Азербайджан: этот нелегкий суверенитет

Грунин В.Ф.
эксперт

Развитие событий в Закавказье в последние годы со все большей очевидностью демонстрирует утрату Россией своих позиций в этом регионе и усиление влияния нерегиональных сил. Немалую роль в развитии неблагоприятных для России процессов играет Азербайджан, национальная концепция которого в значительной степени завязана на использовании стремления западных держав в геостратегическом присутствии на Кавказе.

Свою политику азербайджанское руководство строит, исходя из значительных углеводородных ресурсов Каспия и выгодного географического положения в качестве составной части транскавказского транспортного коридора. Особое место в планах Запада занимает военно-стратегическое положение Азербайджана, который, в частности, рассматривается как плацдарм для геополитического наступления на Северный Кавказ и Центральную Азию.

Баку активно ищет пути интеграции в европейские экономические структуры, стремится участвовать в формировании новой структуры безопасности на основе атлантизма. При реализации этой политики Баку вступает в стратегическое взаимодействие с рядом западных и постсоветских государств, нередко на антироссийской основе.

Внутриполитическая обстановка

Внутриполитическая обстановка в Азербайджане остается сложной и противоречивой и характеризуется продолжающейся социально-экономической напряженностью, активизацией деятельности оппозиционных политических сил страны, сохранением проблем, связанных с последствиями и неурегулированностью карабахского конфликта.

Стратегическими целями азербайджанского руководства остаются дальнейшее укрепление суверенитета и собственной государственности, форсированная интеграция в западные экономические, политические и военные структуры, урегулирование карабахской проблемы и обеспечение национальной безопасности с опорой на западные военные структуры.

Национальная концепция развития Азербайджана построена на использовании углеводородных ресурсов Каспия, выгодном географическом положении страны на стыке Европы, Азии и Востока, а также заинтересованности западных держав в геостратегическом присутствии на Кавказе.

Социально-экономическое положение Азербайджана остается сложным. Ряд экспертов называют нынешнее состояние экономики и финансов "удручающим". Кроме нефтяной промышленности, все остальные отрасли экономики фактически разрушены. В стране - экспортере нефти бензин стоит дороже, чем в соседних Грузии и Армении.

В глубоком упадке пребывает сельское хозяйство страны. Фермерские хозяйства, образовавшиеся на месте колхозов и совхозов, оказались не в состоянии поднять отрасль из-за дороговизны ГСМ, удобрений, техники, отсутствия оборотных средств.

Нищенские зарплаты и пенсии (за исключением работников нефтяной отрасли) не обеспечивают минимального уровня жизни. Лишь 20 процентов населения имеют доход, превышающий прожиточный минимум. Более трех миллионов азербайджанцев (около 40% населения) покинули страну в поисках заработка. Социальную напряженность усиливают несколько сотен тысяч беженцев (по азербайджанским официальным источникам - до одного миллиона), рост безработицы и преступности.

По данным Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики в 1999 году добыча нефти и газового конденсата возросла на 20,9% по сравнению с 1998 г. и составила 13,8 млн. т. Природного газа в 1999 г. в Азербайджане было получено 5,99 млрд. куб. м (на 7,3% выше, чем в 1998 г.). В то же время отмечен заметный спад в нефтеперерабатывающей промышленности.

При некотором увеличении объемов добычи нефти и газа страна оказалась на грани глубокого энергетического кризиса. В январе-феврале текущего года он разразился с особой силой. Подача энергии потребителям была резко сокращена, поставка собственной нефти на экспорт приостановлена для отправки на местные нефтеперерабатывающие заводы. Ситуация обострилась настолько, что власти вынуждены были пойти на крайне невыгодный для себя шаг: объявить о готовности закупать сырую нефть за рубежом.

Многие наблюдатели поспешили объявить, что мифу о "втором Кувейте", каковым все последние годы стремился предстать Азербайджан в глазах иностранных инвесторов, приходит конец. Это показали и изыскания на некоторых заявленных "перспективными" месторождениях, оказавшихся в результате пустыми, что стало причиной ухода из страны ряда зарубежных нефтяных компаний.

Проблематичной остается и перспектива строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Дело в том, что нефтепровод может быть рентабельным лишь в случае, если ежедневно по нему будет перекачиваться не менее миллиона баррелей (143 тысячи тонн). Сегодня в Азербайджане ежедневно добывается лишь 10-11 тыс. тонн, и этого оказывается недостаточно даже для внутренних нужд страны. На требуемые объемы Баку выйдет не ранее 2008 г. и то только при благоприятных обстоятельствах. Сомнительно также, что трубопровод в обозримом будущем заполнит казахстанская нефть, на которую делается расчет. Во-первых, далек от решения вопрос о переброске в Азербайджан казахстанской нефти. Во-вторых, не гарантировано увеличение Азербайджаном добычи нефти в 15 раз. Никаких реальных предпосылок к этому не существует. К тому же известно, что строительство и эксплуатация серьезных энергетических инфраструктур лишь в незначительной степени является проблемой технической. В первую очередь это вопрос большой политики, геостратегии. В свете этого судьба гипотетического нефтепровода от Каспия до средиземноморского побережья Турции в очень значительной степени будет зависеть от многих факторов, в том числе от позиции России и ее возможности влиять на ситуацию на бывшем советском пространстве.

Надежды Баку на улучшение социально-экономического положения связаны в основном с ожиданием новых займов и кредитов от международных организаций. Львиная доля более чем скромного несбалансированного бюджета уходит на содержание многочисленного административного аппарата и силовых структур. Ограниченные материальные и финансовые ресурсы страны, включая внешнюю финансовую помощь, зачастую попадают не по назначению. Серьезную опасность представляет коррупция, которая достигла невиданных масштабов и на усиление борьбы с которой вынужден обращать внимание президент страны, поскольку она перерастает в разряд бедствий общегосударственного масштаба.

Все приносящие какой-либо доход сферы коммерческой деятельности поделены и розданы в управление влиятельным кланам, близким к политической элите. Многие из руководящих должностей заняты выходцами из Нахичевани, вотчине президента. Их количество в ряде подразделений властных структур достигает 50 и более процентов от общего числа государственных чиновников высокого ранга.

По мнению местных политиков, коррупция охватила все властные структуры и уже угрожает самой национальной безопасности. Ряд оппозиционных газет периодически публикует сведения, касающиеся госчиновников и близких родственников президента, обладающих огромной собственностью и недвижимостью в 25 странах мира на сумму, составляющую несколько сотен миллионов долларов. По данным турецкой газеты "Хюрриет" от 30.10.99 г. со ссылкой на местные правоохранительные органы, за годы правления Алиева в Азербайджане из государственной казны было присвоено около 3 млрд. долл. По данным международных организаций, Азербайджан входит в число самых коррумпированных государств мира.

Судя по всему, политический климат как на постсоветском пространстве, так и на мировой арене меняется не в пользу Азербайджана. Масштабная экономическая разруха, чрезмерная коррумпированность властных структур страны, тяжелое материальное положение, социальное расслоение общества, безработица, многомесячная задержка зарплат и пенсий, нерешенность карабахской проблемы вызывают недовольство населения, существенно осложняют нынешнему азербайджанскому руководству возможность удерживать стабильной нынешнюю ситуацию.

Эксперты МВФ добавили озабоченности азербайджанским властям, когда заявили, что МВФ, вероятно, откажет Азербайджану в выделении последнего транша кредитов. Они подвергли критике экономическую политику правительства Азербайджана, которое, по их мнению, не смогло решить ни одной из социально-экономических проблем страны и оценивают ситуацию в стране как близкую к социальному взрыву.

