных единиц и о местных выборах. В марте 1998 года по всей территории республики были проведены выборы в местные органы власти, не признанные грузинским руководством.

В Абхазии сохраняется трехуровневая структура местного самоуправления. Первый уровень включает столицу Сухуми, второй - районные администрации Гагра, Гали, Гудаута, Гульрипши, Очамчира и Ткварчели. Третий представляет собой администрации четырех поселков и 128 деревень.

Среди наиболее влиятельных общественно-политических движений можно выделить следующие:

1. Общественно-политическое движение "Апсны" ("Абхазия") создано в середине 1998 г. как правопреемник народного форума "Аигдылара" с целью объединения усилий граждан для построения независимого демократического правового государства. Движение выступает за мирное урегулирование грузино-абхазских отношений, за признание Абхазии международными организациями, развитие связей с республиками Северного Кавказа. В экономической сфере ориентируется на построение рыночной экономики с сохранением государственного регулирования на переходном этапе, проведение справедливой приватизации, развитие тесных экономических связей с южно-российскими регионами, прокладку через территорию Абхазии международных транспортных коммуникаций. ОПД "Апсны" считает необходимым возвращение на историческую родину абхазов и абазинов, депортированных в Турцию и другие страны, создание благоприятных условий для репатриации. Движение полагает также, что участники войны должны обладать преимуществом при получении образования и трудоустройстве, получении социальных льгот. ОПД претендует стать самой массовой общественно политической организацией в Абхазии, которая будет проводником политики руководства республики в широких общественных слоях.

2. ОПД "Конгресс русских общин соотечественников России в Абхазии" (КРОСРА) действует с 1994 г. Представляет интересы русскоязычного населения и имеет разветвленную сеть региональных и местных общин. Печатный орган - газета "Русское слово".

3. Коммунистическая партия Республики Абхазия (КПРА) Одна из ведущих политических организаций республики. Председатель ЦИК - Энвер Капба. В состав ЦИК наряду с рабочими и крестьянами входят члены правительства, министры, председатели госкомпаний, депутаты парламента. КПРА имеет собственный печатный орган - газету "Правда Абхазии". Во всех городах и районах функционируют горкомы и райкомы партии. КПРА поддерживает курс руководства РА на построение независимого, правового, демократического государства. Руководство КПРА организует взаимодействие с родственными структурами в РФ, других странах СНГ для доведения своих позиций и взглядов на построение абхазского государства. КПРА расценивает блокаду Абхазии как не соответствующую интересам, прежде всего самой России, так как, по их мнению, в Абхазии с ослаблением позиций России все больше усиливается влияние Турции.

4. ОПД "Амцахара" (Союз ветеранов войны 1992-1993 г.). Учредительный съезд состоялся в апреле 1999 г. в Сухуми. В работе съезда приняли участие президент В.Ардзинба, премьер-министр С.Багапш. Целью союза является содействие президенту и правительству Абхазии в строительстве независимого от России и Грузии государства, защита прав ветеранов войны.

Развивается сеть неправительственных организаций. В настоящее время существует, по меньшей мере, 17 организаций различного типа, 7 из которых работают достаточно активно. Среди них те, которые участвуют в проектах по медицинской, психологической и социальной реабилитации жертв войны, помощи незащищенным группам населения, исследования природы конфликтов, местных и региональных проблем, прав человека и проблемы законности; образования, развития гражданского общества, средств массовой информации.

Большая часть средств массовой информации контролируется центральным руководством Абхазии, которое финансирует газету, "Республика Абхазия" на русском и абхазском языках и местное телевидение. Отдел юстиции финансирует газету "Культура и жизнь". Независимые средства массовой информации представлены изданием "Эхо Абхазии" и "Нужная газета". Имеется полукоммерческий телеканал ТВ-3.Неправительственная организация "Гражданская инициатива" в Сухуми основала небольшой журнал "Перспектива", публикующий аналитические статьи по развитию гражданского общества в Абхазии. Имеются маленькие телестанции в Гагра, Сухуми, Пицунде и Ткварчели, которых поддерживает местная администрация.

