Армения после трагических событий

Грунин В.Ф.
эксперт

После террористического акта в Национальном собрании Армении 27 октября прошлого года внутриполитическая ситуация в стране заметно осложнилась. Гибель таких авторитетных лидеров нации, как спикер Национального Собрания Карен Демирчан и премьер-министр Вазген Саркисян была воспринята в республике как национальная трагедия и вызвала в армянском обществе состояние шока. Его последствия сегодня переживает не только Армения.В России, Европе и мире армянский кризис многих заставил задуматься над серьезными вопросами.

Устоит ли Кочарян?

В первое время после трагических событий во властных структурах возник раскол и взаимное недоверие. Временное затишье сменялось новым противостоянием президентского и премьерского блоков. Появились признаки кризиса власти. Конфронтация в высших эшелонах власти стала поводом к резкой поляризации оппозиционных сил и неправительственных институтов. По "интересам" разделились СМИ. Некоторые общественные круги стали открыто требовать отставки президента Роберта Кочаряна и назначения новых выборов уже на середину 2000 года. Жесткую по отношению к главе государства линию, и не только в вопросах следствия, пытаются проводить близкие к Вазгену Саркисяну представители генералитета, блок "Единство", имеющий большинство в парламенте, а также правительство, возглавляемое братом погибшего премьер-министра Арамом Саркисяном. Трагедия в парламенте квалифицируется этой ведущей политической силой не как террористический акт, а как попытка государственного переворота. От президента практически в ультимативной форме потребовали устранить силы, мешающие ходу следствия, проводимого военной прокуратурой, снятия руководителя аппарата президента Сержа Саркисяна и директора находящегося под контролем президентской администрации Национального телевидения Тиграна Нагдаляна, якобы дезориентирующих общественное мнение. Поддержку и доверие следствию выразили и премьер-министр Арам Саркисян, и руководитель входящей в блок "Единство" Народной партии Степан Демирчан, сын убитого 27 октября Карена Демирчана.

В свою очередь ряд пропрезидентских политических партий, а также Ассоциация политологов Армении обвинили блок "Единство" в попытке оказать давление на СМИ и даже ввести цензуру. Формируется мнение относительно необходимости внесения изменений в конституцию в сторону усиления роли парламента. Эту точку зрения, в частности, поддерживают самые влиятельные силы: блок "Единство", парламентская группа "Стабильность", Компартия, а также Национально-демократический союз.

Таким образом, говорить о внутриполитической стабильности в Армении пока не приходится. Фактом является то, что глава государства не имеет явной поддержки со стороны главных силовых структур, у него нет и прочной опоры в парламенте. Вместе с тем есть основания для утверждения, что позиции президента Р.Кочаряна в стране вовсе не так безнадежны, как некоторые желают это представить.

На это указывает ряд признаков. Прежде всего - отсутствие явных требований досрочного переизбрания президента со стороны главных политических сил, победивших на парламентских выборах. Подтверждением служит недавнее заявление вице-спикера Национального Собрания, одного из лидеров Республиканской партии Тиграна Торосяна о том, что "партия не поддержит те политические силы, которые высказываются за досрочные президентские выборы". Это заявление тем более существенно, что Республиканская партия остается одной из наиболее значимых политических сил общества, составляющих влиятельнейший и авторитетный союз ветеранов карабахской войны "Еркрапа", интересы которого они представляют в парламенте.

Не склонны ужесточать свои оценки деятельности президента и представители другой влиятельной силы - Народной партии Карена Демирчана, союзницы республиканцев по парламентскому блоку "Единство". Нет единого мнения в отношении необходимости, и тем более неизбежности ухода в отставку Р.Кочаряна и в кругах высшего военного руководства. Несмотря на наличие достаточно тесных связей между военным руководством и окружением премьера, вооруженные силы республики, и в частности, министр обороны Вагаршак Арутюнян стараются придерживаться нейтральной позиции и рассматриваются армянским обществом в качестве гаранта стабильности в стране. Выдвигаемые порой ультимативные требования со стороны главных оппонентов президента призваны, на наш взгляд, добиться: первое, - справедливого расследования и наказания виновных в трагедии и гибели лидеров Армении, с которыми связывались определенные расчеты политических сил, победивших на осенних парламентских выборах; и второе, - показать, что эта сила, даже лишившись своих лидеров, по-прежнему остается в стране главным политическим гарантом, не допустит раскачивания ситуации и при необходимости может поставить президента на место. Вместе с тем, определенно и то, что у президента и его главных и влиятельных оппонентов из "Единства" нет серьезных расхождений по главным вопросам государственной политики.