В ноябре 1999 г. правительство республики и руководство МВФ подписали соглашение, согласно которому Баку обязался выполнить ряд условий фонда. В частности, речь шла о проведении международного аудита главной экономической опоры страны -Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) за последние три года. По результатам проверки, руководство МВФ выразило недовольство финансовой деятельностью ГНКАР, которая обеспечивает 75% всех поступлений в госбюджет Азербайджана. Другим невыполненным условием осталась задержка с объединением трех крупнейших банков республики - Сбербанка, Промышленно-инвестиционного банка и Агропромышленного банка. Эти финансовые организации, как оказалось, находятся в критическом финансовом положении. Не было выполнено и такое требование МВФ, как ввод нового налогового кодекса, а также введение изменений в закон о государственной службе, затягивание сроков утверждения нового закона о приватизации и новой программы разгосударствления объектов.

В правительстве республики не скрывают, что отказ МВФ выделить Азербайджану последний транш кредитов ESAF/EFF может привести к дальнейшему нарастанию социальной напряженности, крайне негативно отразится на выплате пенсий и зарплат.

Руководство Азербайджана опасается потери и другого важнейшего источника пополнения бюджета и доходов населения - заработков в странах СНГ. Дело в том, что ряд стран Содружества уже заявили о своем выходе из режима безвизового передвижения. Так, визовой режим ввели для граждан стран СНГ (кроме граждан России), Казахстан, Туркмения, Узбекистан. Азербайджанский парламент уже ратифицировал соглашение о взаимном въезде и выезде граждан Азербайджана и Туркмении. Этот документ был подписан еще летом прошлого года и предусматривает ограниченный визовый режим. Он позволяет взаимный безвизовый въезд на срок не более одного месяца по служебным или диппаспортам . Пребывание на более длительный срок должно оформляться в диппредставительствах.

Планируемое введение Россией визового режима на границах с Грузией и Азербайджаном азербайджанцами воспринимается с большой тревогой, поскольку оно коснется немалого числа жителей страны, вынужденных покинуть ее пределы из-за массовой безработицы и отсутствия заработка. Именно эти страны, и, прежде всего Россия, является в большинстве случаев прибежищем для тех, кто ищет работу. Всего, по оценкам экспертов, в настоящее время за пределами Азербайджана проживает свыше трех миллионов азербайджанцев. При этом только в России живут и работают более 2 млн. граждан Азербайджана. В течение последних лет азербайджанцы, проживающие в России и других странах СНГ, ежемесячно отсылают в свою республику 150-200 млн. долл., или 1,8-2,4 млрд. долл. в год, что втрое превышает годовой бюджет Азербайджана. Возврат на родину в случае введения визового режима хотя бы половины мигрантов и утрата привычных финансовых дотаций может привести страну к серьезным экономическим и социальным потрясениям.

Политические процессы

Пока Гейдар Алиев контролирует ситуацию в стране. Однако с каждым месяцем делать это становится все труднее. К этому, помимо состояния здоровья президента, имеются и другие причины. В окружении президента прекрасно осознают масштабы возможных последствий. Набирает силу оппозиция, которая все решительнее и смелее заявляет о своих претензиях на власть. Усиливаются трения и противоречия в самом президентском окружении. Предполагаемый преемник - сын Гейдара Алиева, судя по всему, не горит особым желанием бороться за президентское кресло. Не торопятся с реальной помощью международные финансовые организации и иностранные инвесторы, внимательно наблюдая за тем, как будут разворачиваться политические события.

Возраст и состояние здоровья Алиева волнуют азербайджанское общество. Выборы президента еще не скоро - в 2003 году. Поэтому все чаще возникает вопрос о том, кто заменит президента на его посту, о его возможном преемнике. В качестве вероятного кандидата называют его сына Ильхама Алиева, вице-президента государственной нефтяной компании.

Подготовка к передаче президентского кресла сыну исподволь ведется давно. Процессы, происходящие во властных структурах страны в течение последних трех лет, неизменно указывали на целенаправленное продвижение Ильхама к посту президента. Под его контролем открылись несколько крупных СМИ. Ильхам контролирует почти все финансовые структуры Азербайджана: близкие к нему люди возглавили министерство финансов, госкомимущество, таможенный комитет, главную налоговую службу. С этой же целью было учреждено движение "Молодых реформаторов", создававшееся под лозунгом "Обеспечение наследственной власти в Азербайджане" для перехода власти к Ильхаму Алиеву. Это движение было создано в январе текущего года сразу после съезда правящей партии "Новый Азербайджан", на котором сын президента был избран заместителем председателя партии. Сразу после съезда было объявлено, что официальный наследник возглавит предвыборный список "новых азербайджанцев" на предстоящих в ноябре парламентских выборах. Последующие события привели к роспуску "молодых реформаторов". Это решение, к которому приложил руку Алиев-старший, стало неожиданным для азербайджанской политической элиты.

Дело в том, что притязания наследника были неоднозначно восприняты во властных структурах. Его оппонентами стали глава администрации президента Рамиз Мехтиев и министр труда Али Нагиев. Гейдар Алиев, который довольно успешно подавлял все оппозиционные выступления, по-видимому не желает открытого противостояния со своими ближайшими соратниками и опасается возможных компроматов в адрес президентской семьи. Однако мало кто из политиков сомневается в том, что любой выдвинутый властью претендент на президентский пост в случае его избрания неизменно будет проводить курс Гейдара Алиева.

Похоже, что руководство республики пребывает в затруднительном положении. Заметно поубавилась эйфория от ожиданий инвестиций со стороны Запада. Перспективные месторождения распроданы иностранным нефтяным корпорациям, но "золотого дождя" не предвидится. Расчеты на скорые нефтедоллары от подписанных, начиная с 1994 года, полутора десятков контрактов на разработку месторождений на шельфе Каспия не оправдали предполагаемых ожиданий и, похоже, ближайшие годы также не дадут однозначного ответа на вопрос о будущих источниках финансирования. По разным оценкам, в азербайджанскую экономику пока реально инвестировано лишь около 600 млн. долл. Поэтому рассчитывать на то, что нефтедобыча даст возможность резко улучшить экономическую ситуацию в стране в ближайшей перспективе, не приходится.

К тому же нарастает и накал политического противостояния в Азербайджане. Все оппозиционные политические организации намерены решительно заявить о своем несогласии с курсом нынешнего руководства и выступить с массовыми акциями протеста. О серьезности намерений оппозиции свидетельствует учрежденный 12 апреля общереспубликанский митинговый комитет, в который вошли около 200 партий и общественных организаций, представляющих вместе немалую силу.

Еще в середине февраля Демократический конгресс Азербайджана (ДКА), который объединяет девять самых крупных оппозиционных партий, выступил с резкой критикой политики руководства страны в нефтяной области. В распространенном заявлении ДКА отмечается, что нефтяная политика властей противоречит национальным интересам республики, так как ведет только к "обогащению группы лиц и служит сохранению незаконной власти". В документе выражается обеспокоенность, что, несмотря на увеличение добычи нефти, уровень жизни населения катастрофически падает, страна испытывает дефицит электроэнергии, а внутренняя цена на бензин остается высокой даже по сравнению с теми странами, которые не обладают запасами углеводородного сырья.

