Диаспора хочет помочь своей исторической родине и себе

А. М. Медведев
заместитель шеф-редактора газеты “СОЮЗ. Беларусь-Россия”,
Татьяна Полоскова
доктор политических наук, зав. сектором мировых диаспор Дипломатической Академии МИД РФ

В последнее время происходят заметные изменения в подходе российского государства к проблеме взаимоотношений с соотечественниками за рубежом. Похоже, что десятилетний период забвения этой проблемы со стороны властей постепенно уступает место осознанию важности восстановления связей с российской диаспорой. Об этом ярко свидетельствуют два события, произошедшие недавно в Москве.

В минувшую пятницу, 26 января, Президент России, выступая на совещании с руководящим составом Министерства иностранных дел РФ, особо подчеркнул важность работы с российскими соотечественниками. "Равнодушия в этом вопросе быть не может", - сказал Владимир Путин. Критикуя работников посольств и консульств за недостаточное внимание к представителям росийской диаспоры в странах СНГ, Президент, по словам присутствовавших на совещании, предупредил: "если работа с соотечественниками в тягость, то лучше уступи свое место другому".

А перед этим, 23 января, состоялось первое в 2001 году заседание Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом. К слову сказать, с тех пор, как ее председателем был назначен вице-премьер Правительства РФ Виктор Христенко, Комиссия заметно активизировала свою работу. Теперь на ее заседаниях нет места бесплодным словопрениям о необходимости защиты интересов наших соотечественников за рубежом, а идет конкретная работа по организации финансированию практических мероприятий.

Одним из пунктов повестки дня этого заседания Комиссии как раз и было обсуждение перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку диаспор в государствах СНГ и Балтии. В.Христенко, кстати, заметил, что настала пора перестать делить людей на проживающих в "ближнем" и "дальнем" зарубежье. Ведь и те, и другие - наши соотечественники.

Всего на реализацию названных мероприятий в 2001 году запланировано направить 80 миллионов 200 тысяч рублей из российского бюджета (в прошлом году было выделено 52 миллиона рублей). Эти средства будут использованы, в частности, на закупку и доставку учебников российских издательств для школ с обучением на русском языке, повышение классификации учителей, оказание материальной безвозмездной помощи пенсионерам и ветеранам войны и труда, оздоровительный отдых детей-соотечественников в РФ, оказание юридической помощи, организацию гастролей русских театров и выставок в российских регионах, обеспечение подписки ветеранов войны и труда на российские периодические издания.

Одним из центральных вопросов в новой политике Правительства в этом плане - созыв съезда соотечественников в Москве. Это будет второй по счету съезд представителей российской диаспоры (первый состоялся в августе 1991 года, совпал по времени с путчем ГКЧП и реальных результатов не дал).

Однако ситуация здесь непростая. Пока многое складывается таким образом, что и второй съезд российских соотечественников, проживающих за рубежом, может окончиться безрезультатно.

Дело в том, что основными организаторами этого съезда выступают представители Госдумы РФ. Не так давно, в ноябре 2000 года, они фактически провели "генеральную репетицию", организовав, как писала тогда пресса, "мини-съезд соотечественников" (заседание Совета соотечественников при Госдуме РФ).

Заседание тогда свелось к резкой критике Москвы за то, что мало выделяется денег на материальную помощь, недостаточной является политическая и финансовая поддержка (хотя именно в это время Президент России громогласно и безоговорочно оказал политическую поддержку советскому партизану Василию Кононову и предоставил ему российское гражданство. Сложилось впечатление, что если и съезд будет проведен по этому сценарию, то он выльется в огульную критику руководства России и ни к какому организационному повороту, на котором настаивает Правительство, не приведет.

Между тем, российская диаспора за последнее время серьезно изменилась. Многие наши соотечественники уже давно оправились от шока 1991 года, неплохо адаптировались в странах СНГ, и это уже совсем не те бедные родственники России, какими они выглядели в начале 1990-х годов. Больше того. К 2001 году в ряде стран СНГ и Балтии русский бизнес занял ключевые позиции в экономике. В Молдавии, например, русские предприниматели контролируют сегодня 80 процентов частного капитала. В странах Балтии основу среднего и крупного бизнеса также составляют русские и так называемые русскоязычные. А в Литве, к примеру, процент русских предпринимателей в бизнесе, связанном с высокими технологиями, по некоторым оценкам, достигает 90 процентов. Отнюдь не являются "брошенными на произвол судьбы" и русские в Средней Азии, многие из которых живут лучше, чем жители Российской Федерации.