Эмоции от трагизма событий 27 октября уступили место взвешенной оценке их последствий для страны. Уже с первых дней охватившего республику острого кризиса власти было заметно, что общество в целом не склонно поддерживать слишком радикальные перемены. Люди открыто выражали опасения, что они могут привести к еще более тяжким последствиям. Даже наиболее последовательные оппоненты Роберта Кочаряна признают, что его отставка стала бы причиной острейшего кризиса. В первую очередь это связано с тем, что ни одна из политических партий и организаций, не говоря уже о силовых структурах не готова на сегодняшний день предоставить обществу альтернативную нынешнему президенту кандидатуру. И хотя "раскрутка" Степана Демирчана как вероятного кандидата на пост главы государства началась, не думается, что это вопрос ближайшей перспективы.

Уход сейчас Р.Кочаряна с политической арены неизбежно и очень скоро привел бы к самым негативным последствиям: обострению борьбы за власть, дальнейшей дестабилизации всех сторон общественно-политической жизни, в том числе к использованию прямых силовых акций и последующим серьезным общественных потрясениям. В условиях существующих внешних угроз и вызовов в Армении дорожат национальным единством как серьезным государственным ресурсом и убеждены, что победа армян в карабахской войне связана именно с этим обстоятельством. Сегодня все понимают, что раскол недопустим. В противном случае он неизбежно стал бы причиной ослабления военно-политических позиций и Армении, и Нагорно-Карабахской Республики. Исходя из этого, даже наиболее радикальные противники Р.Кочаряна проявляют умеренную сдержанность и вынужденную лояльность по отношению к нынешней власти, понимая, что противостояние и открытая конфронтация президенту будут восприняты как покушение на единство нации и не будут поддержаны большинством населения.

Сегодня для многих очевидно, что, несмотря на имеющиеся противоречия, именно президент Р.Кочарян воспринимается как, может быть, единственная на ближайшую перспективу надежда на сохранение порядка в стране, доверия и уважения со стороны ведущих государств и международных организаций, продолжение миротворческого процесса вокруг Нагорного Карабаха.

Лишь обозначившиеся пока во внутриполитической жизни Армении некоторые признаки стабилизации в целом воспринимаются как объективный процесс, который, вероятно, будет продолжаться, несмотря на реально сохраняющиеся сложности и противоречия. В армянском обществе нарастает понимание того, что дальнейшее продолжение внутриполитической конфронтации деструктивно и способно стать причиной прихода к власти контрпродуктивных сил и отдельных личностей. Осознание этой опасности постепенно снижает накал противостояния и порождает осторожный оптимизм, что серьезных потрясений удастся избежать. Появляется надежда, что чувство ответственности за судьбу нации и государства станет определяющей тенденцией.

Устоит ли правительство Армении?

Внутриполитический кризис безусловно усугубил социально-экономические трудности, которые и без того были весьма значительными. Хотя по итогам 1999 г. и отмечается 3-процентный рост в секторе экономики, особенно в промышленности, приведенные республиканским статистическим ведомством цифры выглядят достаточно противоречиво. Так, невысокие темпы роста инфляции (всего 2%) объясняются низким уровнем жизни населения, резким снижением платежеспособного спроса, исчерпанием накоплений, сделанных еще до 1990 г. и отсутствием таковых в последующий период у основной массы граждан. За последние десять лет платежеспособный спрос населения сократился более чем в десять раз. Из-за российского кризиса 1998 г. существенно (по неполным данным, на 45 млн. долл.) сократились частные трансферты из России в Армению. Упал внешнеторговый оборот.