Вызывают критику оппозиции меры по реализации Указа президента "О создании государственного нефтяного фонда", финансирование которого будет осуществляться в основном за счет продажи сырой нефти и газа. Создание фонда президент поручил своему сыну И.Алиеву. В Баку говорят, что тот, кто возглавит фонд, станет настоящим хозяином Азербайджана. Попытка оппозиции как-то противодействовать планам алиевского клана наталкивается на жесткое противодействие властей. Недавно имело место избиение депутатов Милли меджлиса за критику руководства прямо в зале заседания. Преследованиям и избиениям подвергаются журналисты оппозиционных СМИ. 7 февраля в Баку был совершен налет на редакцию оппозиционной газеты "Ени мусават", которой инкриминируется публикация ложной информации об общественно-политической ситуации в стране.

По мнению первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, которое он высказал в недавнем интервью, существующий политический режим в стране держится на насилии, репрессиях, преследовании инакомыслящих, политическом сыске, пресечении любых попыток выразить недовольство. В августе прошлого года в Баку была создана инициативная группа по защите прав А.Муталибова. Собрано уже более 600 тыс. подписей в поддержку обращения группы известных деятелей Азербайджана с предложением рассмотреть вопрос о возвращении в республику первого президента, восстановлении его гражданских прав.

В Азербайджане имеют место и нарастают достаточно опасные межэтнические проблемы, которые не могут не оставаться в поле российского внимания, поскольку несут в себе заряд, дестабилизирующий обстановку на юге России. Они подогревают дезинтеграционные настроения и при известных обстоятельствах могут спровоцировать нежелательные последствия на российском Северном Кавказе. Речь идет, в частности, об угрозе опасного развития событий прежде всего в Лезгистане, в Талышском крае.

В этой непростой обстановке руководство страны вынуждено лавировать, наращивать репрессивный аппарат, усиливать идеологический, пропагандистский компонент своей внутренней политики, в которой определенное место отводится и антироссийской риторике, правда, в последнее время несколько приглушенной. Правящая элита пытается преодолеть внутренние трудности, нередко внося в массы идеологию национализма и пантуранизма, переключения социального недовольства на поиск внешних причин.

Оценка места и роли Азербайджана в стратегии и планах Запада на Кавказе

Национальная концепция Азербайджан в значительной степени завязана на использовании стремления западных держав в геостратегическом присутствии на Кавказе. Азербайджан стал тем государством, в котором национальные интересы России оказались существенно подорванными и вытесненными геостратегическими и нефтяными интересами США, других западных держав, Турции.

Странами Запада и НАТО высоко оценивается роль и место Азербайджана в осуществлении своей кавказской стратегии. Соединенные Штаты дают высокую оценку геополитического потенциала Азербайджана в стратегически важном для американских интересов районе, указывая на его возможную ключевую роль регионального "опорного элемента" политики США не только на Кавказе, но и в Центральной Азии, Иране, на Ближнем Востоке.

Свою политику азербайджанское руководство строит, опираясь на нефтяные ресурсы Каспия (прогнозные запасы Азербайджана оцениваются 3,5-5 млрд. тонн нефти и 600 млрд. куб. м газа; в последнее время объявлено о новых обнаруженных газовых месторождениях на каспийском шельфе объемом до 3 трлн. куб. м) и выгодное положение в качестве составной части транспортного коридора Европа-Азия. Помимо важного транспортно-стратегического значения особое место в планах Запада занимает военно-стратегическое положение Азербайджана, который, в частности, рассматривается как плацдарм для геополитического наступления на Северный Кавказ и Центральную Азию.

Баку в свою очередь также активно ищет пути интеграции в европейские экономические структуры, стремится участвовать в формировании новой структуры безопасности на основе атлантизма.

Стратегическое положение Азербайджана и политика, проводимая правящей элитой, таким образом, предопределяет его значение в системе американских внешнеполитических приоритетов. Ключевая роль Азербайджана в реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая линия на установление союзнических отношений с Турцией и Западом делают Азербайджан привлекательным для США кандидатом на роль надежного союзника, перспективным опорным пунктом для закрепления американского присутствия в регионе. Отсюда особо заметная активность американской администрации на азербайджанском направлении. В настоящее время Азербайджан заключил полтора десятка международных контрактов с крупнейшими нефтяными компаниями на сумму порядка 45 млрд. долл. Причем во многих контрактах американские компании играют роль основного держателя акций, оператора, что позволяет им определять и контролировать всю кавказскую нефтяную стратегию. Правда реальных денег нефтяная отрасль республики практически не получает.

Роль Азербайджана, очевидно, будет повышаться в связи с началом реализации масштабного евразийского транспортного проекта ТРАСЕКА, в реализации которого также заинтересованы США, а также транспортировки углеводородных каспийских ресурсов на мировые рынки. Азербайджан, судя по всему, соответствует намерениям мировых держав в их глобальной политике по переделу мира и установлению нового мирового порядка в Кавказском регионе.

Баку не прочь играть отведенную ему Вашингтоном роль, стать "продолжением" Турции на Кавказ, что подтверждается и выбором в качестве стратегического ориентира турецкой модели развития, а также активно развивающимися военно-политическими и экономическими связями между двумя странами.

Отказавшись от российского военного присутствия на своей территории и совместной охраны государственных границ, свернув военное сотрудничество с Россией, не желая участвовать в системе коллективной безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности, Азербайджан преднамеренно пошел на смену стратегических приоритетов как основы независимой внешней политики и стратегии национальной безопасности. Углубления этой тенденции, видимо, следует ожидать и впредь. Признаков тому немало.

Неуклонно развивается азербайджанско-натовское сотрудничество в рамках программы Партнерство ради мира - ПРМ (членство с 1994 года), которое Баку рассматривает как пролог к формированию стратегии национальной безопасности с опорой исключительно на западные военно-политические гарантии и возможность более тесной интеграции в систему безопасности НАТО, вплоть до вступления в альянс. Судя по последним заявлениям официального Баку, Азербайджан постепенно становится форпостом НАТО в районе Каспийского бассейна. Причем сближение этой республики с североатлантическим альянсом постепенно приобретает необратимый характер.

В декабре 1999 г. Азербайджан официально представил на рассмотрение руководства НАТО проект создания в Баку информационного центра, который будет иметь региональный характер. Для ускорения этого процесса в середине декабря прошлого года министр иностранных дел Вилаят Гулиев в экстренном порядке посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и встретился с генсеком альянса Дж.Робертсоном. После этой встречи была достигнута договоренность об открытии информационного центра НАТО в Баку. Предполагается, что открытие будет приурочено к визиту генерального секретаря НАТО в Баку в сентябре 2000 г.

Специалисты НАТО оказывают азербайджанской стороне помощь в оборонном планировании и в строительстве вооруженных сил, материально-техническом обеспечении и подготовке военных кадров, создании системы гражданской обороны, подготовке спецподразделений по борьбе с терроризмом и т.д. Налажен обмен информацией политического и военного характера, работает механизм политических консультаций Баку с НАТО. Страны НАТО, прежде всего Турция, по существу подключились к содействию в охране азербайджанских границ, в том числе воздушного пространства, оказывают помощь в техническом оснащении и подготовке пограничных кадров. Подобное вмешательство иностранных держав представляет собой реальную угрозу безопасности внешним границам России.

Имеется целый набор других программ военного сотрудничества с НАТО и США. Характерно, что планы расширения НАТО на восток не только не вызывают сомнений и осуждения в азербайджанской политической элите, но оцениваются как важный фактор укрепления коллективной безопасности в Европе.