Крупнейшим событием общественно-политической жизни Абхазии стали президентские выборы, прошедшие 3 октября 1999 года в связи с истечением срока полномочий нынешнего Президента Владислава Ардзинбы, избранного парламентом в 1994 году, а также проведение всенародного голосования (референдума) по вопросу об одобрении Конституции РА, принятой Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года и провозглашающую Абхазию суверенным, демократическим, правовым государством, субъектом международного права.

В ходе предвыборной кампании альтернативные кандидатуры не выдвигались, поскольку заранее было очевидно безусловное лидерство В.Ардзинбы. К тому же его кандидатура выдвинутая инициативными группами от избирателей Очамчирского, Гагрского, Гудаутского, Гульрипшского, Сухумского, Ткварчельского районов, от народно-патриотического движения "Апсны", была поддержана Коммунистической партией Абхазии, Федерацией Независимых Профсоюзов Абхазии, общественным Движением матерей Абхазии "За мир и социальную справедливость" и другими массовыми организациями и движениями.

Известно, что ряд международных организаций в качестве одной из причин нелегитимности президентских выборов считают то обстоятельство, что "большая часть населения была исключена из голосования и выселена из Абхазии".

По данным переписи населения, в 1989 году численность населения Абхазии составляла 525061 человек, в том числе старше 18 лет - 374965 человек. По данным абхазского статуправления на 1.01.1999 г., население республики составило 309952 человек, в том числе избирательного возраста (от 18 лет и старше) 212316 человек. Количество избирателей по республике на 1.10.1999 года составило около 209 тыс. человек. По данным абхазского Центризбиркома, число проголосовавших 3 октября превысило 50% рубеж от численности избирателей, зафиксированных в 1989 году, то есть тот порог, который позволил считать выборы легитимными.

Прошедшие выборы и референдум показали следующее. 3 октября 1999 года в Абхазии состоялись первые всенародные президентские выборы, проведенные на свободной, демократической основе, хотя и без альтернативных кандидатов. Результаты голосования продемонстрировали, что нынешний лидер Абхазии Владислав Ардзинба пользуется поддержкой и доверием абсолютного большинства населения республики (98%). Абхазские граждане, несмотря на сложное социально-экономическое положение республики, продолжающуюся блокаду, международную изоляцию решительно поддерживают политику нынешнего руководства, направленную на защиту суверенитета, независимости Абхазии, отстаивание ее прав в качестве субъекта международного права. Прошедшие выборы показали также, что власти Абхазии пока уверенно контролируют обстановку на всей территории республики.

Несмотря на экономические трудности, вертикаль управления в достаточной степени отлажена и в известном смысле напоминает работу государственных структур военного времени. Вместе с тем становится очевидным, что авторитет нынешних государственных деятелей, которыми стали в основном бывшие участники боевых действий, не может уже определяться только прошлыми военными заслугами. На новом этапе требуются знания и опыт управления экономикой и хозяйством, чего бывшим полевым командирам нередко не хватает. Население, спустя немало лет после окончания войны, уже вправе ожидать от президента и правительства реальных экономических успехов, улучшения социально-экономических условий, уровня жизни.

Признание В.Ардзинбы в качестве единоличного лидера Абхазии еще не означает, что к нему у абхазского общества нет претензий. Деятельность нынешнего президента Абхазии в республике оценивается неоднозначно. Среди руководства страны недовольство вызывает авторитарный метод правления, практикуемый В. Ардзинбой. Часть населения республики недовольна и кадровой политикой президента, в основу которой, по ее мнению, положены родственные, клановые отношения. Недовольство выражают и ветераны грузино-абхазской войны, которые считают, что при попустительстве В.Ардзинбы заслуженные люди постепенно отстраняются от важных постов в руководстве республикой, государственных компаниях, коммерческих структурах и заменяются родственниками президента, которые курируют ключевые посты в политике и экономике. Большим злом является коррупция. Не оправдываются ожидания населения на спокойствие и прочный мир, реальные итоги и прогресс в переговорном процессе между Абхазией и Грузией. Недовольство вызывают и продолжающийся развал экономики, отсутствие прогресса в преодолении экономической блокады республики, крайне низкий уровень жизни населения Абхазии.

