Политическая ситуация в Грузии (сентябрь 2001 г.)

Грунин В.Ф.
эксперт

Политическая ситуация в Грузии продолжает оставаться напряженной. Она осложняется активизацией деятельности оппозиции в связи с предстоящими в ноябре с.г. местными выборами, заметно обозначившимся расколом внутри правящей партии "Союз граждан Грузии" (СГГ), отсутствием единства и согласия в высших эшелонах власти.

Шестилетний опыт существования подчиненной президенту системы исполнительной власти, возглавляемой государственным министром, не убедил общественность в ее эффективности. По инициативе Шеварднадзе еще летом в парламент был внесен законопроект о реформировании правительства в кабинет министров - исполнительный орган с коллективной ответственностью во главе с премьер-министром. Новая инициатива президента, по замыслу, должна помочь правящей партии поднять свой политический вес и возобновить кредит доверия общества.

Тем более, что в нынешнем году плановые показатели бюджета выполняются лишь на 22-25%. Дефицит бюджета-2001 составил 277,6 млн. лари или 4% ВВП (доход - 839,7 млн., расход -1 млрд. 117,3 млн. лари). Долг минфина национальному банку достиг 700 млн. лари (ок. 350 млн. долл.). Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Грузии в январе-июле составило 239,7 млн.долл. Внешнеторговый оборот в январе-июле текущего года хотя и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 12,4% и достиг 588,1 млн. долл., однако, экспорт сократился на 3% - до 174,2 млн. долл., при том, что импорт вырос на 20,4% - до 413,9 млн. долл. Крупнейшим торговым партнером Грузии в январе-июле была Турция, удельный вес которой во внешнеторговом обороте составил 16,7%. Доля России равнялась 15%.

Местная промышленность не развивается, налоги собираются из рук вон плохо, в том числе вследствие привычки налоговых и таможенных служб, находящихся в сговоре с чиновниками из правительства, присваивать казенные средства. Падает авторитет Шеварднадзе.

По оценке приглашенного по контракту из Польши известного реформатора, советника президента по экономическим реформам Л.Бальцеровича, главными проблемами, стоящими перед грузинским правительством, на сегодняшний день являются неэффективность борьбы с контрабандой, непрозрачность бюджета и отсутствие условий для максимальной легализации предпринимательской деятельности. Характерно, что финансирование работы Бальцеровича в Грузии (сумма контракта 1 млн. долл.) полностью взяло на себя правительство США.

Как считают грузинские ученые, страна вступила в фазу демографической катастрофы. За последние 10 лет население сократилось на 20%. По прогнозам, уже в нынешнем году поток эмиграции из Грузии еще больше увеличится, что приведет к сокращению населения еще на 300 тыс. человек. Ученые считают, что если "тяжелейший социальный фон" в Грузии не изменится, демографическая катастрофа станет необратимой.

Политики с реальным ощущением жизни, представляющие как правящую партию, так и оппозицию, выступают за безотлагательные политические и экономические перемены.

Оппозиционные фракции в парламенте отказались поддержать законопроект о кабинете министров, поскольку якобы он не дает партиям равных шансов для формирования будущего правительства, не позволяет преодолеть коррупцию в органах исполнительной власти и создать реально действующий рычаг экономических преобразований.

Заявленная президентом вероятность назначения в связи с возможной реорганизацией правительства на пост премьера спикера парламента Зураба Жвания пока не получила своего развития. Оппозиция расценила подобное намерение как дополнительный шанс для нынешней элиты в борьбе за президентское кресло. Соратники Жвании и он сам убеждены, что кресло руководителя кабинета министров, учитывая кризисное состояние экономики и социальные условия жизни, может негативно сказаться на его карьере. Оппозиция также не в восторге от подобных перспектив как по соображениям партийной принадлежности, так и по причине устойчивых западных пристрастий спикера. Деловые круги не доверяют Жвании из-за его нежелания либерализовать налоговый кодекс в интересах предпринимателей. Из-за имеющихся разногласий вопрос о введении института кабинета министров пока завис в парламенте.

Политическую нестабильность отражают и процессы, происходящие в сфере исполнительной власти. Так, подал в отставку, несмотря на уговоры президента, министр налоговых доходов Михаил Мачавариани, объясняя свой поступок несогласием с бюджетной политикой правительства, крайне неэффективной борьбой государства с коррупцией, которая лишила бюджет огромных средств. Наблюдатели склонны рассматривать этот шаг теперь уже бывшего министра как закономерный и симптоматичный в тех процессах, которые ведут к расколу правящей партии, председателем которой является глава государства.