Военные делегации из США проявляют интерес к некоторым объектам военной инфраструктуры, в частности, бывшей советской военно-воздушной базе "Насосная", которая предложена азербайджанским руководством в качестве варианта для размещения на территории республики американской военной авиабазы.

Особое место в планах Азербайджана занимает Турция, которой отводится роль "старшего брата" и долговременного стратегического партнера. Уже сейчас речь можно вести о действующем под патронажем НАТО и в противовес российско-армянскому военному сотрудничеству турецко-азербайджанском военном альянсе, что неоднократно подчеркивалось на встречах Г.Алиева с военно-политическим руководством Турции. Принимают регулярный характер поставки в Азербайджан оружия и военной техники из Турции. В апреле с.г. в Баку военными представителями двух стран было подписано очередное соглашение о подготовке в Турции специалистов для вооруженных сил Азербайджана.

Впрочем, не все в Турции склонны делать ставку только на Алиева. Многочисленные и плодотворные контакты и встречи на разных уровнях между Баку и Анкарой вовсе не означают абсолютную безоблачность в двусторонних отношениях. Так, резкое недовольство азербайджанского руководства и, в частности, Г.Алиева вызвал излишне теплый, по оценке официального Баку, прием, оказанный турецкими официальными лицами экс-президенту Абульфазу Эльчибею, посетившего весной этого года Турцию по приглашению входящей в правительственную коалицию ультранационалистической партии МНР. По убеждению большинства турецких и азербайджанских экспертов, руководство партии МНР пригласило Эльчибея, чтобы "реабилитировать его политический потенциал" и подчеркнуть желание видеть его будущим президентом Азербайджана по завершении правления президента Алиева в 2003. Турецким националистам импонировало сделанное Эльчибеем заявление в Анкаре с различного рода обвинениями в адрес России, Армении и Ирана, а также обращение к "турецким братьям" за содействием "в освобождении Нагорного Карабаха от армянской агрессии и Южного Азербайджана от оккупации Ирана". Экс-президент Азербайджана вновь заявил о "естественном праве всех турок" создать единое и мощное 100-миллионное государство, в которое должны войти анатолийские и азербайджанские турки, и "к мнению которого прислушивался бы весь мир".

В контексте этой инициативы, особый смысл приобретает беспрецедентное заявление министра по связям с тюркоязычными республиками СНГ Абдулхалюка Чея, выступившего за создания так называемого "Тюркского содружества" и фактическую реабилитацию "Великой османской империи". Эта публикация вызвала соответствующую реакцию МИД РФ, которое подвергло резкой критике высказывания турецкого министра. В специальном сообщении департамента информации и печати российского МИДа отмечается, что Чей допустил ряд некорректных высказываний в адрес России, а его заявления "никак нельзя назвать дружественными и соответствующими нынешнему уровню российско-турецких отношений".

Опасным для регионального баланса сил представляется усиленное наращивание Азербайджаном своего военного потенциала. Напомним, что в конце 1993 года МИД Азербайджанской Республики направил письмо делегациям государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), в котором информировал, что Азербайджан принял под свою юрисдикцию полученное от РФ разрешенное Договором количество вооружений и техники.

В последующем Азербайджан, приобретая вооружение и технику в третьих странах, существенно превысил допустимые квоты, причем по ряду видов тяжелых вооружений многократно (для Азербайджана эти квоты составляют: по танкам и ББМ - 220, по артсистемам калибра 100 мм и выше - 285). Только официально декларированное количество вооружений в азербайджанской армии составило 335 танков, 947 боевых бронированных машин, 388 артсистем калибром 100 мм и выше, 53 боевых самолета.

За последние годы Азербайджан получил немало вооружений от Турции и Украины, причем без их декларирования. Основной поток техники и вооружений перебрасывался из Турции в Нахичевань.

Недавно агенство по контролю за вооружениями и разоружению США (ACDA) распространило специальный доклад, в котором сообщается о чрезмерной милитаризации Азербайджана и Турции и нарушении баланса сил на Кавказе в пользу последних.

На этом фоне не могут не настораживать заявления, которые все чаще слышны от официальных лиц Азербайджана, о необходимости усиления военного сотрудничества с Западом и размещения на территории страны военных баз НАТО.

Подобные высказывания Баку можно рассматривать как реакция на поставку на российские военные базы в Армении самолетов МиГ-29 и зенитно-ракетных комплексов C-300. Вместе с тем его можно оценить и как очевидный признак преднамеренного конфронтационного поведения Азербайджана, готовности Баку к еще более тесному сближению с НАТО и соседней Турцией, призыв к решительным шагам в области военного сотрудничества, укреплению военных связей. Не вызывает сомнения, что угроза Баку разместить у себя иностранные военные базы используется как способ давления на Россию, чтобы заставить ее ликвидировать свои военные объекты в Закавказье, воспрепятствовать военному сотрудничеству с Арменией.

Глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев в апреле этого года вновь сообщил о возможности размещения на территории республики военных баз НАТО. Министр обороны Сафар Абиев доложил о планах Азербайджана совместно с НАТО провести в 2001 г. в Баку широкомасштабные командно-штабные учения "Кооператив Детерминейшн". В них примут участие, как страны-члены НАТО, так и государства, сотрудничающие с блоком в рамках программы ПРМ. По сведениям минобороны Азербайджана, возможное количество стран-участниц приближается к 50.

В начале февраля этого года в Баку побывала делегация НАТО, которую возглавлял заместитель начальника штаб-квартиры НАТО в Юго-Восточной Европе, турецкий генерал Рифки Дурусой. Целью поездки как раз и было выяснение возможностей и готовности Азербайджана к проведению масштабных военных учений. В рамках визита делегация НАТО провела переговоры с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым и министром иностранных дел Вилаятом Гулиевым, в ходе которых обсуждались перспективы сотрудничества между Азербайджаном и Североатлантическим альянсом.Тема углубления сотрудничества с НАТО затрагивалась Г.Алиевым во время его недавней поездки в США. Выступая 14 февраля в Институте Центральной Азии и Кавказа при университете Джона Гопкинса в Вашингтоне, он заявил, в частности, что его страна хотела бы вступить в Североатлантический союз. Пока же Баку намерен активно развивать сотрудничество с НАТО в рамках Североатлантической ассамблеи и программы ПРМ. Тогда же Г.Алиев выразил сожаление по поводу сохранения российского военного присутствия в Армении и поставок в эту страну современного российского вооружения. По его словам, "Ереван заключил военные союзы сначала с Москвой, а теперь и с Минском". Президент Азербайджана опасается, что это чревато "милитаризацией Южного Кавказа".

Проводя совместные с НАТО военные учения, Баку, тем не менее, выражает беспокойство, когда это делают другие. Так, министерство обороны Азербайджана выразило недовольство в связи с совместными российско-армянскими учениями, прошедшими в конце марта 2000 года на территории Армении и считает недопустимым их проведение в условиях неурегулированного карабахского конфликта. Особенно в связи с тем, что на учения была приглашена военная делегация Нагорного Карабаха во главе с карабахским министром обороны. Азербайджанское внешнеполитическое ведомство предупредило, что проведение подобных военных учений может привести к срыву режима прекращения огня, к компрометации идеи формирования системы региональной безопасности.