Характерным для Армении моментом является наращивание темпов приватизации, доходы от которой в прошлом году превысили 15 млн. долл. По данным министерства приватизации, за последние шесть лет в Армении было приватизировано 1500 крупных и около 7 тыс. малых предприятий. Сегодня 75% валового внутреннего продукта страны производится в частном секторе. Правительство, считающее, что "государство - не лучший хозяйствующий субъект", планирует в текущем году передать в частное владение еще 500 предприятий, среди которых немало весьма крупных фабрик и заводов.

Весьма сложным остается финансовое положение республики. На днях правительство было вынуждено секвестировать бюджет на текущий год на сумму, эквивалентную 32 млн. долл. Но и после этой меры бюджет, по словам премьер-министра А.Саркисяна, остался "трудновыполнимым". На днях армянский парламент утвердил проект бюджета-2000. Его доходная часть составляет 202,1 млрд. драммов, а расходная часть - 252,7 млрд. драммов, при дефиците в 50 млрд. Одной из причин напряженного положения стало существенное снижение инвестирования после событий 29 октября, когда доверие инвесторов было заметно подорвано. Это незамедлительно сказалось на объемах средств, вкладываемых в экономику не только зарубежными, но и местными предпринимателями. По мнению главы государства, одним из факторов, сдерживающих внешние инвестиции, остается также карабахская проблема.

Положение в финансовой сфере настолько тяжелое, что эксперты предсказывают новый секвестр бюджета. Неутешительные прогнозы связаны также с тем, что говорить о явной стабилизации внутриполитической жизни страны пока явно преждевременно.

Правительством предпринимаются чрезвычайные усилия для выхода из затянувшегося экономического кризиса. Понимая всю сложность положения, глава армянского правительства Арам Саркисян и лидеры парламентских фракций приняли совместное заявление, в котором декларируется намерение объединить все конструктивные силы для стабилизации социально-экономической ситуации в стране. В качестве главных направлений совместных усилий кабинета министров и парламента определены такие, как меры по восстановлению экономики, борьба с безработицей и организация рабочих мест, пресечение миграции, борьба с коррупцией.

Приняты меры по реорганизации высших эшелонов власти. 28 февраля с.г. Р.Кочарян официально утвердил предложение премьер-министра А.Саркисяна о внесении изменений в структуру и состав армянского кабинета министров. Число министерских постов сократилось с 24 до 17. В новом составе правительства появились два министра от Компартии республики, один - от оппозиционного правоцентристского Национально-демократического союза (НДС). Вместе с тем, вряд ли обновленный состав кабинета можно считать коалиционным, поскольку основную ответственность за деятельность правительства продолжает нести пропремьерский блок "Единство", в который входят Республиканская и Народная партии Армении. Примечательно, что Армянская революционная федерация "Дашнакцютюн", считающаяся многими в Ереване политическим оплотом президента Кочаряна, сохранила за собой пост министра культуры, спорта и по делам молодежи. 

Неоднозначно была воспринята идея вхождения в правительство в рядах национал-демократов, дистанцирующихся от нынешних властей. Один из лидеров НДС уже официально объявил о своем выходе из правления партии в ответ на готовность ее депутата Давида Варданяна занять один из престижных постов министра госбезопасности. Не желает отождествлять себя с правительством А.Саркисяна и разделять ответственность за проводимую им экономическую политику и лидер армянских национал-демократов Вазген Манукян. Армянские социал-демократы, в свою очередь, считают неприемлемым, например, заявление Р.Кочаряна о том, что президент не несет ответственности за деятельность правительства, и считают, что позиция стороннего наблюдателя для главы государства может привести к отрицательным последствиям и росту эмиграционных настроений.

По мнению ряда наблюдателей, изменения в кабинете министров призваны не только повысить мобильность и управляемость кабинета, но и усилить позиции премьер-министра А.Саркисяна и его политических сторонников. Сохранение влиятельного поста за министром по координации производственных инфраструктур, бывшим заместителем главы оборонного ведомства Армении Вааном Ширханяном, которого считают главным оппонентом Р.Кочаряна и сторонником досрочных президентских выборов - красноречивое тому подтверждение. Вместе с тем, было бы ошибочным считать, что инициатива премьера с реконструкцией кабинета сильно повлияла на устойчивость позиций президента, поскольку в составе правительства свои портфели сохранили его ближайшие соратники - министры иностранных дел и юстиции.

