Россия и Армения. Двухсторонние отношения в свете изменяющихся внешнеполитических приоритетов и ориентиров армянской политической элиты. Аналитическая записка


От редакции: аналитическая записка подготовлена экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор" (politvector.ru)

Российско-армянские отношения, считавшиеся до последнего времени важным фактором военно-политической стабильности в Закавказье, по некоторым признакам, стоят на пороге (если уже не переступили его) определенных переоценок их содержания и общей направленности. Речь прежде всего идет о том, что в политике армянского президента Р.Кочаряна и его ближайшего окружения наметились некоторые новые подходы, свидетельствующие о наличии у нынешних политических лидеров Армении намерений диверсифицировать круг своих стратегических партнеров и попытаться на этом пути решить существующие проблемы в отношениях со своими соседями, а также, что не менее важно для Еревана, расширить возможности экономического взаимодействия Армении с внешним миром. По существу стоит вопрос об отказе Еревана от односторонней, в известной мере вынужденной исторической ориентации на Россию и попытках армянской политической элиты выстроить новые оси стратегического взаимодействия со странами Запада. Об этом свидетельствуют характер практически всех последних внутриполитических событий и изменений в Армении, а также новых шагов ее руководства во внешнеполитической сфере и в области развития внешних торгово-экономических связей страны.

Для обоснования такого существенного поворота в своей политике армянскому руководству и в целом армянской политической элите независимо от мест ее постоянного проживания нужен был подходящий повод, каковым и стал официальный визит президента России В.Путина в Азербайджан. Большинство армянских политологов немедленно расценили начало внешнеполитической активности российского президента в новом веке именно с азербайджанского направления как свидетельство "нарастающей угрозы концептуального кризиса" в армяно-российских отношениях.

Результаты российско-азербайджанских переговоров и сама их атмосфера были встречены в Армении и армянских диаспорах со скрытым разочарованием. Армянское общество, по словам некоторых видных представителей армянской диаспоры в Москве, "с недоумением и болью" восприняло, казалось бы, малозначащее и традиционно протокольное мероприятие - возложение главой государства, воспринимаемого в качестве стратегического партнера Армении, венка к памятнику тем, кого армяне считают участниками жестоких погромов армянского населения в Баку в январе 1990 года.

Реакцию армянского сообщества на сам факт поездки президента России а Азербайджан и особенно - на ее содержание можно понять. Тем не менее, она не должна заслонять реальные проблемы, а точнее - тенденции, возникшие в российско-армянских отношениях.

Проблемы такого рода действительно имеют место и связано это с наметившимися серьезными изменениями в раскладе сил в Закавказском регионе. На фоне очевидной утраты интереса к Азербайджану западные страны вдруг стали уделять повышенное внимание Армении - единственному, казалось бы, надежному партнеру России на южном стратегическом направлении.

Такая трансформация предпочтений и симпатий Запада в Закавказье вызвана, на наш взгляд, тем, что Грузия и Азербайджан в глазах западных политиков выглядят в известной мере "отработанным материалом", странами, увязшими в долгах и обязательствах, и потому уже "карманными". Большинство западных политологов склонны на этом фоне обратить свое внимание на Армению, которая до поры до времени сдерживала натиск западной интервенционистской политики в Закавказье и в наибольшей степени представлявшую собой состоявшуюся национально-государственную единицу и важнейшую опору России в таком чувствительном регионе.

Доворот внимания Запада в сторону Армении все отчетливее начинает ощущать как армянская элита, так и в целом армянское сообщество, ощутившие свои вес и значимость на фоне проигравшего в карабахской войне Азербайджана и фактически разваливающейся на части Грузии. Данное обстоятельство является важной предпосылкой для корректировки так называемого "армянского мировоззрения" в части оценки армянской политической и деловой элитой места и роли Армении в ряду кавказских государств, ее новых отношений с внешним миром. В этой связи немаловажное значение приобретают актуализация проблемы международного признания имевшего место геноцида армян с турецкой стороны, продемонстрированная парламентами ряда ведущих государств Европы, а также усиление роли "армянского фактора" в политике США, западноевропейских государств, Ирана и Турции. Армения становится важной фигурой в геополитической игре Вашингтона в Закавказье.