Настойчивые предложения Баку разместить у себя базы НАТО заставляет предполагать, что нефтяная тема как способ привлечь серьезные западные инвестиции в должной степени себя не оправдывает. На это указывают явные трения и даже скандалы между национальной нефтяной компанией (ГНКАР) и Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК). На данном этапе, правда, США достаточно сдержанно относятся к планам разместить на территории Азербайджана военные базы НАТО или Турции, полагая, что еще не пришло время и что осуществление этих планов способно подорвать установившийся в регионе силовой паритет и встретит серьезные возражения со стороны России и Ирана, приведет к опасной и нежелательной конфронтации. Это не означает, однако, что этим намерениям не суждено сбыться в будущем.

Среди возможных мер, которыми намерен "ответить" Баку "на российские поставки вооружений в Армению", - отказ участвовать в Договоре о коллективной безопасности, намерение пересмотреть в сторону ужесточения условия функционирования Габалинской РЛС, и главное - угроза военного присутствия в Азербайджане "дружественных" ему стран, что может кардинально изменить вопрос о соотношении геополитических сил в Закавказье и Прикаспии.

Министр обороны республики генерал-полковник Сафар Абиев откровенно признал, что во время его визита в Турцию "прорабатывался вопрос о возможности заключения военного союза между Баку и Анкарой, аналогичного российско-армянскому военному договору". В феврале 2000 г. министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил в интервью бакинскому информагенству "Шарг", что официальный Баку всецело поддерживает идею создания военного пакта с Анкарой и Тбилиси. Он считает, что такой военно-стратегический союз будет направлен на "укрепление безопасности и стабильности в регионе". По словам Гулиева, идея формирования военной оси базируется на выдвинутых Турцией и поддержанных лидерами Грузии и Азербайджана предложения о создании в регионе так называемого "Пакта стабильности и безопасности", означающего по сути своеобразный "кавказский заговор", направленный против "агрессивной и все более пугающей политики Москвы на Кавказе", а также ее "союзников" Тегерана и Еревана.

Характерно, что официальные власти Ирана в ответ на эти намерения Баку выступил с предупреждением против любых попыток создания военных баз НАТО в Азербайджане.

Послушную Западу позицию Азербайджана на мировой арене убедительно высветил югославский кризис. В то время как Россия осудила военные бомбардировки Югославии, поставила вопрос о нецелесообразности продолжения санкций против Югославии, приостановлении действия Основополагающего акта Россия-НАТО, у азербайджанского руководства не было сомнений, кого поддерживать. Азербайджан принял приглашение НАТО участвовать совместно с грузинским подразделением в так называемой миротворческой операции в Косово в составе турецкого военного контингента. Расходы по подготовке и содержанию азербайджанских военных взяла на себя турецкая сторона.

Уже активно выдвигается вопрос о военных гарантиях безопасности предполагаемых проектов транспортных нефтяных магистралей, и в первую очередь проекта основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Если события будут развиваться по этому сценарию, то определенные элементы совместной с Западом военной инфраструктуры - вполне допустимая перспектива. Тем более, что проведение многосторонних военных учений с подобными задачами стало обычным явлением.

Так, в прошлом году на полигоне возле Рустави (Грузия) были проведены (впервые без России) учения подразделений ВС Грузии, Азербайджана и Украины (по одному усиленному взводу с каждой стороны) с задачей по охране трубопровода Баку-Супса и других технических сооружений вдоль его трассы. Между этими странами уже достигнута договоренность о создании в рамках ГУУАМ совместного подразделения для охраны нефтепровода.

Таким образом, формируется новый центр военно-экономического сотрудничества, а военное сообщество Тбилиси, Баку и Киева, объединенное целью совместной защиты экономических интересов, приобретает реальные черты. (Справочно: длина трубопровода от Каспия до Черного моря 812 км. Длина азербайджанского участка - 444,3 км. Терминалы в Супсе и Поти смогут ежегодно перекачивать до 5 млн. тонн нефти или почти 15% от того объема, который перекачивается через Новороссийск).

Баку активно участвует в содружестве тюркских государств, объединяемых под эгидой Турции. 8 апреля с.г. в Баку состоялся саммит глав тюркских государств. В его работе приняли участие президент Азербайджана Гейдар Алиев, президент Турции Сулейман Демирель, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Аскар Акаев, председатель парламента Туркменистана Сахат Муратов и председатель парламента Узбекистана Эркин Халилов.

Эти ежегодные сборы начали проводиться по инициативе Турции, которая, осуществляя "мягкую" экспансионистскую политику на постсоветском пространстве и используя формальный повод - общность языка и культуры, стремится усилить свое влияние в ряде новых государств к югу от России. Нынешний саммит в Баку - это шестое подобное мероприятие.

Настоящие цели таких встреч на самом деле далеки от вопросов культурного единения, что показал закрытый характер бакинского саммита. На передний план подобных контактов на высшем уровне чаще всего выходят вопросы геополитического и геоэкономического характера. Главное внимание на встрече в Баку было уделено вопросам ускоренной реализации транспортно-энергетических проектов: освоению ресурсов Каспия, восстановлению "великого шелкового пути", строительству евразийского транспортного коридора ТРАСЕКА, нефтепровода Баку-Джейхан и Транскаспийского газопровода.

Участники встречи особо подчеркнули важное значение развития трубопроводных и транспортных коммуникаций в направлении Центральная Азия-Кавказ-Европа не только с точки зрения экономической и геополитической ценности, но и как важный фактор интеграции тюркских государств.

Двусторонняя в рамках саммита встреча президентов Алиева и Назарбаева была посвящена выработке совместных позиций и достижению договоренностей в вопросах эксплуатации природных ресурсов Каспия и транспортировки казахстанской нефти через азербайджанскую территорию. Была намечена совместная стратегия Баку и Астаны в вопросах участия Казахстана в транспортировке нефти по нефтепроводу Баку -Джейхан и возможности реализации проекта Транскаспийского нефтепровода из Казахстана в Азербайджан.

Помимо проекта основного экспортного трубопровода Баку-Джейхан, турецкую сторону интересовали также перспективы реализации Транскаспийского газопровода и поставки в Турцию природного газа. Г.Алиев, в частности, заверил, что Азербайджан готов участвовать в этом проекте. Он отметил также, что после открытия месторождения "Шахдениз" в азербайджанском секторе Каспия, Баку расматривает вопрос о транспортировке газа с этого месторождения по существующему уже газопроводу в Грузию и далее в Турцию. "Мы считаем этот проект перспективным и намерены добиваться его реализации",- сказал он.

Президент Турции С.Демирель заявил, что Турция заинтересована в реализации всех проектов, по которым она сможет импортировать газ. По его словам, в ближайшие годы Турция увеличит объемы закупок газа, которые составляют на сегодняшний день 10 млрд. кубометров в год. Планы Анкары идут дальше, и она планирует довести импорт до 50 млрд. куб. м в год, а затем и до 85 млрд. куб. м. Причем 30 млрд. куб. м Турция намерена получать по Транскаспию из Туркмении и Азербайджана и 16 млрд. куб. м газа по трубопроводу "Голубой поток" из России.

На встрече президенты отметили объединяющую роль Турции в процессе интеграции тюркских государств. Назарбаев, в частности, подчеркнул, что "молодые тюркские государства всегда опирались на мощь турецкого государства". Г.Алиев отметил особую роль президента Турции С.Демиреля в деле формирования организации тюркских государств.

По итогам саммита была принята Бакинская декларация. В ней была отмечена, особая роль "великого шелкового пути" в развитии экономического потенциала региона и необходимость его восстановления. В документе была подчеркнута важность разработки и добычи природных ресурсов региона, прежде всего нефти и газа, их транспортировки на мировой рынок за счет формирования и функционирования Евразийского транспортного коридора и активизации совместных усилий на этом направлении.