Реформирование кабинета, таким образом, не привело, как некоторые предполагали, к появлению в нем выраженных признаков антипатий к президенту Кочаряну. Последний получил вполне управляемый и лояльный кабинет министров, что важно для закрепления появившихся признаков общественной стабильности и наметившейся тенденции выхода из затянувшегося  столь нежелательного кризиса власти.

Чьим будет Карабах?

Глава внешнеполитического ведомства Вартан Осканян, выступая на днях на заседании Национального собрания, выразил мнение, что причиной приостановки переговоров по урегулированию карабахского конфликта является нестабильная внутриполитическая ситуация в Армении. Между тем, нельзя не признать, что ставшие регулярными встречи и прямые контакты без посредников между Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым породили заметные надежды и ожидания, что застарелый конфликт удастся решить политическим путем, найти взаимоприемлемый и достойный вариант выхода из кризиса. В последнее время миротворческие усилия, предпринимаемые посредниками Минской группы ОБСЕ, дополняются регулярными консультациями руководителей двух конфликтующих государств. Судя по некоторым данным, эти встречи небесплодны и обнадеживают. В Вашингтоне полагают, что "диалог вышел за рамки предложений сопредседателей Минской группы", а стороны "стремятся найти более смелое и новаторское решение" проблемы.

Сейчас становится очевидным, что Р.Кочарян не только не заморозил, но, напротив, активизировал поиски путей мирного, политического решения вопроса. Как известно, Ереван и Степанакерт поддержали модернизированные предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ о создании Азербайджаном и Карабахом так называемого "общего государства". И лишь несогласие с этим планом официального Баку не позволило сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки еще в прошлом году. Нынешние ставшие регулярными личные встречи президентов двух стран оставляют надежду на то, что выход из кризиса может быть найден уже в обозримой перпективе. При этом, по мнению Р.Кочаряна, должно быть учтено мнение и Нагорного Карабаха, а к согласию должны прийти все стороны конфликта, включая Степанакерт. Последующая динамика процесса предусматривает вынос компромиссного варианта на обсуждение широкой общественности, а затем принятие решения по согласованному проекту соглашения по итогам всенародного референдума.

Поиск выхода из затянувшегося карабахского кризиса, по мнению президента страны, обусловлен тяжелым экономическим и финансовым положением республики, отсутствием внешних крупных источников финансирования для его преодоления. Сейчас же серьезные зарубежные инвесторы, обеспокоенные армянско-азербайджанской конфронтацией из-за Карабаха, а также внутриполитической нестабильностью, весьма сдержанно относятся к вкладам в экономику Армении.

Большинство наблюдателей склонны утверждать, что подходы Армении к вопросам урегулирования карабахской проблемы со времени Тер-Петросяна практически не изменились. Однако обстоятельства с тех пор претерпели существенные изменения. Нет пока сильных альтернативных Кочаряну политических фигур, нет больше на политической сцене и Вазгена Саркисяна, главного противника Тер-Петросяна. Изменились и общественные настроения. Люди все явственнее стали воспринимать замороженную проблему Карабаха в качестве тормоза общественного развития, движения Армении вперед.
Существенным обстоятельством является и то, что сегодня Ереван может рассчитывать на встречное понимание со стороны Степанакерта, что фактически лишает оппонентов Р.Кочаряна веских контраргументов. Это заметно расширяет возможности маневра для армянской дипломатии и одновременно повышает "ресурс прочности" позиций президента.

Похоже, поступательные обоюдные усилия сторон при посредничестве Минской группы приносят свои плоды на карабахскую землю, дают ощущение нарастающей уверенность в невозврате войны. Это, в частности, находит свое отражение в выходе из изоляции, появлении признаков политической и деловой активности в Нагорном Карабахе. Сегодня в Карабахе уже работают или ведут активные переговоры о сотрудничестве десятки солидных фирм из России, США, Канады, Франции, Италии и ряда других государств. Внешние инвестиции приходят в местное виноделие, производство молока, молочных продуктов, минеральных вод, переработку сельскохозяйственной продукции и лекарственных растений, горнодобывающую отрасль, ювелирное дело, ковроткачество и обработку алмазов. Инвестиционную активность в Нагорном Карабахе связывают с приходом к руководству исполнительной властью нынешнего премьер-министра Анушавана Даниеляна, в долгосрочной экономической программе которого предусмотрены наиболее благоприятные условия для инвесторов и в сфере налогообложения.