Для последнего времени характерны заметные изменения в подходах Запада к карабахской проблематике. "Исчерпав вопросы к Армении", Запад практически отказался от какого-либо серьезного политического давления на Ереван по урегулированию карабахского конфликта. Похоже, на Западе пришли к убеждению, что перспективы решения карабахской проблемы на данном этапе минимальны, и ввиду относительной устойчивости обстановки ее решение можно отложить на неопределенное время и заняться более конкретными и неотложными делами. Представляется, что наилучшим вариантом для США и Запада в целом, как и для Армении, остается консервация нынешней ситуации вокруг проблемы Нагорного Карабаха при демонстрации внешней заинтересованности в ее разблокировании.

В этой связи представляется справедливым мнение, что проблема армяно-азербайджанских отношений на какое-то время потеряла свою актуальность для американской политики в регионе, и на передний план сейчас выходит фактор армяно-турецкого взаимодействия. Ставится задача западного прорыва в Армению через Турцию. Исходя из необходимости разблокирования армяно-турецких отношений и более полного задействования турецкого потенциала для усиления опосредованного через Анкару влияния Запада в регионе (иначе говоря, делать американскую политику турецкими руками), США и ведущие европейские страны в последнее время настойчиво подталкивают Турцию к сближению с Арменией. При этом одновременно решается задача "увода Армении из-под носа у Ирана", как давнего геополитического соперника Анкары. Главная проблема заключается в том, как преодолеть взаимное историческое неприятие турок армянами и помирить Ереван с Анкарой.

Турецкая политическая и военная элита тем не менее рассматривает "армянский вопрос" и последовательное осуждение международным сообществом факта турецкого геноцида против армянского народа как одну из основных угроз для своей национальной безопасности. По мнению турецкого руководства, эту угрозу можно нейтрализовать только при условии нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Вывод сделан, осталось только обставить дело так, чтобы сохранить лицо. Тем более, что в этом весьма заинтересованы атлантические союзники Турции. Весьма кстати появилось и разъяснение армянского видения последствий признания Турцией факта геноцида, прозвучавшее из уст президента Армении Роберта Кочаряна: "Армения не будет ни выдвигать каких-либо территориальных требований к Турции, ни требовать у нее компенсации, если Анкара попросит прощения и признает геноцид, совершенный по отношению к армянскому народу".

Поэтому впервые за период независимости Армении Турция выразила готовность установить с ней "дипломатические контакты". Этот шаг, как следует из заявления турецкой стороны, должен быть предпринят без каких-либо предварительных условий для установления прямого диалога между Ереваном и Анкарой, в котором Анкара ставит своей целью снять существующую напряженность в вопросе международного признания геноцида.

Готовность Турции к диалогу с Арменией и уже состоявшиеся первые двухсторонние турецко-армянские контакты и переговоры армянские политики и эксперты рассматривают как признание Западом качественного изменения роли и места Армении в региональном геополитическом раскладе сил. Как считают в армянских общественно-политических кругах, из этого следует, что Ереван должен быть готов к новым геополитическим реалиям и к большой игре по западным правилам.

Этот путь может оказаться не столь коротким, как ожидается, и результаты продвижения по нему будут зависеть от целого ряда обстоятельств, в том числе и от умения России выстроить и соблюсти правильный баланс в своих отношениях с Арменией и Азербайджаном, от способности Москвы наполнить нынешние российско-армянские отношения конкретным содержанием, от готовности Турции установить прямой диалог с Ереваном, а затем и нормализовать отношения, от того комплексного воздействия на ситуацию, к которому будет готов Запад, а главное - от осознанного выбора армянским руководством новых внешнеполитических приоритетов.

В этом контексте не может не вызывать определенной настороженности приходящее в состояние стагнации или даже отката российско-армянское сотрудничество, обусловленное не только явным ослаблением внимания Кремля к своему, казалось бы, надежному стратегическому союзнику - Армении. Крайне болезненные внутренние политические, экономические и демографические процессы в Армении, экономическая и транспортная блокада республики поставили перед страной немало острых проблем и в итоге привели к появлению тревожных для России симптомов в умонастроениях армянских политиков, подрывая этим сам фундамент российско-армянского доверия и основанного на нем стратегического партнерства, о котором прежде было сказано немало слов.