Главы государств осудили любые проявления агрессии и роста милитаризации зон конфликтов, ведущие к эскалации напряженности, росту беженцев, осложнению гуманитарной ситуации и создающие угрозу безопасности государств.

Стороны выразили также приверженность резолюциям Совета Безопасности ООН по армяно-азербайджанскому конфликту и подтвердили поддержку мирному урегулированию конфликта на основе принципов Лиссабонского саммита ОБСЕ.

Участники встречи подтвердили также свою решимость в осуществлении скоординированных действий по борьбе с наркобизнесом, международным терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом и обмене информацией в этих областях. Следующую подобную встречу предложено провести в апреле 2001 года в Стамбуле. Было принято решение о создании в Стамбуле постоянно действующего секретариата тюркских государств.

Впрочем, абсолютного единства в среде "тюркских государств" не наблюдается. Достаточно сказать, что С.Ниязов и И.Каримов от поездки на саммит воздержались. За формальным предлогом отказа от визита в Баку стоят достаточно серьезные противоречия.

Одной из причин непоявления туркменского президента на саммите глав тюркских государств в Баку безусловно стали разногласия между Туркменией и Азербайджаном по вопросу о принадлежности некоторых нефтяных месторождений на Каспии. Речь идет в частности, о месторождениях Чираг и Азери, первое из которых частично, а второе полностью Ашхабад считает своими. Помимо указанных, притязания Баку распространяются еще и на месторождение Кяпаз (туркмены называют Сердар), которое никак не вписывается в азербайджанский сектор.

Вторым спорным моментом в туркменско-азербайджанских отношениях стала разница подходов к некоторым аспектам использования проекта Транскаспийского газопровода мощностью в 30 млрд. куб. м газа в год. Азербайджан выдвинул в качестве условия своего участия в проекте получения 50% квоты для транзита в Турцию собственного газа, запасы которого обнаружены на каспийском шельфе. Такой аппетит Азербайджана делает Транскаспий для Туркмении экономически неэффективным. Подключение Вашингтона к спору позволило прийти к компромиссу и выделить "находящемуся в тяжелом экономическом положении" Азербайджану квоту объемом в 5 млрд. куб. м. Однако вопрос остается пока до конца несогласованным, поскольку предложенная квота все же не устраивает азербайджанскую сторону. Более того, отодвигается на неопределенное время сама идея реализации проекта транскаспийской газовой магистрали.

Справочно: соглашение о поставках туркменского газа в Турцию и Европу было подписано в феврале 1999 г. Согласно этой договоренности Анкара обязалась покупать ежегодно 16 млрд. куб. м газа и еще 14 млрд. куб. м транспортировать в Европу. В феврале 2000 г. было подписано соглашение о строительстве газопровода. Этот документ подписали глава американской компании РSG, оператора проекта, Эдвард Смит и президент Туркмении. Согласно проекту газопровод должен быть построен за 28 месяцев, его протяженность составит около 2 тыс. км, в том числе по территории Туркмении - 715 км, по дну Каспия - 300 км, по Азербайджану - 408, Грузии - 200 км, Турции - 320 км. Стоимость проекта около 2 млрд. долл.

Складывающиеся в регионе события позволяют прийти к убеждению, что в регионе зреет опасное, в том числе военное противостояние с подключением не только региональных, но и глобальных держав. Четко выстраивается региональная иерархия: США-НАТО-Турция-Азербайджан. В этой конструкции отведено место и для Грузии. Готовится для подключения к этой системе и региональная организация ГУУАМ. Кстати говоря, конгресс и сенат США одобрили новую законодательную инициативу о выделении странам ГУУАМ, в том числе Азербайджану, финансовой помощи в размере 37 млн. долл. для проведения мероприятий по укреплению безопасности границ, видимо, в первую очередь с Россией. Законодательная власть США, таким образом, официально признала существование ГУУАМ как политической организации.

Катализатором формирующейся региональной оси, по-видимому, будет продолжать оставаться каспийская нефть, которая, как становится все более ясно, нередко оказывается лишь ширмой для геополитических игр, а также трубопровод Баку-Джейхан и транскавказский евразийский транспортный коридор ТРАСЕКА. В этом же ряду могут оказаться транскаспийский газопровод Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция. Кстати сказать, в Вашингтоне совсем недавно была проведена очередная встреча рабочих групп по основному экспортному трубопроводу трех стран: Азербайджана, Грузии и Турции по вопросу о согласовании условий его эксплуатации, а также привлечении инвестиций для финансирования трубопровода Баку-Джейхан. Грузия продолжает выдвигать жесткие условия, связанные с финансовыми гарантиями безопасности трубопровода.

Таким образом, перспективы "нефтегазового процветания" Азербайджана, что, очевидно, практически полностью зависят от иностранных инвесторов. Однако западные инвесторы не спешат вкладывать средства до тех пор, пока не будут подтверждены реальные запасы азербайджанской нефти. Другая причина заключается в неопределенности карабахской проблемы, существенно влияющей на стабильность ситуации на Южном Кавказе.

Урегулирование карабахской проблемы - ключ к стабильности на Кавказе

Сильным фактором, выстраивающим многие процессы внутреннего и внешнего порядка в политике Баку по крайней мере на ближайшую перспективу, остается проблема, связанная с азербайджано-армянскими отношениями и карабахским урегулированием.

Что касается внутриполитического аспекта, то отношение к карабахскому вопросу в Баку является тем своеобразным тестом, который определяет политическую устойчивость власти, степень приверженности национальным интересам. Поэтому путь возможных компромиссов, хотя и желателен, однако не прост из-за боязни переступить опасную черту и совершить действия, которые оппозиция и народ могут не простить.

Внешний аспект карабахской проблемы имеет две особенности. C одной стороны - неурегулированность карабахской проблемы вызывает состояние перманентной напряженности с возможным перерастанием в вооруженный конфликт.

Развитие и перерастание конфликта в фазу вооруженного столкновения не только мешает реализации нефтяных проектов, задуманных Азербайджаном совместно с его западными покровителями, сужает сферу иностранной инвестиционной активности, но и предполагает активизацию военного присутствия в регионе России, связанной с Арменией определенными обязательствами военного характера, серьезным ростом напряженности и эскалацией конфликта, вовлечением в него Турции, других стран.

C другой стороны - обращение Азербайджана к западным странам "восстановить справедливость и наказать агрессора" является для тех внешних сил, которые устремлены на Кавказ, прекрасным поводом для геополитического закрепления, удобным предлогом для размещения воинских контингентов, предназначенных якобы для обеспечения безопасности нефтепроводов или выполнения миротворческих функций.

Пока Баку и Ереван находятся на диаметрально противоположных позициях. По предложению армян, главные ключевые вопросы (политико-правовой статус НКР, гарантированная безопасность Карабаха и форма вывода войск с занятых территорий) необходимо решать комплексно в одном пакете, а основные разногласия могут быть преодолены прежде всего самими участниками конфликта в форме согласованного подхода руководств Азербайджана и Нагорного Карабаха. Азербайджан, настаивая на поэтапном урегулировании конфликта, начиная с освобождения занятых территорий, пока отказывается от прямых контактов со Степанакертом, идет по пути вывода конфликта за рамки двустороннего формата, вовлечения в него своих новых опекунов из НАТО. Главное разногласие остается в определении статуса Карабаха: Баку готов предоставит ему самую широкую автономию в рамках единого государства.