Однако при всем при этом личность В.Ардзинбы в глазах абхазского населения все еще ассоциируется с независимостью Абхазии, с надеждой на нормализацию жизни. Это и подтвердили президентские выборы 3 октября прошлого года. Вместе с тем, существует мнение, что кредит доверия В.Ардзинбы оценивается в 1,5-2 года. Если за это время не произойдут кардинальные изменения в социально-экономической жизни населения, не исключен политический раскол и возможное обострение внутренней обстановки.

Экономическое положение остается несмотря на некоторые положительные сдвиги, остается достаточно напряженным, и отражает последствия разрушительной гражданской войны и экономической изоляции, в которой в соответствии с решением Совета глав государств Содружества участвуют все страны СНГ, включая Россию.

Разрушительные боевые действия на территории республики и фактическая изоляция Абхазии не позволили обеспечить восстановление народно-хозяйственного комплекса, приобщиться населению республики к рыночным реформам, проводимым на постсоветском пространстве. Абхазия осталась в состоянии застоя и жестокого спада, была отброшена на десятилетия назад. Годы кризиса серьезно подорвали экономические возможности республики, свернули курортно-оздоровительную отрасль, массовый приток отдыхающих, аграрный сектор, промышленность по переработке сельхозпродукции. За время экономической апатии многие отрасли переработки, ранее характерные именно для Абхазии, теперь перехвачены Краснодарским краем и успешно развиваются в то числе на основе вывезенного из соседней Абхазии традиционного сельскохозяйственного сырья: чая, цитрусовых, фундука.

В настоящее время коммерческие отношения Абхазии с другими регионами, ограничиваются тремя пунктами доступа: по реке Псоу с Краснодарским краем на севере, реке Ингури на юго-востоке и преимущественно с Турцией через порт Сухуми.

Промышленное значение сохраняют серебряно-свинцовые и цинковые руды, барит, марганец и каменный уголь. Среди важных хозяйственных объектов - угольная шахта в г. Ткварчели, а также Ингурская ГЭС. Государственные компании представлены следующими организациями: "Абхазстрой", "Абхазавтодор", "Абхазвинкомбинат", "Абхазтабак", "Агроснабсбыт", "Абхазторг", "Абхазэнерго", "Абхазкурорт", "Абхазлес", "Абхазтоп", "Абхазрыба", "Абхазимпекс", "Абхазтранс", "Абхазжелдорога", "Абхазсвязь", "Абхазское морское пароходство", "Абхазхлеб", "Абхазавторесурсы", "Абхазфармация", "Абхазтелевидение", Государственное информационное агенство.

Вследствие массовой эмиграции в военное время нехватка квалифицированной рабочей силы отягощает возможности восстановления практически во всех секторах экономики. Значительная часть социальной инфраструктуры, в особенности школы и больницы, оказалась перегруженной. Демографическая картина изменилась в сторону необычно большого числа пожилых людей. По оценкам, работоспособное население составляет около 100000 человек.

На состоянии экономики влияет отсутствие финансовых и других ресурсов. Руководство Абхазии фактически осуществляет стратегию выживания для обеспечения потребностей населения. Приток финансов извне практически отсутствует за исключением денежных переводов от абхазцев, живущих за границей. Внутреннее финансирование жестко ограничено. Это приводит к значительному бюджетному дефициту и крупным задолженностям по зарплатам. Практически отсутствуют общественные вложения. Такая же тяжелая ситуация наблюдается и в частном секторе. Отсутствие инвестиций подавляет какую-либо внешнюю ориентацию экономики в сторону экономики выживания.