Преждевременная уверенность в том, что с Арменией у нас все пойдет само собой, привела к тому, что Москва неожиданно столкнулась сначала с полной расчисткой армянского политического поля от пророссийских политиков (в том числе расстрел влиятельных политических и государственных деятелей в армянском парламенте), а затем и с новыми тенденциями в армянской внешней политике. В дипломатии Еревана появились такие черты, как "равноудаленность", "сбалансированность", "комплиментарность" и т.д., которые особенно наглядно проявились в связи с заметной активизацией деятельности США на армянском политическом поле. На этом фоне российские вялотекущие консультации с армянскими политическими фигурами не первого ряда и демарши протокольного характера оказались малоэффективными, и Армения последовательно втягивается во все более тесное взаимодействие с Западом и США. Тем более, что по отношению к Армении продолжают предприниматься "комплексные" меры с целью ослабить ее зависимость от Москвы.

Армянское руководство не без подсказок и влияния со стороны Запада приходит к убеждению, что вопрос выживания и развития Армении в условиях недружественного окружения и военно-политических вызовов со стороны Турции и Азербайджана, нерешенности карабахской проблемы, экономической и транспортной блокады и других проблем не должен зависеть исключительно от состояния отношений Армении с Россией. Важнейшими внешнеполитическими приоритетами Еревана сегодня становятся обеспечение национальных интересов, укрепление государственной независимости и безопасности, привлечение значительной зарубежной финансовой помощи для преодоления тяжелых последствий социально-экономического кризиса за счет других источников. Решение этих проблем армянские власти видят в том числе и в появившихся возможностях сближения с Западом. Именно поэтому Армения, похоже, постепенно отходит от односторонней политической ориентации на Россию и, проявляя "многоплановость", прагматизм и гибкость, сочетает свое участие в СНГ со все более нарастающими связями с западными экономическими и политическими структурами.

Одним из важных событий на этом пути стало принятие Армении (вместе с Азербайджаном) в Совет Европы. Ереван начал достаточно благосклонно относиться к усилению атлантического фактора в Закавказье, признавая это в качестве стабилизирующего элемента региональной безопасности и одного из возможных путей сближения с Западом. Обращает на себя внимание стремление Еревана к более тесному и интенсивному сотрудничеству с НАТО в рамках натовской программы "Партнерство ради мира". Об этом армянские руководители заявили генеральному секретарю НАТО Д.Робертсону, который посетил Армению в середине января 2001 года. Вопрос об активизации участия Армении в программе НАТО "Партнерство ради мира" стал центральным на переговорах президента Армении Роберта Кочаряна и генсека НАТО Джорджа Робертсона. После этой встречи глава Североатлантического альянса сообщил журналистам, что обсудил с Кочаряном и вопрос формирования в Армении миротворческого батальона, в создании которого Еревану оказывают содействие Афины. Генсек НАТО отметил, что с президентом Р.Кочаряном они сошлись во мнении, что тесные отношения России и Армении не противоречат отношениям Армении с НАТО.

Еще раньше (март 2000 г.) Р.Кочарян предложил план стабильности и безопасности на Кавказе, в котором России, как кавказскому государству, отводится равная с ЕС и США роль внешнего гаранта.

Одним из ключевых элементов российско-армянского стратегического партнерства, как принято считать, является размещение российской военной базы в Армении. Однако в последнее время Армения дает понять, что это обстоятельство становится для Армении несколько неудобным. В этой связи обращает на себя внимание заявление министра обороны Армении и секретаря Совета безопасности Сержа Саркисяна, которое он сделал 29 января на пресс-конференции в Ереване. Он, в частности отметил, что "российская военная база и пограничные войска на территории республики будут оставаться до тех пор, пока существует угроза Армении со стороны Турции. Как только угроза со стороны Турции перестанет существовать, можно будет подумать о дальнейшей судьбе российских войск в Армении". Далее он подчеркнул, что "сотрудничество с Россией предусматривает довольно интенсивную программу, и мы даже взяли на себя обязанностей много больше, чем это продиктовано необходимостью".