После представления экономической программы в США Карабах посетила группа американских бизнесменов. Благоприятная тенденция к устойчивому росту в экономике послужила положительным импульсом для других иностранных предпринимателей, а для местных властей основанием начать совершенствование социальной инфраструктуры. Правительство разработало также меры по привлечению капиталов в развитие сети малых ГЭС, модернизацию энергетической отрасли и экспорту электроэнергии в Грузию и Иран через Армению. Несмотря на резкое противодействие официального Баку, программой Даниеляна заинтересовались в Италии, Венгии, Швейцарии. Кстати, именно швейцарские компании "Андре групп" и "Франк Мюллер" проявили стремление наладить деловое сотрудничество с НКР. 

Ситуация складывается так, что армянскому руководству становится все труднее оставаться на прежних непримиримых позициях и не считаться с политическими реалиями, пребыванием в экономической изоляции, в стороне от участия в региональных экономических делах. Не исключено, по мнению наблюдателей, что Еревану придется найти формулу примирения, и, быть может, пожертвовать частично статусом независимого Карабаха в обмен на экономическое оздоровление страны. Эта идея витает в воздухе, вопрос заключается лишь в том, как ее реализовать без серьезных политических последствий. 

Сохранит ли Ереван пророссийскую позицию?

Теракт в Национальном собрании и последовавший за ним внутриполитический кризис в Армении сделали позиции государства, как считают, более уязвимыми для воздействия внешних факторов. Западные компании и международные финансовые организации внимательно наблюдают за российско-армянскими отношениями, стремясь не допустить усиления российского присутствия в Армении и по возможности ограничить здесь влияние Москвы.

Знаковым событием, опрокидывающим представление о том, что Армения готова серьезно скорректировать свои внешнеполитические приоритеты, можно назвать подготовку к подписанию межгосударственного протокола о безвозмездной передаче Арменией на длительный срок недвижимого имущества и земельных участков, на которых дислоцирована 102-я российская военная база. Этот акт рассматривается в Ереване как подтверждение долгосрочного закрепления военно-политических позиций России в этой стране.

Некоторые осторожные армянские политики поспешили оценить этот крупный акт взаимного доверия как повод для активизации противодействия и прессинга со стороны остальных игроков на закавказском геополитическом поле. Борьбу за транскавказские энергетические проекты кое-кто пытается определить как повод представить Армению в качестве "заложницы" противоборства между США, Россией, Турцией и Ираном. В этой связи высказываются опасения, что чрезмерные сдвиги Армении в сторону Москвы нарушают необходимый для нее внешнеполитический баланс и могут превратить страну в российский "геополитический придаток", интересами которого Москва может в случае необходимости пожертвовать ради Азербайджана. Это опасение актуализировалось, как считают, после январской встречи на Московском саммите исполняющего обязанности президента России В.Путина с лидерами республик Закавказья, тональностью которой руководитель Армении якобы остался не вполне доволен, рассчитывая на большую теплоту и внимание, чем президенты Азербайджана и Грузии. Кое-кто пытается представить дело так, что развязка и карабахского узла не отвечает истинным устремлениям России, вредит ее интересам на Южном Кавказе по той якобы причине, что стабильность и прочный мир в регионе откроют ворота для проникновения в регион западных стран, минимизируя тем самым присутствие России и ослабляя ее геополитические позиции.

Российское военно-политическое присутствие в Армении западные страны пытаются подточить и ослабить за счет целенаправленной политико-дипломатической работы, экономических и финансовых рычагов воздействия. Политику доминирования в Азербайджане и Грузии Вашингтон намерен распространить и на Армению, рассчитывая привязать ее к тем энергетическим проектам, которые обслуживают геополитические интересы Вашингтона в южнокавказском регионе. Речь, в частности, идет о возможности снабжения Армении газом через Транскаспийский газопровод, строительство которого, правда, для переброски туркменского газа пока еще под вопросом. Не раз речь велась и о том, что нефтепровод Баку-Джейхан дешевле было бы проложить через территорию Армении. Действуя на Южном Кавказе с позиции диктата, США бесцеремонно вмешиваются в дела региона, в открытую заявляя, что не намерены закрывать глаза на намерения Тегерана начать строительство газопровода в Армению уже в ближайшее время, усматривая в этом повод для нежелательного усиления геополитических и геоэкономических позиций Ирана.