Таким образом, конфликт в Нагорном Карабахе, изменение ситуации вокруг него и в регионе в целом обусловливает определенные сдвиги в подходах региональных и глобальных сил. Так, любопытна трансформация американской позиции по Нагорному Карабаху, которая проявилась во время недавнего визита в США правительственной делегации из Нагорного Карабаха.

На пресс-конференции в Ереване, посвященной ее итогам, министр иностранных дел республики Наира Мелкумян, сообщила, что, по словам американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Дональда Кайзера сегодня “подходы Вашингтона и Стапанакерта к урегулированию противостояния весьма близки”. В частности, американская сторона склонна рассматривать Карабах в качестве самостоятельного субъекта региональной политики, особенно в том, что касается его участия в субрегиональных системах безопасности. Позиция Степанакерта, согласившегося с последними миротворческими предложениями Минской группы ОБСЕ, была названа “конструктивной, реалистичной и последовательной”. Вашингтон полагает, что сегодня стороны конфликта должны отказаться от крайностей в своих требованиях: Баку не настаивает на автономном статусе НКР, а Степанакерт - на полномасштабной независимости. Один из высокопоставленных американских конгрессменов от республиканской партии заметил: “Если для укрепления мира и стабильности на Кавказе необходимо признать независимость Н.Карабаха, то это следует сделать”. Предложения Минской группы ОБСЕ по Карабаху о создании “общего государства” явно ударили по самолюбию Баку как проармянские. Вообще в последнее время Баку беспокоит, что симпатии Запада явно поворачиваются в сторону Армении, что подталкивает азербайджанское руководство к новым шумным инициативам навстречу Западу.

Министр иностранных дел Азербайджана В.Гулиев заявил, что официальный Баку никогда не согласится ни с одним из двух основных требований Еревана и Степанакерта: необходимость обеспечения прямой географической связи между Арменией и Н.Карабахом и установление горизонтальных отношений между Баку и Степанакертом.

Многие аналитики склонны считать, что личные встречи Г.Алиева и Р.Кочаряна, при всей позитивной оценке самого факта прямого диалога двух президентов, не имеют конструктивной ценности и нацелены, прежде всего, на удовлетворение потребностей и ожиданий общественного мнения в обеих республиках, повышая рейтинг президентов. Эти встречи положительно воспринимаются как в Москве, так и в Вашингтоне как свидетельство прогресса в переговорном процессе. На самом деле серьезных результатов от переговоров пока не просматривается и вряд ли следует относиться к ним чрезмерно оптимистично до тех пор, пока за стол переговоров не будет приглашен Нагорный Карабах, непосредственный участник противостояния. Министр иностранных дел Карабаха Наира Мелкумян пояснила в этой связи, что проблема Нагорного Карабаха - это прежде всего вопрос физического существования карабахцев. В этом - главное отличие подходов представителей Еревана и Степанакерта. Н.Мелкумян заявила, что НКР не приемлет какого-либо решения карабахской проблемы, которое будет достигнуто без участия и согласия Степанакерта. В этой связи в политических кругах Азербайджана все чаще поднимается вопрос, насколько в действительности целесообразно отказываться от диалога с Н.Карабахом.

С другой стороны, Баку, в отличие от армянской стороны, выразил категорическое несогласие с новым планом Минской группы по Карабаху, считая его отходом от Лиссабонской декларации декабря 1997 года. Думается, позиции Баку со временем могут смягчиться, двигая процесс урегулирования к своему логическому завершению. Вопрос заключается лишь во времени и цене, которую придется заплатить за возврат территорий и государственно-правовой статус НКР. Судя по всему, давление на Баку и Ереван , будет нарастать, подталкивая стороны к сближению. Однако, последние заявления Баку о готовности предоставить территории для размещения натовских военных баз, несмотря на известную долю шантажа, свидетельствуют об определенной уверенности азербайджанского лидера во внешней поддержке - политической, материальной и военной.

Свои услуги в карабахском урегулировании, в том числе путем оказания помощи военной силой усиленно навязывала и продолжает это делать Турция. Готовность выступать на международной арене вместе с партнерами из НАТО демонстрирует Украина. В рамках натовской программы Партнерство во имя мира, куда входят бывшие советские республики, формируются миротворческие подразделения (Украина, Молдавия, Грузия), предназначенные, в том числе для решения специальных задач на постсоветском пространстве.

Американцы активизируют усилия по разблокированию Армении и включении ее в единую систему региональных транспортных коммуникаций, подталкивают к экономическому сотрудничеству с Азербайджаном и Турцией, открытию железнодорожного сообщения между двумя странами, предлагают временно отложить требование о независимом статуса Н.Карабаха как ведущее в тупик. Все более настойчиво выдвигаются планы обмена территориями между Азербайджаном и Арменией. Суть их заключается в предоставлении коридора на Нахичевань для Баку и передаче Карабаха с Лачинским коридором для Армении. Эти чрезмерно радикальные западные идеи давно витают в воздухе и проходят своего рода апробацию в политических кругах. Они предполагают коренное изменение геополитической ситуации на Кавказе, уводя Азербайджан к Турции и отрывая Армению от Ирана и от России. Реализация подобных планов была бы весьма опасной для России, лишая ее стратегического союзника в лице Армении, разрушая перспективную ось Москва-Ереван-Тегеран.

Предложенная во время недавнего визита президента Армении Р.Кочаряна в Грузию система коллективной безопасности на Кавказе, включающая помимо трех государств Южного Кавказа (Армении, Азербайджана и Грузии), государств региона (России, Турции и Ирана), также США и Европейский Союз была воспринята в Баку достаточно сдержанно по нескольким причинам.

Во-первых, в Баку считают, что реализация каких-либо идей о создании пакта коллективной безопасности невозможна без урегулирования конфликтов. Глава азербайджанского внешнеполитического ведомства, поддерживая в целом идею формирования системы общекавказской безопасности, оговорил ее предварительным условием “окончательного урегулирования нагорно-карабахского и грузино-абхазского конфликтов”.

Во-вторых, в Баку считают недопустимым экономическое сотрудничество без разрешения существующих политических проблем. Политики в Баку считают, что региональное сотрудничество с Арменией невозможно до тех пор, пока не будет урегулирован карабахский конфликт, а само присутствие находящихся в состоянии войны Азербайджана и Армении в едином пространстве региональной безопасности противоречит здравому смыслу.

В Азербайджане считают, что если предложения Р.Кочаряна действительно продиктованы серьезными намерениями, то для участия Запада в системе коллективной безопасности необходимо присутствие в регионе вооруженных сил США и НАТО. Бывший советник Алиева, а ныне президент Центра стратегических исследований Каспийского региона Вафа Гулузаде считает, что вести речь о заключении пакта безопасности в соответствии с предложенными Кочаряном формулой и составом участников можно лишь при условии размещения на территории Азербайджана военной базы НАТО в качестве баланса российскому военному присутствию в регионе.

Российско-азербайджанские отношения: перспективы взаимодействия

На фоне активной, наступательной политики Вашингтона и Анкары в Азербайджане, подкрепленной геостратегическими интересами, связанными с каспийской нефтью и евразийскими транспортными коммуникациями, российско-азербайджанские отношения переживают непростой период.