Молодежное (или реформаторское) крыло СГГ, которое возглавляет Жвания, предпочитает публично дистанцироваться от своих "коррумпированных" коллег по партии, занимающих руководящие посты в органах исполнительной власти, представляя себя в качестве последовательных и непримиримых борцов с коррупцией. Среди сторонников Жвании и ушедший в отставку М.Мачавариани.

Отсутствие единства, как считают наблюдатели, ведет к ослаблению партии и утрате ее влияния среди населения. В таких условиях СГГ вряд ли может рассчитывать на своих прежних избирателей, что может сказаться уже на приближающихся выборах в местные органы власти. Такой поворот событий никак не устраивает молодых, рвущихся к власти "реформаторов" и может привести к краху их политической карьеры.

Не желая столкнуться с подобной перспективой, амбициозное "реформаторское" крыло стало искать способы для того, чтобы обратить на себя внимание общества, выступая якобы в качестве защитника его интересов. Министр юстиции М.Саакашвили на заседании правительства представил законопроект, предусматривающий изъятие незаконного имущества и его возвращение государству, за что был подвергнут резкой критике и обвинен в попытке реставрации "послебольшевистского террора". Закон был отослан президентом на доработку, однако, осторожная позиция Шеварднадзе на фоне решительных намерений, заявленных в его же программе по борьбе с коррупцией, угрожает углублением раскола в парламентском большинстве. Сторонники З.Жвания заговорили о создании новой фракции и нового большинства, в которую, как ожидается, могут войти и представители более старшего поколения.

Серьезным признаком углубляющихся противоречий в высших эшелонах власти стало открытое письмо спикера парламента Зураба Жвания президенту республики Э.Шеварднадзе. Он обратил внимание руководителя государства и лидера СГГ на серьезные просчеты в управлении страной. Когда-то наиболее активный сторонник президента Жвания в своем послании отмечает, что грузинское общество подошло к крайнему рубежу кризиса, а "сложившаяся обстановка несет в себе потенциал противостояния и тяжелейших социальных катаклизмов". Именно это обстоятельство вынудило спикера публично выразить собственное мнение и точку зрения своих партийных единомышленников. Главная угроза, по мнению спикера, состоит в утрате доверия населения к власти. "Общество не верит ни одному обещанию власти, - говорится в письме. Первейшая причина этого - ее несостоятельность и явно бутафорные действия в разрешении проблемы коррупции". Зураб Жвания указал на пропасть между уровнем жизни обнищавшего населения и должностных лиц, которые "с нескрываемым цинизмом демонстрируют свой образ жизни". Председатель парламента заявил также, что из-за масштабов коррупции невозможно развитие бизнеса в стране. Покидают Грузию и инвесторы, отмечает он. Жвания назвал Грузию "страной потерянных возможностей".

В письме подчеркивается, что изменить ситуацию могут лишь радикальные меры. "Власть должны покинуть руководители, которые своим недокументированным имуществом отождествляются в обществе с коррупцией", - считает Жвания. "Лимит времени исчерпан, промедление уже равносильно катастрофе", - говорится в письме. Жвания призвал президента к "решительным, радикальным и понятным для общества действиям".

По оценкам экспертов, популистское послание спикера является явно политической акцией, целью которой стала попытка группы Жвании заявить о себе как о самостоятельной, альтернативной нынешнему президенту силе, серьезно готовящейся к приходу к власти. Тем более, что всесторонняя поддержка Запада, рассматривающего Э.Шеварднадзе уже в качестве неперспективного политика, им обещана.

Обращение председателя парламента вызвало неоднозначную оценку политической элиты страны. Часть известных руководителей государства расценили призыв спикера усилить борьбу с коррупцией как покушение на их собственность и попытку расчистить поле для новых политиков. Председатель парламентской фракции СГГ Реваз Адамия, желая сгладить реакцию на критические высказывания второго лица в государственной иерархии, призвал не усматривать в послании "какого-либо отмежевания от политики президента". В то же время один из лидеров "Возрождения" Георгий Таргамадзе назвал письмо именно попыткой Жвании "отмежеваться от острых социально-экономических проблем", которые лишь усугубились за годы правления Э.Шеварднадзе. Он выразил убеждение, что спикер "подготавливает основу для бегства с тонущего корабля". По мнению наблюдателей, письмо отражает нежелание Жвании и его сторонников разделять с нынешним руководством ответственность за положение дел в стране.