В настоящее время экспорт традиционных товаров: цитрусовых, табака и чая составляет менее 10% от уровня 1989 года. Посевы главного продукта питания, кукурузы и фасоли, постепенно вытесняют чайные плантации.

Гальский район считался важным поставщиком продуктов питания в региональном масштабе. Этот район до войны обеспечивал более 50% сельскохозяйственной продукции Абхазии. С возвратом в район перемещенных лиц и восстановлением жизнедеятельности региона начало активизироваться сельскохозяйственное производство, базируясь в основном на кукурузе и фасоли как главных продуктах питания, и на лесном орехе, предназначенном на продажу.

Индустрия отдыха, курортного обслуживания и туризма, дававшая в прежние времена основной доход и являвшаяся главным источником занятости населения, до последнего времени находилась в упадочном состоянии. Большая часть туристической инфраструктуры, насчитывающая 12000 гостиничных мест, будучи заброшенная только в последнее время начинает постепенно оживать. Впервые за послевоенный период в курортный сезон 1999 года этот сектор оживился. Ряд санаториев был заполнен практически полностью, заработал частный сектор. Появились некоторые накопления для воссоздания прежней инфраструктуры отдыха и санаторно-курортного лечения. Появились вложения в сферу питания.

Наблюдается некоторый рост в деревообрабатывающей промышленности. Так, в 1999 году было экспортировано (преимущественно в Турцию) 16000 куб. м необработанной древесины (в том числе ценных реликтовых пород). Примерно 10000 куб. м было продано на местном рынке в виде топлива для обогрева и частично в распиленном и обработанном виде в качестве стройматериалов. Как и остальные отрасли, развитие деревообрабатывающей промышленности сталкивается с финансовыми и технологическими трудностями. Специалисты считают, что вырубка лесов в Абхазии крайне нежелательна, нарушая столь ценный для края природный баланс, и в советское время была запрещена. В настоящее время контрабандная вырубка деревьев и вывоз древесины стали обычным явлением и существенной статьей дохода.

Обработка сельскохозяйственной продукции ограничивается в основном производством хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков и минеральных вод, молочных продуктов, консервированием фруктов на фабрике в Очамчира.

Сельское хозяйство благодаря благоприятному климату и плодородным прибрежным равнинам составляло основу абхазской экономики. Война и последующие четыре года политической конфронтации принесли невосполнимый ущерб агропромышленному комплексу края. Повреждение инфраструктуры, потеря рабочей силы, утрата поддерживающих структур и рынков снизили производство до уровня экономики выживания. Физический ущерб, нанесенный войной, распространен повсеместно (разрушение ферм, перерабатывающих предприятий, повреждение инвентаря и техники) и в особенности в районе Сухуми и Очамчира. В некоторых районах пахотные земли заминированы. В значительной степени разрушена ремонтная база, прекратились поставки удобрений, запчастей, оборудования. Серьезно сказывается изоляция Абхазии от внешнего рынка, узаконенная в 1996 году.

Примерно 60% пахотных земель не используется. Резко снизилась продуктивность в связи с отсутствием семян, химикатов, удобрений, топлива, качественного обслуживания. Основное внимание сосредоточено не на продукции традиционного экспорта, а на выращивании культур для производства продуктов питания самой первой необходимости.

Если сбор чайного листа в 1989 году превышал 111500 тонн, цитрусовых 24400 тонн, табака 6600 тонн, то в 1997 году он упал соответственно: чайный лист - до 1756 тонн, цитрусовые - до 3700 тонн, табак - до 262 тонн. Только производство кукурузы, как важной продовольственной культуры, сохранилось на прежнем уровне: 29050 тонн в 1989 году против 25700 тонн в 1997 году.

Существенно изменилось распределение производства. Так, производство сельскохозяйственных культур в Гальском районе упало с начала войны с 24% до 3% по чаю. Между тем, чайная культура может стать важнейшей для экономики региона. Абхазия может производить более 100000 тонн зеленого чая ежегодно. Выращивание этой культуры может решить проблему занятости большей части населения. С другой стороны роль чая важна для поддержания плодородия почв.