Несмотря на безусловное тяготение к Западу и Турции, азербайджанское руководство при формировании собственной политики не может не учитывать отношений с Россией как важнейшего элемента развития. Степень геополитической устойчивости государства, возможность реализации собственного суверенитета, плодотворное развитие сотрудничества с другими странами, существенным образом зависят от того, как сложатся российско-азербайджанские отношения. Это обстоятельство принимается во внимание азербайджанским руководством и учитывается при выстраивании внешнеполитических приоритетов.

Избрание В.Путина президентом России в Баку восприняли неоднозначно. Некоторые азербайджанские политики убеждены, что если Путин будет проводить политику, иную, чем во времена Б.Ельцина, то российско-азербайджанские отношения могут измениться в лучшую сторону. Другие выражают опасения, что “путинский фактор”, особенно реализовавшийся в Чечне, коснется и Южного Кавказа, что может привести к негативным последствиям.

Вопрос о том, как будут развиваться российско-азербайджанские отношения после избрания Владимира Путина президентом России, - один из самых обсуждаемых сегодня в Азербайджане. Дискуссии свидетельствуют о том, что тема эта далеко не безразлична и политикам, и простым людям страны, поскольку большинство населения связывает разрыв прочных когда-то связей с собственным нынешним неблагополучием.

Кое-кто в Азербайджане, однако, уже сейчас торопиться упредить события и сделать выводы, что во внешнеполитическом курсе России не произошло заметных позитивных перемен, о чем якобы свидетельствуют некоторые заявления российского президента. Так, заявление В.Путина, сделанное им на заседании Совета безопасности РФ о том, что Москва недовольна нынешним положением дел в вопросе добычи нефти и транспортировки энергоресурсов на Каспии, в Баку восприняли как откровенное давление на Азербайджан. Некоторые аналитики отмечают, что Россия по-прежнему не склонна к равноправному диалогу с партнерами по СНГ. Одновременно некоторые азербайджанские эксперты расценили новую военную доктрину России как “неприкрытую демонстрацию возврата к политике силы”. В интервью агенству “Туран” бывший советник президента Г.Алиева по внешней политике, а теперь независимый политолог Вафа Гулузаде, никогда не отличавшийся дружеским расположением к нашей стране, заявил, что ”первой реакцией Азербайджана на доктрину Путина должно быть десятикратное усиление армии и обороноспособности страны. Необходимо начать серьезные переговоры с самым близким партнером Баку - Анкарой и заручиться поддержкой Турции на случай агрессии со стороны России. Аналогичные переговоры необходимо провести с Вашингтоном и некоторыми другими западными странами, которые должны заявить о гарантиях безопасности для Азербайджана”.

Официальный Баку связывает с избранием Путина определенные надежды. В приветственном послании Г.Алиева, в частности, отмечается уверенность, что традиционные дружественные отношения между Россией и Азербайджаном, имеющие глубокие исторические корни, будут и впредь развиваться и укрепляться в интересах наших народов во имя мира, стабильности и прогресса в регионе”.

В Баку, например, с удовлетворением восприняли заявление заместителя министра иностранных дел Г.Берденникова, сделанное им в январе текущего года в Баку о том, что Москва выступает за развитие равноправных, двусторонних отношений с Азербайджаном на основе уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга. Это было расценено как проявление позитивных изменений в политике России, связанное с приходом к власти В.Путина. Удовлетворение и самые благоприятные отклики в Баку получили встречи Г.Алиева с В.Путиным в Москве на саммите глав государств СНГ. В этой связи азербайджанские эксперты считают, что если сегодня Москва будет проводить по отношению к Азербайджану более гибкую политику, то усиление российского влияния в Азербайджане было бы вполне реально. Наиболее веским аргументом в пользу этого стало бы, по мнению Баку, справедливое решение карабахского конфликта, скорейшее урегулирование ситуации на Северном Кавказе и развитие равноправных партнерских отношений между двумя государствами.

В этом плане Россия может воспользоваться тем недовольством, которое существует в Баку в отношении к Западу, и в первую очередь из-за нежелания конгресса США отменить действующую вот уже несколько лет дискриминационную поправку 907, ограничивающую правительственную помощи Азербайджану, в то время, как финансовая помощь без всяких ограничений поступает в Армению и Грузию, и даже непризнанный Нагорный Карабах.

Баку недоволен и довольно пассивной позицией США в Минской группе ОБСЕ в деле урегулирования Карабахского конфликта. Вашингтон, по оценке Баку, занимает все более проармянскую точку зрения, подталкивая Азербайджан на постоянные уступки Еревану, оказывая давление на Турцию с целью разблокирования армяно-турецкой границы и восстановления транспортных коммуникаций. В Баку раздражены американской позицией в вопросе реализации проекта нефтепровода Баку-Джейхан, которая характеризуется определенным дистанцированием от проблемы, возложением ответственности за проект на Турцию и Азербайджан, оказанием Азербайджану лишь моральной поддержки. В Баку ревниво считают, что Вашингтон уже не балует больше своим вниманием Азербайджан и перенес свои симпатии на Армению и Грузию.

По мнению азербайджанских политиков, такая ситуация может подтолкнуть Азербайджан к улучшению отношений с Россией и Ираном, расширит возможности Баку для дипломатического лавирования. Считают даже, что если Москва предпримет более решительные шаги в направлении Азербайджана и начнет реально учитывать его интересы, то в перспективе эти отношения могли бы обрести совершенно иной уровень партнерских отношений.

Серьезный отпечаток на российско-азербайджанские отношения накладывает карабахский конфликт и связанные с ним последствия: утрата территорий, выход Нагорного Карабаха из состава страны, проблема беженцев. По оценке азербайджанской стороны, роль России в урегулировании конфликта не только неадекватна ее возможностям, она лежит в плоскости односторонних (проармянских) интересов и поэтому малоэффективна.

На встрече с московскими журналистами в конце марта с.г. президент Г.Алиев подчеркнул, что Россия имеет преимущественное право для решения проблемы статуса Нагорного Карабаха в большей степени, чем любая другая страна, входящая в ОБСЕ или в Минскую группу. “Мы заявляли и заявляем, что Нагорному Карабаху в составе Азербайджана может быть предоставлен самый высокий статус самоуправления. Однако армянская сторона требует статуса независимости”. При этом президент ссылается на российский опыт: желание сохранить в своем составе Чечню, и высокий статус самоуправления, предоставленный Татарстану.

Некоторые наблюдатели считают, что гарантом добрососедских отношений Азербайджана с Россией может стать потенциал более двух миллионов азербайджанцев, проживающих и работающих в российских городах.

В Азербайджане все больше трезвых политиков, и не только в рядах оппозиции, которые начинают осознавать бесперспективность однобокой ориентации исключительно на Запад. Многие позитивно восприняли высказывание первого президента Азербайджана Аяза Муталибова: “Национальные интересы Азербайджана зависят от того, насколько он будет интегрирован в СНГ”.

В начале апреля с.г. в Баку побывал глава МЧС, вице-премьер правительства РФ С.Шойгу, который на переговорах с президентом Г.Алиевым, председателем правительства Артуром Раси-заде и главой государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям Абидом Шарифовым обсуждал перспективы присоединения Азербайджана к соглашениям о создании систем быстрого реагирования в рамках СНГ и организации Черноморского экономического сотрудничества.

Как бы там ни было, Г.Алиев надеется, что после президентских выборов в России начнется новый этап в жизни СНГ. Главное, что беспокоит азербайджанского руководителя - сможет ли Россия проявлять одинаковое отношение ко всем странам бывшего советского пространства, и в частности, к Азербайджану. Так ли это - покажет очередной саммит глав государств в Москве.