Элита смотрит на Запад, народ - на Восток. Интервью

Шуров К.В.
председатель Русской Общины Украины

Корр.: Константин Викторович, произошло событие, которого так долго ожидали на Украине - отставка Виктора Ющенко, политика однозначно прозападного, проамериканского, который повел бы Украину по пути конфронтации с Россией.

Какие надежды Вы связываете с этой отставкой и какие опасения у Вас остались?

Константин Шуров: Хотелось бы надеяться на изменения во внутриполитическом курсе, особенно в этнополитическом плане, изменении того внутреннего настроя украинской элиты по отношению к русским и русскому языку. Не секрет, что сфера влияния любого государства - это сфера распространения либо идеи этого государства, либо языка (франкофония), либо этноязыковой составляющей, как в китайском случае.

Дело в том, что намеренное сужение сферы русского языка приведет и приводит уже к потере влияния для России. 10 лет российская элита совершенно не обращала внимания на такие факты.

Мы ожидаем в связи с отставкой Ющенко только первых шагов, маленьких шагов российской элиты и соответственно украинской в ответ на изменившуюся ситуацию.

То, что произошло сейчас, должно было произойти. 10 лет власть кормила оголтелых националистов и они отплатили ей 9 марта, устроив беспорядки в центре столицы.

Когда экономическая ситуация, сложившаяся на Украине показала, что кроме восточного вектора и интеграционных процессов, перспектив нет. На Западе нас никто не ждет.

После этого была предпринята попытка государственного переворота, насильственного удержания прозападного курса. К счастью, этого не произошло, и одна из причин, это то, что население Киева и вообще восточных регионов выступило резко против этого и почувствовали это практически все. Видно теперь, что "украинская идея" группируется вокруг западенцев, восточные же регионы, экономический двигатель Украины, подвергаются идеологической экспансии со стороны Западной Украины. И этот "бартер" совершенно неуместен.

Западный путь - это разрушение промышленного потенциала Украины, расположенного опять-таки в восточных регионах. Это закрытие шахт, умирание металлургии, которая составляет конкуренцию западным фирмам и связана с Россией, шоковая терапия по отношению к населению.

Основные изменения произойдут в экономической деятельности, меньше - во внешнеполитисеской, и уж совсем небольшие изменения, по нашим прогнозам, произойдут в этнополитике. К сожалению, российская элита не занимается расширением сферы своего влияния. А ведь преломить ситуацию быстро потом вряд ли удатся - вот уже 10 лет Запад взращивал здесь симпатизирующую ему элиту, вкладывал деньги. Хотя, как ни парадоксально, эту элиту умудрялись растить и за российский счет.

Элита смотрит на Запад, народ - на Восток. А это чревато конфликтом. Но уже часть элиты обратилась за помощью к левым для решения некоторых, пусть сиюминутных, вопросов, которые очень важны для России, Беларуси и Украины. Мы видим сейчас, как реально экономика влияет на политику. Как бы ни хотелось кому-нибудь вырезать Украину из карты Евразии пришпилить ее к штату Техас, чтобы с утра по радио слушать "...на полях техасщiни визрiв небувалий врожай", этого не произойдет. Как говорит украинская пословица - "Дурень думкою багатiе".

Что еще хотел бы заметить - что Россия, как ни странно, сама финансирует уничтожение русского языка на Украине. В 1995-96 гг. произошла реструктуризация долгов, которую провел пан Марчук - а после этого был создан проект закона о языках, количество русских школ в Киеве сократилось с 38 до 11; в 1997 году было издано два постановления Кабинета Министров- №998 и №1235, которые поставили русский язык на Украине вне закона. Эти постановления явились прямым следствием реструктуризации. На Украине поняли, что Россия не будет вмешиваться в этнополитику, не будет отстаивать сферу влияния русского языка, не будет ставить количество русских школ в зависимость от реструктуризации долгов.

Реструктуризация рассчитана на 20 лет. Т.е. долги начнут отдавать только через 20 лет, а русский язык уничтожается сейчас.

Вторая реструктуризация произошла в конце прошлого - начале этого года. Сразу же была озвучена идея проведения первой за годы независимости перепеси населения. Главная задача - сделать украинцев превалирующей нацией, сделать русских национальным меньшинством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это не голословное утверждение. Если бы не было экономической передышки, не осуществлялась столь мягкотелая политика со стороны России, то все эти действия не были бы никогда реализованы.

Корр.: Сколько чисто русских школ в Киеве?

К.Ш.: Ни одной. Во всех т.н. "украинских школах с русским языком обучения" есть один-два класса на украинском языке. Идет ползучая украинизация. Все русскоязычные школы - старые.

С 1993 г., если память мне не изменяет, есть специальное постановление Кабмина и Министерства Просвещения о том, что все вновь открываемые школы должны иметь статус украиноязычных.