В заявлении армянского министра обороны просматривается явный намек на то, что стратегическое партнерство с Россией и российские войска на армянской территории - явление для Армении временное и может прекратиться, как только в них отпадет необходимость. Может быть, именно поэтому с таким проворством Запад взялся за ликвидацию турецкой угрозы в адрес Армении? Это новый момент в позиции армянских руководителей и рассчитан на подготовку Москвы на тот случай, если отношения с Турцией войдут в нормальное русло. Похоже, что соответствующие гарантии и поддержка Армении со стороны Вашингтона уже получены. В этом случае Армения, которая отрезана от России с севера, после нормализации отношений с Турцией получит благоприятные возможности для общения через нее с западным миром и будет открыта для проникновения и широкого влияния со стороны Запада. Дело явно идет к этому. Американцы давно настаивают на том, чтобы закавказские республики были освобождены от российского военного присутствия. Вспомним, как последовательно и "трепетно" под давлением Вашингтона проводит в этом направлении политику грузинское руководство. Вначале Тбилиси вынудил покинуть Грузию российских пограничников. Затем, после Стамбульского саммита ОБСЕ встал вопрос и о выводе из Грузии четырех российских военных баз, две из которых должны покинуть грузинскую территорию уже к середине текущего года. По двум другим идут трудные переговоры.

Несмотря на сохраняющиеся тесные военно-политические отношения Армении и России как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ, как мы и предсказывали, следует ожидать дальнейшего развития активных связей Еревана с ведущими западными странами . России следует быть готовой к тому, что США будут продолжать добиваться изменения стратегической ориентации Еревана на Москву, в том числе на основе сближения Армении и Турции. С большой долей вероятности можно ожидать, что на армянское руководство будет и впредь последовательно осуществляться давление в плане ликвидации российской военной базы и постепенного сужения сфер сотрудничества с Россией.

Присутствие США в Ереване носит нарастающий характер и при доброжелательном в целом отношении к этому со стороны армянского политического руководства и безучастном наблюдении за этими процессами России оно может достичь впечатляющих мастштабов. Политико-дипломатическая активность Вашингтона на армянском направлении, в том числе при активном подключении к ней армянской диаспоры за рубежом, по-видимому, будет идти нарастающими темпами, а с нею будет усиливаться и американское воздействие на политическую элиту страны.

По объему американской финансовой помощи на душу населения Армения стоит на втором месте после Израиля, что говорит о безусловном приоритете для США этой закавказской республики. По этому важнейшему показателю Россия, увы, не может соперничать с Вашингтоном. А зачастую именно этот фактор может оказать решающее воздействие на характер геополитического выбора армянской государственной элиты.

Американская помощь Армении достигает 42 доллара на человека. Для сравнения - помощь России на душу населения составляет 1 доллар 40 центов, Индии - 14 центов. В последние годы конгресс США шесть раз подряд голосовал за то, чтобы дать Армении больше денег, чем требовала администрация Клинтона. И это несмотря на общее сокращение США своей внешней помощи. Как заметила газета "Вашингтон пост", это обстоятельство показывает, что в эпоху сокращения внешней помощи политические связи играют все возрастающую роль. В этом отношении существенных успехов добились американские армяне, что еще более усилило их и без того немалое вляние на конгресс. Средоточием армянского лобби в США является чрезвычайно влиятельная Армянская ассамблея Америки. Одним из ее главных достижений является успех в обработке сенатора-республиканца Микки Макконела, который возглавляет подкомитет по ассигнованиям на внешнеполитическую деятельность и от которого зависит помощь иностранным государствам. За те годы, что Макконел являлся председателем подкомитета, Армении было ассигновано более 500 миллионов долларов. К слову сказать, сегодняшний внешний долг Армении составляет 1 млрд. долл., что для небольшой республики представляет гигантскую сумму.

В Армении с удовлетворением восприняли тот факт, что 85 конгрессменов США уже выразили желание стать членами комиссии по армянскому вопросу в новоизбранном конгрессе США. Почти 90 процентов из них уже работали в ней в составе прежнего конгресса и были переизбраны во время выборов в 2000 году. По словам директора Армянской Ассамблеи Америки по вопросам отношений с правительством Брайана Ардауни, комиссия планирует усилить деятельность в вопросе мирного урегулирования карабахского конфликта и содействовать продолжению оказания помощи Армении со стороны США.