Э.Шеварднадзе признал открытое письмо председателя парламента серьезным документом. Выступая на заседании правительства, он назвал три главные задачи, которые необходимо решить. Среди них в качестве высшего приоритета - восстановление территориальной целостности Грузии, затем - преодоление нищеты уже в ближайшие годы, и, наконец, реализация программы борьбы с коррупцией. Президент, возглавляющий самый коррумпированный клан, счел возможным успокоить тех, кто встревожился по поводу судьбы своего незаконно нажитого имущества, заявив, что борьба с коррупцией не будет носить тотальный репрессивный характер.

В этом контексте отчетливо просматривается стремление исполнительной власти нейтрализовать активных членов группы Жвания, пытающихся своими рассчитанными на публику действиями вернуть доверие общества. Популистская активность Жвании вызывает явную досаду президента, свидетельством чему служит отказ Шеварднадзе поддержать на районных выборах в парламент представителя правящей партии и уже объявленная им готовность оказать политическое содействие лидеру национально-демократической партии Ирине Саришвили-Чантурия. Что симптоматично, эту же кандидатуру поддерживает глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе. Он называет молодежную группу "Союза граждан" политиками, пришедшими ниоткуда, считая, что именно они внесли немалый вклад в развал страны. По мнению ряда наблюдателей, в перспективе можно ожидать смягчения отношений президента с лидером Аджарии. Правда, предпосылкой для этого, как считают, должно стать отмежевание Шеварднадзе от тех ортодоксальных методов, которые использует поддерживаемая Вашингтоном прозападная группировка Жвании, что маловероятно.

Последние события дают основание говорить о неблагополучии в партийных рядах СГГ и даже о возможном расколе. Находящиеся в составе "Союза граждан" молодые депутаты, представляющие предпринимательские круги и недовольные невозможностью реализовать ряд законодательных намерений для оживления экономики Грузии, выделились в отдельную парламентскую фракцию, а затем объявили о создании собственной партии "Новые правые". Среди причин, приведших к стагнации экономических преобразований, ими был назван и ущербный с точки зрения деловых людей закон о налогообложении. "Новые правые" выступили, в частности, за пересмотр существующего закона о выборах, дающего преимущества тем, кто находится у власти.

Внутриполитические коллизии подогреваются также намерением оппозиции объявить бойкот назначенным на 4 ноября выборам в органы местного самоуправления. Основной мотив отказа от участия в выборах - несогласие с принятым в июле с.г. парламентским большинством избирательным кодексом и законом о самоуправлении, которые ставят правящую партию на выборах в привилегированное положение. Решение о бойкоте было принято 4 сентября на учредительном заседании Координационного совета оппозиционных сил. Совет требует проведения в Грузии досрочных президентских и парламентских выборов. Учредительную декларацию Координационного совета оппозиционных сил подписали лидеры парламентских фракций "Возрождение", "Промышленники", "Социалисты", "Новая Абхазия - Христианские демократы", "Единая Грузия", а также не представленные в парламенте партии - Национально-демократическая, Лейбористская, Народная и Объединение национальных сил.

5 сентября с антипрезидентскими требованиями выступили на митинге и грузинские коммунисты. Они потребовали немедленной отставки президента Шеварднадзе, роспуска правительства и парламента, а также присоединения Грузии к Союзному государству Белоруссии и России. Во время митинга был сожжен портрет Шеварднадзе и американский флаг. Оппозиция, проявляя на декларативном уровне готовность к социальным переменам, рассчитывает склонить электорат на свою сторону, в чем ей помогает соответствующий социальный фон.

На 4 ноября назначены также выборы главы Аджарии и ее парламента. При этом, как ожидается, СГГ не примет участия в выборах председателя Верховного Совета автономной республики. По новому законодательству Аджарии, глава автономии и двухпалатный парламент избираются сроком на пять лет. Внесены изменения и в процесс формирования избирательных комиссий. Очевидно, что альтернативы Аслану Абашидзе на выборах не будет. Считают также, что и состав парламента и органы местного самоуправления уже заранее определены нынешним аджарским лидером, и выборы лишь подтвердят назначенные им кандидатуры.