В Абхазии 11126 га чайных плантаций находятся в шести основных районах. Для переработки чайного листа построены 23 чайные фабрики. В 1989 году чайные плантации дали 111500 тонн зеленого чайного листа или 25000 тонн готового чая. В 1997 году было задействовано только 1,5% потенциала отрасли.

Почти полная заброшенность цитрусовых плантаций в течение последних 5 лет может привести почти к полному вымиранию культуры, сады болеют, инфицируются и вырождаются.

Значительный ущерб нанесен животноводству. Численность крупного рогатого скота в 1998 году составила лишь 62% от уровня 1989 года, овец и коз - 70%, свиней 72%, лошадей - 63%, птицы - 60%. Большая часть скота сегодня содержится в 15000 частных хозяйств.

Абхазское руководство приняло ряд мер, касающихся земельного кодекса, частного фермерства и арендной платы на землю. Частным лицам разрешается пользоваться землей при арендной плате. Ее размер колеблется от 25 долл. за га в предгорьях до 42 долл. за га вдоль побережья в зависимости от места расположения надела и типа выращиваемой культуры. 96 бывших колхозов и совхозов просто трансформировано в агрофирмы, которые пытаются сочетать производство и обработку на одном предприятии. Однако они принадлежат государству, приватизация здесь не произошла, а руководство осталось прежним.

Значительно сократилось число тракторов и другого оборудования. В Гальском районе, который имел до войны 30% всего тракторного парка Абхазии, осталось только 5%. Часть оборудования была разграблена и вывезена из республики во время войны. Новое оборудование не ввозилось с 1991 года. Количество тракторов сократилось с 2442 единиц в 1990 г. до 509 в 1997 г., грузовиков с 1881 до 329, машин для сбора чая до 45, плугов с 845 до 183, культиваторов до 7, сеялок - до 10.

Внешняя торговля существенным образом зависит от общего кризисного состояния экономики, а также из-за введенного по отношению к Абхазии странами СНГ режима ограничения торговли. Эти особенности тормозят установление длительных и устойчивых деловых отношений. Затруднены регулярные финансовые операции, местная банковская система находится лишь в стадии становления, плохо обеспечена капиталом и сконцентрирована на выдаче кратковременных кредитов под немалый процент.

В последние годы торговый баланс был отрицательным. Прогрессивно растет показатель импорта, который вдвое превышает экспорт. Не совсем понятен механизм покрытия дефицита, часть дефицита покрывается за счет перечислений от абхазцев, живущих за рубежом. Вместе с тем складывается впечатление, что объем экспорта не регистрируется и данные о нем занижены. Необходимо отметить, что большинство торговых операций, в том числе с остальной частью Грузии происходит по нелегальным каналам, а не через единственный легальный маршрут через мост на Ингури М27. Известно, например, что торговля сельхозпродуктами между Гальским районом и рынками Зугдиди осуществляется по нескольким переправам через реку Ингури.

Из зарегистрированного импорта около 62% приходится на Турцию. В сфере экспорта на Турцию падает 45%, Россию - 54%. В условиях ограничений СНГ на торговлю, введенных решением глав государств Содружества в январе 1996 года, категория разрешенного импорта охватывает основные продукты питания, лекарства, топливо, оборудование и бытовые товары. Для ввоза товаров, не включенных в утвержденный список, требуется специальная лицензия.

Ниже в таблице приведены данные торгового обмена товарами в 1997 году.

Экспорт (тыс. тонн)
в том числе
цитрусовые      3700
чай                   673
табак                29
древесина        11000
металлолом      5000

Импорт (тонн)
в том числе
пшеница и мука     11300
сахар                     1200
постное масло        200
другие зерновые     100
картофель               3000
пасты                      700
жиры                       320
топливо                  14000

Динамика экспорта товаров выглядит следующим образом:

  • в 1995 г. - 2,8 млн. долл;