Американская администрация живо откликнулась на проблему, связанную с жестокой засухой в Армении летом 2000 года. Специальный помощник комиссии по вопросам предоставления помощи странам СНГ при правительстве США Джери Оберндорфер сообщил, что 7 ноября 2000 г. завершилась программа по содействию осеннему севу. Между 12 тысячами фермеров Армении было распределено 1741 тонн зерна. США предоставили также 250 тысяч долларов для строительства водохранилищ в пострадавших от засухи селах Армении. Для этой цели из Европейского гуманитарного фонда США было выделено 165 тысяч долларов. Эта программа будет продолжительной и предусматривает обеспечение питьевой и оросительной водой ряда районов Армении. По предложению посольства США в Армении, римским офисом Всемирной продовольственной программы было выделено 2,4 миллиона долларов для оказания помощи наиболее пострадавшим фермерским хозяйствам республики.

Сказанное свидетельствует о том, что США стараются активно наращивать свои позиции в Армении и кое в чем уже преуспели. Во всяком случае их финансовые вливания в экономику страны сыграли свою роль в трансформации внешнеполитического курса республики, появлении в нем довольно весомой западной составляющей.

Что же имеется в активе российско-армянских отношений? За минувший год отношения между Россией и Арменией получили некоторое развитие по ряду направлений как в области военно-политического, так и торгово-экономического взаимодействия. Главным событием минувшего года, безусловно, явился визит президента Армении Роберта Кочаряна в Москву, где состоялись важные переговоры между президентами двух стран и было подписано соглашение о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, направленное в 21 век. Кстати, армянская сторона не вполне удовлетворена протокольным обеспечением этого визита, что, безусловно, не делает чести российской стороне.

На днях Конституционный суд Армении принял решение о том, что Конституции Армении соответствует соглашение о взаимном применении войск и Армении, и России в целях обеспечения национальной безопасности двух стран. Это означает, что предусматривается создание объединенной группировки войск и объединенного командования на случай угрозы национальной безопасности России и Армении. Это означает также, что обращением в конституционный суд определенные круги в Армении дали понять, что не все в республике склонны поддерживать создание объединенных сил.

В мае 2001 года в Ереване предполагается подписание соглашения в рамках СНГ о создании коллективных сил быстрого реагирования. Развивается двухстороннее военное и военно-техническое сотрудничество между двумя странами. На 2001 год намечено около 40 совместных мероприятий по военной линии.

Немаловажное значение имеет подписание соглашения о сохранении специализации ряда бывших советских военных заводов, оставшихся на территории Армении. Теперь предприятия названного профиля, как ожидается, будут обеспечены российскими заказами. Так что в рамках двухстороннего сотрудничества сделаны довольно внушительные заделы. Другое дело - отвечают ли они параметрам стратегического партнерства?

Фактом является и то, что экономическое взаимодействие сторон находится на более низком уровне, чем политико-военное. Объективный фактор - отсутствие общей границы с Арменией- может лишь частично оправдать имеющиеся в этой сфере пробелы (заметим в скобках, что Армения не имеет общих границ ни с Францией, ни с Великобританией, ни, тем более, с США). Вместе с тем российско-армянские отношения и в этой области нельзя назвать застойными. Главное, чего удалось добиться России - в Армению медленно, но все же пошел российский капитал. Процесс этот непростой, он проходит в жесткой конкуренции с западными компаниями, и по ряду позиций мы проигрываем западным конкурентам, в том числе не без помощи армянского руководства.

Среди положительных примеров успешного сотрудничества России и Армении можно назвать такие проекты, как создание совместного предприятия на базе Канакерского алюминиевого завода и "Сибирского алюминия". Начинает работать и Ванадзорский химический комбинат с участием российского капитала.