Уместно напомнить, что Абашидзе ведет самостоятельную, независимую от Тбилиси экономическую политику, старается строить отношения с России без оглядки на центральное руководство. Так, Абашидзе не допустил проведения на территории Аджарии в июне с.г. натовских учений "Кооператив партнер-2001". Формально для этой цели был использован предлог о юридической неопределенности принадлежности полигона Гонио, где должны были проводиться маневры. Одной из причин такого решения было опасение аджарского руководителя, что прибытие в республику участвующих в маневрах подразделений спецназа может привести к перевороту и устранению Абашидзе от власти, чего давно добиваются в Тбилиси.

Учения были перенесены в район Поти, а несговорчивость аджарского лидера вызвала в Тбилиси крайнее раздражение. Тем более, что в то же самое время на полигоне Гонио без согласования с минобороны Грузии были осуществлены плановые учебные мероприятия 12-й российской военной базы, размещенной в Батуми. В Тбилиси уже выразили неудовольствие маневрами техники и личного состава российской базы на территории Аджарии вблизи ее границы с метрополией. Этот факт лишний раз укрепил убеждение центральных грузинских властей о необходимости вывода 12-й базы из Аджарии как можно скорее. Это означает также, что грузины, видимо, будут продолжать настаивать на переговорах с российской стороной на трехгодичном сроке пребывания военной базы в Аджарии, хотя аджарский руководитель склонен сохранить базу как можно дольше. Знаком особого внимания со стороны Аджарии по отношению к России стало строительство на горе Мтирала на аджарские деньги обелиска в память гибели следовавшего из Чкаловска российского военно-транспортного самолета, когда погибли 83 пассажира.

Аджарское руководство, в отличие от Тбилиси, старается поддерживать нормальные отношения с Сухуми, оказывая Абхазии посильную помощь. Недавно А.Абашидзе выступил против находящегося в Тбилиси абхазского руководства в изгнании, заявив, что их деятельность мешает развитию мирного процесса. В этой связи глава изгнанного абхазского руководства Тамаз Надараишвили счел необходимым подчеркнуть, что мнение Абашидзе совпадает с позицией России и абхазских сепаратистов.

Ни у кого не вызывает сомнения победа А.Абашидзе на региональных выборах, что, очевидно, даст ему возможность продолжать независимую политику и оказывать заметное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране в целом. Надо полагать, что одним из острых вопросов в отношениях между Тбилиси и аджарской автономией станет вопрос о сроках вывода российской военной базы. В Тбилиси понимают, что 12-я военная база является гарантом неприкосновенности Аслана Абашидзе и его политики и поэтому торопят российскую сторону с ее выводом.

Особую тревогу в стране вызывает активизация тех сил, которые хотели бы возвращения Абхазии в состав Грузии военным путем. В ближайшее время комитет по обороне и безопасности грузинского парламента намерен обсудить позицию силовых структур страны в связи с урегулированием грузино-абхазского конфликта. Председатель упомянутого комитета Георгий Барамидзе считает, что глава МВД Грузии Каха Таргамадзе "затеял опасную игру", имея в виду урегулирование абхазского конфликта силовыми методами. По мнению Барамидзе, такой подход сильно отдает "политическим авантюризмом".

В последнее время обозначились заметные разногласия в позициях Тбилиси и Баку в отношении реализации крупного проекта экспорта азербайджанского газа в Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум. Азербайджан недоволен крайне высокими тарифами, которые намерена ввести по требованию Всемирного банка грузинская сторона (Грузия настаивает на 5 долларах за прокачку тысячи куб. м газа, в то время как Баку - об этом была ранее достигнута договоренность - готов платить только два доллара). В противном случае ВБ, который реализует в Грузии проекты общей стоимостью более 100 млн. долл., пригрозил приостановить ей финансовую поддержку.

Неровно складываются отношения Грузии с МВФ. В мае 2001 года МВФ приостановил финансовую помощь Грузии в рамках утвержденной в январе 2001 т.г. программы снижения уровня бедности и обеспечения экономического роста на сумму 141 млн. долл. За время действия программы страна получила два транша на общую сумму 23,2 долл. С начала сотрудничества с МВФ (1994 г.) Грузия получила от фонда займов на 380 млн. долл.