В странах СНГ и Балтии в настоящее время идет также процесс формирования русских политических партий, в том числе представленных в парламентах и местных органах власти. Это, кстати, дает возможность защищать и отстаивать интересы русского населения, используя прежде всего легитимные формы. Возникают также ассоциации русских предпринимателей, действующих в тесном контакте с политическими и общественными организациями диаспоры, оказывающие им финансовую подпитку. Естественно, не просто так, а в обмен на лоббистскую поддержку. Это общепринятая во всем мире практика функционирования диаспоральных структур, когда партии, в том числе созданные по этническому признаку, используются в качестве рычага для создания более благоприятных условий предпринимательской деятельности. По оценкам экспертов, "правый фланг" русских партий могут занять (и уже занимают) крупные и средние русские предприниматели.

В общем, речь идет о том, что на постсоветском пространстве активно формируется русская (русскоязычная) экономическая и политическая элита. А мировой опыт, кстати, показывает, что поддержка социально незащищенных слоев, в том числе и финансовая, идет в основном со стороны состоятельной части самой же диаспоры.

Однако пока получается так, что в России эту влиятельную часть русской диаспоры в ближнем зарубежье до сих пор упорно не желают даже замечать. Так, на проведенном Госдумой "мини-съезде" соотечественников, фактически не была представлена именно та часть наших соотечественников в ближнем зарубежье, которая в сложнейших экономических условиях и в ситуации жесткого психологического прессинга со стороны национал-радикалов смогла не только выжить, но и стать новой русской деловой, культурной и политической элитой в странах СНГ и Балтии.

Причем некоторые известные русские бизнесмены из ближнего зарубежья первоначально были в списках кандидатов в Совет соотечественников, но их в конце-концов вычеркнули. Слишком независимы. Да и вообще, чужие они, видимо, для тех, кто определяет политическую погоду в Совете соотечественников при Госдуме. Ведь нуждающаяся и социально неадаптированная диаспора гораздо более удобна для манипулирования и использования во внутриросийской политической борьбе.

Вот и получилось, что приехавшие в Москву представители русских организаций ближнего зарубежья проводили свои заседания под красным флагом, а в речах многих членов совета соотечественников при Госдуме РФ звучали прямые призывы к борьбе за восстановление Советского Союза. Активно звучала в зале и критика в адрес Президента России. Хотя, как хорошо известно, именно Владимир Путин перевел проблему отношений с российской диаспорой в практическую плоскость. И конечно, большая часть выступавших в отведенное им время в основном рассказывали о своей нелегкой доле и настойчиво просили о помощи.

В общем, создавалось ощущение, что и для организаторов, и для большинства приглашенных на этот "мини съезд" время остановилось и на дворе в лучшем случае опять стоит 1995 года (когда был создан этот Совет).

Как нам представляется, если мы хотим услышать не только привычные жалобы, но и задействовать огромный потенциал русской диаспоры на предстоящем съезде соотечественников должны быть представлены именно дееспособные бизнесмены и политики, деятели науки и культуры, эффективно действующие общественные объединения, в том числе правозащитного характера. Причем не только ближнего, но и дальнего зарубежья. При этом задействовать и в интересах самих соотечественников, и в интересах России.

К слову сказать, в беседах со многими представителями деловых кругов российской диаспоры ближнего и дальнего зарубежья выясняется, что они охотно готовы поехать на съезд (причем поехать за свой счет), но лишь в том случае, если его будут организовывать и проводить серезные государственные структуры. "На съезде соотечественников должны присутствовать люди, -сказал, например, в беседе с нами председатель правления Объединения российских граждан в Эстонии Владимир Лебедев, - добившиеся конкретных результатов в экономике, политике, науке, культуре".

Кстати, общественные организации соотечественников при всей их значимости объединяют не более трех процентов русской диаспоры. Делая упор только на них, мы оставляем за бортом большую часть наших соотечественников. Нужно определиться, что мы хотим провести: съезд соотечественников или съезд общественных организаций соотечественников?

газета "СОЮЗ. Беларусь-Россия" 01.02.01