Не секрет, что США заинтересованы в том, чтобы Армения была экономически независима не только от Ирана, но и от России. Ереван пытаются убедить, что Россия - единственный серьезный фактор, сдерживающий интеграцию Армении в европейские и западные структуры. Характерным примером стала предстоящая в Армении приватизация на условиях международного тендера четырех электрораспределительных сетей, перерастающая в серьезную геополитическую проблему, наглядно обозначившую столкновение интересов России и западного мира.

Всемирный банк как основной кредитор энергетических проектов в Армении выступил против возможного предоставления контрольного пакета (51%) акций электрораспределительных госпредприятий российским компаниям, в частности, Международной энергетической корпорации "Итера", интересы которой в армянском руководстве лоббирует "Газпром" и с которой конкурирует ряд западных компаний, в том числе американская АЕS, кстати, владелец распределительных сетей грузинской столицы, импортер армянского электричества в Тбилиси. При этом победа АЕS на конкурсе однозначно связывается с обещаниями притока на армянский рынок новых иностранных инвестиций, что якобы обещает стать "стимулом оздоровления и развития экономики страны".

Представители Всемирного банка недвусмысленно заявляют, что решение о приватизации в пользу России может "построить стену" между Ереваном и серьезными инвесторами на Западе. Такое почти ультимативное признание ВБ поставило ереванское руководство в трудное положение и может стать предметом непростых переговоров между Ереваном и Москвой. Противники стратегического сближения России и Еревана как извне, так и внутри страны пытаются создать впечатление, что предоставление контрольного пакета акций электрораспределительных предприятий республики российским компаниям ставит Армению в полную энергетическую зависимость от России. Наполовину российской является газовая сеть страны - "АрмРосГазпром". В ближайшем будущем намечается передача российскому правительству в счет долгов за топливо большого пакета (около 40%) акций Армянской АЭС - основного производителя электроэнергии в республике. Эксперты уверяют, что такая ситуация Армении невыгодна, хотя бы потому, что финансовые и инвестиционные ресурсы России намного скромнее американских и западноевропейских. Еревану напоминают также, что весомая часть дефицита армянского бюджета покрывается за счет кредитов Всемирного Банка и безвозмездной финансовой помощи правительства США (100 млн. долл. ежегодно).

Подталкивая Ереван к участию в реализации региональных энергетических проектов, экономической интеграции стран Южного Кавказа, включению его в региональную систему безопасности под эгидой Вашингтона, Запад рассчитывает таким образом вывести Армению из сферы военно-политического взаимодействия с Россией и противопоставить ему тесное экономическое сближение с вытекающими геополитическими последствиями. При этом считается, что даже наличие российских военных баз на территории страны не станет серьезным препятствием для сближения Армении с западным сообществом.

В пользу такого варианта развития событий говорит и то, что сегодня ведущие политические силы Армении выступают в поддержку идеи открытия границ с Турцией и расширения экономического, политического и культурного сотрудничества с этой страной. Судя по всему, позиции экономического прагматизма начинают одерживать верх, доказательством чему - наметившиеся признаки сближения Еревана и Анкары.

Однако полезно принять во внимание и другую сторону вопроса. После трагических событий в армянском парламенте и возникновения в республике острейших внутренних противоречий, возможности формирования отнюдь не проармянского военно-политического союза между Баку, Анкарой и Тбилиси, о чем неоднократно заявляли лидеры этих стран, влияние российского фактора в Армении многократно возросло, и это признают серьезные армянские политики, учитывая это обстоятельство в том числе в вопросах приватизации. Понимая, что политическое сотрудничество всегда уместно подкреплять сотрудничеством экономическим.