Примерно 4-5 классов в каждой школе есть. Потом на следующий набирается один украинский класс, соответственно, один русский вытесняется. На следующий год еще один и т.д. Через несколько лет не остается ни одного русского класса.

Мы сейчас имеем дело с очень опасной тенденцией - с маргинализацией молодого поколения, которое будет отлучено от русского языка, не только как от языка межнационального общения, но и как от окна в мир... Сейчас мы четко уже видим, что третий-четвертый класс еще умеет говорить на русском языке, потому что в семьях на нем говорят, но читать и писать - грамотно - уже практически не умеет. Т.е. намеренно противопоставляются языки и люди. После этого ход событий предугадать несложно: люди не могут получить полноценного образования, трудоустроиться в СНГ, не могут, соответственно, получить нормальную зарплату, создать семью. Человек в таких условиях люмпенизируется, становится агрессивным по отношению к тем, кто знает русский язык, владеет этим средством. Хотя лишила его этого инструмента власть, которую, как и систему образования, содержат он и его родители, законопослушные граждане Украины, налогоплательщики.

Никакой свободы выбора языка обучения, несмотря на то, что это декларируется в Конституции Украины, реально нет. И наши попытки привлечь внимание к этой проблеме со стороны России, скажем так, не находят адекватного ответа. К сожалению.

Корр.: Украину посещал правозащитник Ван дер Стул. Принесло ли это какие-нибудь плоды?

К.Ш.: Никаких. Более того, на официальном сайте его ведомства даже не отражена информация о том, что он посещал Украину и имел две встречи с представителями русских организаций.

Я имел возможность конфиденциально ознакомиться с письмом Ван дер Стула в адрес Министерства Просвещения (второе было направлено в МИД) и ни малейшего намека о нарушении прав человека на Украине там нет. Как будто мы не предоставили ему ни одного факта.

Вывод один: к нам применяется политика двойных стандартов со стороны Запада. Задача одна - "разделяй и властвуй". Говоря языком XIX века - "эта земля никогда не будет польской, пусть же она не будет и русской".

Россия должна нас востребовать. К сожалению, российская элита предпочитает сотрудничать с чиновниками на Украине.

Когда мы были на конференции по любезному приглашения Ю.Лужкова, мы столкнулись с крайне неприятным явлением - в своем выступлении глава комитета по образованию госпожа Кезина поддержала Жебровского. Это человек, руками которого уничтожаются остатки русских школ в Киеве. Сейчас из 11 оставшихся школ двум автоматически меняют статус на украиноязычный. И, следуя логике, получается, что правительство Москвы поддерживает это! Вся политика Ю.Лужкова по поддержанию русского языка и культуры его же чиновниками сводится на нет. После визита этой дамы в Киев украинские чиновники смеялись нам в лицо и говорили, что, дескать, они договорились с Москвой и все наши усилия по защите языку тщетны.

Удивил нас и министр культуры Швыдкой, решивший выделить деньги на фильм о Мазепе. Неужели российские налогоплательщики желают, чтобы на их деньги снимались подобные фильмы?

Корр.: В скором времени на Украину собираются прибыть Кароль Войтыла, глава государства Ватикан и Збигнев Бжезинский, частное лицо. Как Вы вообще оцениваете этот визит?

К.Ш.: Эти два поляка с малых лет впитали ненависть ко всему русскому и за их иудиными поцелуями кроется только одно - чтобы вас, православных было как можно меньше на этой земле.

Визит носит не государственный, как говорят, а совершенно иной характер, пастырский. Люди увидят медленно едущего и благословляющего понтифика, который совершит мессу на одном из стадионов.

Если это государственный визит, то он должен проводиться в рамках чисто государственных структур - а именно - должны иметь место встречи с президентом, с руководством парламента, с Кабмином. Если понтифику нужно отсужить мессу для своих прихожан - пожалуйста - в Киеве есть два костела.

Вместо этого планируется просто грандиозное рекламное шоу с прозелитическим душком. Никакого объединения украинскому обществу это не принесет, наоборот, усугубит раскол и нестроения. И все это за наш - православных налогоплательщиков - счет. Ведь католики и униаты составляют меньшинство. А нас никто не спрашивал, хотим ли мы видеть тут Папу Римского, или нет.

Народ не примет заигрывания с католицизмом. Хотелось бы, чтобы Россия нас поддержала.

Корр.: Что Вы собираетесь предпринять в связи с визитом?

Мы намерены выразить свой протест письменными обращениями с требованиями отменить визит или хотя бы его ограничить. Планируем пикетирование и еще ряд акций с единомышленными общественными организациями. Говорить о них пока рано, но они запланированы.

Мы знаем, что будет осуществляться противодействие спецслужб. Государственно - административный ресурс Украины направлен на поддержание визита и на подавление тех, кто ему препятствует.

Беседу вел Богдан Безпалько