Российский капитал проявляет интерес и к сотрудничеству с Арменией в области металлургии, в цветной металлургии и ряде других промышленных областей. В 2001 году планируется ввести в строй железнодорожную паромную переправу между Россией и Арменией из строящегося близ Новороссийска порта "Кавказ" через Батуми, что, как ожидается, даст хороший импульс двухстороннему торгово-экономическому сотрудничеству. Это означает для республики обретение надежного торгового пути. Чтобы избежать финансовых затруднений с реализацией данного проекта, к Армении и России примкнет банк стран Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

По мнению секретаря российско-армянской экономической комиссии Александра Аветисяна, важным достижением в области двухсторонних торгово-экономических связей стала ратификация накануне нового 2001 года российско-армянского соглашения по косвенным налогам. Оно избавляет от двойного налогообложения товары, доставляемые из России в Армению и обратно. Кроме того, Госдумой России ратифицировано соглашение о поставках в Армению российских драгоценных металлов и камней для промышленной обработки.

Активные контакты намечены в области энергетики, в частности, планируется создание крупного совместного предприятия, а также использование энергетических возможностей реки Аракс. План долгосрочного топливно-энергетического комплекса предусматривает и строительство газопровода Армения-Иран.

Обращает на себя внимание концепция развития в Армении русского языка, утвержденная в сентябре 1999 года. Сотрудничество в гуманитарной сфере предполагает отправку на стажировку в Россию специалистов русского языка армянских школ, а также обеспечения Армении необходимой учебной литературой и методическими пособиями по русскому языку. В России пройдут мероприятия, приуроченные к 1700-летию принятия в Армении христианства как государственной религии.

В то же время в российско-армянских взаимотношениях в энергетической области в последнее время возникли серьезные проблемы. Во-первых, речь идет о довольно значительной задолженности Армении за российский газ и топливо для АЭС. Во-вторых, Россию отлучили от участия на заключительном этапе в принципиальном для нее международном тендере по приватизации армянских электрораспределительных сетей, в котором представлены исключительно западные компании. Предполагается, что лидерство в данном тендере будет отдано компании из США, что приведет к негативным и серьезным для России последствиям.

Армянскому министру энергетики Карену Галустяну во время его московских переговоров не удалось пока договориться с министром атомной энергетики России Евгением Адамовым по проблеме покрытия долга в 16 миллионов долларов за поставки топлива армянской атомной электростанции и плюс к этому еще по 13 миллионам долл. за ожидаемую покупку новой его партии в течение нынешнего года. По словам Галустяна, была надежда на то, что часть этого долга можно будет покрыть обещанным Россией кредитом в 11 миллионов долларов, но этого не произошло. Армянские энергетики предлагают в счет списания имеющихся долгов создать совместное предприятие на базе крупнейшей в стране Разданской ГРЭС. Однако, судя по всему, Россия с неохотой ведет переговоры на данную тему.

Другая не менее важная проблема, которая также не была окончательно решена в ходе поездки главного армянского энергетика в Москву, - долг за поставки газа. Более того, компания "Итера", занимающаяся поставками газа в Армению, по сообщению газеты "Айкакан Жаманак" со ссылкой на источники в правительстве, может в феврале прекратить поставки газа в Армению. В публикации говорится, что задолженность Армении "Итере" превышает 10 миллионов долларов. Карен Галутян очень надеется, что его очередная поездка в российскую столицу станет более плодотворной. Между тем осведомленные источники утверждают, что российские энергетики требуют покрытия долгов в самые сжатые сроки. А ведь, по существу, вся энергосистема Армении завязана именно на Россию.

Чем же объясняется столь жесткая позиция Москвы в отношении своего стратегического союзника в Закавказье? По мнению ереванских экспертов, существуют, по меньшей мере, две причины. Первая: России очень не нравится тот факт, что на заключительном этапе международного тендера по приватизации армянских электрораспределительных сетей участвуют исключительно западные компании. И вторая причина - во взаимоотношениях со своими ближайшими партнерами администрация президента Путина ведет более чем прагматичную экономическую политику.

Крайнюю обеспокоенность у России вызывает намерение руководства Армении прекратить в ближайшее время ретрансляцию в республике российского телеканала РТР за долги министерству транспорта и связи РА. Так, долг ВГТРК армянской стороне за 1999-2000 гг. составил около 6 млн. руб. Канал ОРТ, по сообщениям, по той же причине уже отключен.