Заметим, что в Ереване вновь активизировались инициаторы присоединения республики к славянскому союзу. Один из активистов Инициативы Армения-Россия-Белоруссия, депутат парламента Агаси Аршакян заявил о создании в Национальном собрании "координационного совета в поддержку присоединения республики к Союзу России и Белоруссии". Его членами стали 11 законодателей, представляющих самые различные партии и фракции. Реакция официальных властей на инициативу ряда парламентариев о присоединении Армении к славянскому союзу, выразившаяся в том, что этот вопрос "не стоит в повестке дня" позволяет сделать однозначный вывод: Ереван по-прежнему предпочитает развивать двусторонние отношения с Москвой, и в первую очередь, военные и военно-стратегические.

В некоторых армянских политических кругах выражаются опасения, что чрезмерно пророссийская ориентация Армении делает ее заложником геополитического противостояния в первую очередь между Россией и США, провозгласившими кавказский регион зоной своих стратегических интересов. В результате Армения не только окажется неспособной защищать собственные национальные интересы и проводить эффективную политику в карабахском вопросе, но и может быть раздавлена в тисках противоречий двух соперничающих в регионе держав. К тому же пророссийская ангажированность Армении якобы способна резко ухудшить отношения Еревана с США и Евросоюзом, поставив под сомнение актуализированную в последнее время концепцию комплиментарности и сбалансированности внешнеполитического курса армянского руководства, превратить Армению в "регионального изгоя", изолированного от всех международных экономических проектов. Кое-кто считает в Армении, что настает время, когда, по словам главы армянского внешнеполитического ведомства Вардана Осканяна, "Армения будет вынуждена выбирать между США и Россией".

В этом контексте достаточно характерно звучит заявление министра иностранных дел, сделанное им во время недавнего (март) посещения Литвы, Латвии и Эстонии. Он сказал, в частности, что "Армения относится положительно к расширению НАТО на восток в той мере, в которой это отражает свободный выбор того или иного государства", подчеркнув при этом, что каждая страна вправе выбирать именно ту систему безопасности, которая максимально служит ее интересам при данной геополитической ситуации. Участие Армении в системе коллективной безопасности СНГ никак не мешает ей развивать активное и эффективное сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира".

Пока же, как представляется, учет фундаментального значения российского фактора остается на сегодняшний день главным внешнеполитическим приоритетом республики. Высший командный состав вооруженных сил Армении однозначно ориентирован на продолжение, развитие и укрепление армяно-российского военно-стратегического сотрудничества, в чем, кстати, немалая заслуга экс-премьера и бывшего министра обороны Вазгена Саркисяна. Такой подход не ставится под сомнение и Республиканской партией, ветеранами из "Еркрапа", всеми сторонниками В.Саркисяна, включая его брата Арама Саркисяна - нынешнего премьер-министра. Министр иностранных дел Вардан Осканян, будучи в странах Балтии, особо подчеркнул важность углубления российско-армянского сотрудничества. Глава МИДа заявил, что "взаимоотношения Армении с Россией носят характер стратегического партнерства".

Логично выразить убеждение, что в Москве не только считаются с этим обстоятельством, но и весьма высоко его оценивают и дорожат, что вполне объяснимо. Сегодня Армения остается единственным надежным, стабильным и перспективным союзником и геополитическим партнером Москвы не только на Южном Кавказе, но и во всей Передней Азии. В условиях проникновения Запада и НАТО на постсоветское пространство, экспансионистской политики Турции на Кавказе, активизации фундаменталистских сил и режимов, продолжающегося противостояния в Чечне Армения объективно становится весьма ценным для России форпостом влияния в одном из наиболее противоречивых и геополитически привлекательных регионов мира. Опираясь на Ереван и свои военные базы, заинтересованно размещенные армянским руководством на территории страны, Россия могла бы достаточно успешно противостоять всем попыткам ее вытеснения из региона. 

В Москве хорошо понимают истинную ценность армяно-российского союза. Не случайно, будучи недавно в Ереване, секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов подчеркнул, что "Армения продолжает занимать главенствующее место среди стратегических союзников России". Отсюда ясно, что стабильность в Ереване, в которой заинтересована Москва, связывается с Р.Кочаряном, ныне действующим президентом Армении.