Наблюдатели считают, что следование грузинского руководства требованиям ВБ и задержка с реализацией проекта газопровода может создать благоприятную почву для негативных внутриполитических процессов в Грузии. На сентябрь с.г. намечен визит в Баку президента Шеварднадзе, в ходе которого планируется подписать межправительственной соглашение о транзите газа, если, конечно, сторонам удастся за оставшееся время согласовать позиции, которые сегодня представляются диаметрально противоположными.

Известную нервозность в обстановку вносят появившиеся в последнее время сообщения о попытках вторжения чеченских боевиков во главе с Русланом Гелаевым из Грузии в Россию. В июне грузинскими пограничниками была задержана вооруженная группа из 13 человек и в настоящее время в МГБ ведется следствие по факту незаконного перехода границы. Руководство пограничной службы не возражает против их экстрадиции в Россию. Недавно грузинские пограничники информировали своих российских коллег о возможной попытке пройти в Грузию нескольких десятков человек со стороны Кабардино-Балкарии.

Грузинская сторона старается создать благоприятный для России античеченский фон и продемонстрировать готовность к принятию мер против чеченских боевиков. Вместе с тем, Тбилиси продолжает настаивать на отмене визового режима особенно в связи с открытыми окнами на абхазском и югоосетинском участках границы, что якобы с учетом активного участия Грузии в евро-азиатском транспортном коридоре создает немалые возможности для контрабанды, незаконной миграции, транзита ядерных материалов. По сообщению руководства грузинского пограничного ведомства, оно дважды в текущем году пресекало попытки транзита ядерных материалов через Грузию.

Особое внимании Грузии продолжают оказывать США. В текущем году Вашингтон выделил Грузии 12,5 млн. долл. на обустройство границ и столько же планируется на 2002 год. В конце августа т.г. Вашингтон предоставил Грузии крупную медицинскую помощь в размере 18 млн. долл. Без учета безвозмездной военной помощи в нынешнем году США выделили Грузии 59,5 млн. долл. на развитие частного сектора, энергетики, социальной сферы, защиту окружающей среды.

Активизируется грузино-американское двустороннее военное сотрудничество. Не успела улечься пыль, поднятая июньскими учениями НАТО в Поти, как уже в июле с.г. начались военно-морские учения под кодовым названием "Фазиси-2001", в которых участвовали шесть кораблей и рота десантников ВМС Грузии, патрульный корабль ВМС США "Тайфун" и американские морские пехотинцы. В ходе учений отрабатывались элементы взаимодействия, разведка местности, десантирование с моря. По оценке специалистов, одной из целей проведенных маневров - подготовка совместного с силами и средствами НАТО десантирования на абхазскую территорию.

В конце августа с.г. Тбилиси посетила заместитель госсекретаря США Элизабет Джонс. В ходе личной встречи с Э.Шеварднадзе был рассмотрен широкий спектр проблем Грузии и всего кавказского региона, в том числе вопросы обеспечения региональной безопасности, ход выполнения Стамбульских договоренностей о выводе российских военных баз из Грузии, предстоящего по приглашению Джорджа Буша официального визита Э.Шеварднадзе в Вашингтон, а также осуществление проектов нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (пропускная способность 30 млрд. куб. м газа в год). Последнему проекту в Тбилиси придают особое значение. По словам Э.Шевардандзе, этот проект является для Грузии в настоящее время стратегически более важным, чем нефтепровод. Все решения по газопроводу, по указанию президента, будут рассматриваться теперь исключительно на совете безопасности.

Грузинское руководство считает, что реализация обоих проектов создаст цельный энергетический коридор, который позволит Грузии стать "приоритетной страной не только для Турции, но и для всей Европы и, следовательно, центром интересов многих стран мира".

Между тем политические проблемы, связанные с территориальной раздробленностью, российскими базами, развалившейся экономикой и несбалансированной геополитической стратегией, все более обращают внимание грузинского общества на необходимость последовательного сближения с Россией. Об этом говорят результаты недавно проведенного в Грузии социологического опроса, когда 45% респондентов, отвечая на вопрос об оптимальной внешнеполитической ориентации для Грузии, назвали Россию наиболее желательным для республики партнером.

Таким образом, утрата руководством республики доверия грузинского общества, требования отставки президента и роспуска парламента, консолидация оппозиционных сил и серьезные разногласия в сфере исполнительной власти и в рядах правящей партии дают повод говорить об отсутствии в стране политической и социально-экономической стабильности и надвигающемся кризисе власти.