По имеющейся информации, уже ведутся переговоры о передаче метровых диапазонов РТР и ОРТ западным, прежде всего американским, компаниям, и предполагаемом переводе наших компаний на вещание в дециметровом диапазоне с ограниченным радиусом действия. Прекращение вещания в РА российских телеканалов, пользующихся популярностью у большинства населения республики, приведет к свертыванию российского информационного присутствия в Армении, дальнейшему сужению сферы использования русского языка, ухудшению и без того тяжелого положения наших соотечественников. В условиях продолжающихся попыток ряда западных стран вытеснить Россию из Закавказья потеря важных информационных позиций может самым неблагоприятным образом отразиться на наших отношениях с Арменией.

В этой связи ожидаемый в мае 2001 г. официальный визит В.Путина в Ереван необходим в первую очередь для выравнивания военно-политической составляющей российско-армянских отношений. Правда, наблюдатели не исключают, что до этого президент Армении может быть принят на высшем уровне в Вашингтоне, и это скажется на результатах российско-армянских переговоров.

Р.Кочарян последовательно и осторожно продолжает вести работу по укреплению своего положения за счет наращивания административного ресурса. В последнее время ряд важных перестановок произошел в руководстве Армении. Как сообщают из Еревана, характер кадровых перемен свидетельствует о том, что нынешний президент Роберт Кочарян укрепляет свои позиции, и его опорой постепенно становится партия "Дашнакцутюн". Напомним, что это старейшая партия страны, и большинство тех, кто стоял у ее истоков, оказались далеко за пределами своей исторической родины, но их потомки не потеряли с ней связи.

Самым крупным кадровым изменением последнего времени стал уход в отставку, по предложению президента, мэра Еревана Альберта Бажаяна. Он является одним из лидеров правящий Республиканской партии, председатель которой Андраник Маркарян занимает пост премьер-министра. Говоря о причинах своей отставки, уже бывший мэр армянской столицы заявил, что у него с Робертом Кочаряном имеются разногласия относительно будущего развития страны. "Я представляю ее правовым государством, однако сегодня критерии иные", - многозначительно заметил Бажаян.

Между тем высокопоставленный функционер другой не менее влиятельной партии "Армянской революционной федерации" - "Дашнакцутюн" назначен министром градостроительства. Это уже второй представитель дашнаков в составе правительства. Как полагают местные независимые эксперты, последние кадровые изменения свидетельствуют о явном стремление беспартийного президента Кочаряна создать собственную команду в исполнительной власти, и в этом контексте отставка не вписывающегося в этот сценарий ереванского мэра весьма знаковая. Очевидно, что президент не очень доверяет Маркаряну и его партии и намерен превратить в свою политическую опору более близкую ему по менталитету "Дашнакцутюн". Так что вовсе не исключено, что в ближайшие месяцы в правительстве страны возможны и более громкие отставки и перестановки. В конце концов, до очередных президентских выборов осталось чуть более двух лет, и, судя по всему, Роберт Кочарян уже подумывает о переизбрании на новый пятилетний срок.

А сейчас в Армении поговаривают о возможных парламентских выборах уже в текущем году. Президента, судя по всему, не вполне устраивает расклад политических сил в Национальном собрании республики, ему хотелось бы иметь более лояльный парламент. А формальный повод для прекращения деятельности нынешнего его состава всегда найдется.

С 1 января 2001 года ряд крупнейших политических партий Армении находятся вне закона - их уставы противоречат новому Гражданскому кодексу. В этой ситуации оказались также многие предприятия, СМИ и десятки других организаций, которые не представили в Минюст свои скорректированные уставы к установленному окончательному сроку - 1 января 2001 года. По этой причине Армения может оказаться перед лицом политического кризиса, поскольку возникает правовая возможность ликвидировать партии через суд. В этом случае депутаты, избранные по спискам ликвидированных партий, лишатся мандатов, и Национальное собрание Армении будет вынуждено самораспуститься.

Новые выборы могут привести к коренному перераспределению мест в парламенте. Почти наверняка потеряет свои позиции нынешний правящий блок "Единство". По оценкам аналитиков, из составляющих его двух партий - Республиканской и Народной - только Республиканская партия имеет шансы на избрание нескольких депутатов. Таким образом, если президент Кочарян действительно желает окончательно избавиться от блока "Единство" и распустить национальное собрание, то для этого, как считают в Армении, сейчас самое подходящее время. Как отразится укрепление власти президента Армении на российско-армянских отношениях - покажет время.

февраль 2001