Россия и Грузия до и после введения визового режима (Политический комментарий)


От редакции: комментарий подготовлен экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор"

5 декабря 2000 г. вступило в силу решение российского руководства о введении на российско-грузинской границе визового режима на посещение гражданами Грузии России. Это событие явилось как бы финальной сценой затянувшейся драмы российско-грузинских отношений, разыгрывавшейся несколькими труппами политических актеров практически без перерывов с самого начала объявления Грузией своей независимости от России. В последние дни, как в самой Грузии, так и в определенных российских кругах тема введения визового режима стала еще одним микрополюсом того неоднозначного и противоречивого противоборства мнений и позиций, которое характерно не только для общеполитической атмосферы в России, но и на всем постсоветском пространстве. Но случай с Грузией - особый.

Россия долго шла к этому решению, которое далось ей не так просто. По-видимому, и само грузинское руководство как обычно не ожидало, что Москва на этот раз проявит характер и пойдет до конца. Но эти расчеты, построенные на уверенности Тбилиси в прозорливости Э.Шеварднадзе и неуязвимости политики грузинского президента, а также на уже ставшей традиционной самоуверенности грузинской общественно-политической элиты, решавшей многие вопросы межгосударственных отношений с Россией тоже не менее традиционными грузинскими методами, на самом деле оказались несостоятельными. Возможно, у грузинского лидера с течением времени стало меньше, чем это было прежде, агентуры в высших политических кругах и ведомствах России и ему стало сложнее ориентироваться в том, что происходит в российской политике?

Похоже, не оправдали надежд Тбилиси и те общественно-политические акции, которые грузинская сторона пыталась проводить как на российской территории, так и на политико-дипломатических рингах СНГ и Европы с целью оказать морально-психологическое и политическое давление на российское руководство и заставить его действовать так, как это нужно прежде всего Грузии, а не России.

Одной из последних акций такого рода стало проведение 28 ноября с.г. в российском Доме дружбы на Воздвиженке довольно-таки примечательного мероприятия - т.н. круглого стола на тему "Россия-Грузия: об укреплении традиционных дружеских связей между нашими народами". Среди его организаторов - Международная ассоциация дружбы, культурного и делового сотрудничества с Грузией, Международный комитет гражданской дипломатии, Общество грузин в России, и, конечно, посольство Грузии в РФ. Вел круглый стол главный редактор "Новых Известий" И.Голембиовский.

В переполненном конференц-зале в подавляющем своем большинстве присутствовали друзья обижаемой "имперской" Россией "маленькой, невинной Грузии", которой хотят навязать визовый режим. Собственно, недопущение такого "произвола" и было главной целью круглого стола, ставшего, как уже говорилось, лишь одним из многих организованных грузинскими властями мероприятий по срыву ввода Москвой с 5 декабря 2000 г. визового режима для граждан Грузии, желающих совершить поездку в Россию.

Между тем к "укреплению традиционных дружеских связей между народами" круглый стол не имел никакого отношения. В выступлениях участников этого собрания прозвучало немало обвинительных слов и упреков в адрес России в связи с принятым решением, которое-де нанесет ощутимый удар по двухсторонним российско-грузинским отношениям. Никто не спорит. Это плохо, когда возникают преграды и между государствами, и на пути свободного общения между людьми, привыкшими к этому на протяжении столетий их действительно общей истории. Истина в том, что решение Москвы - далеко не сахар, особенно, если учесть, что число грузинских граждан, находящихся сегодня в России, превышает 700 тысяч человек, а российских соотечественников в Грузии - около 10 тысяч. Но давайте посмотрим, что стоит за этим трудным решением России и так ли уж целомудренна и гонима "имперской Москвой" грузинская сторона.

Идея введения визового режима между Россией и Грузией принадлежит не Москве, а Тбилиси. Еще 8 сентября 1999 г. заместитель спикера парламента Грузии, руководитель фракции президентской партии "Союз граждан Грузии" Р.Адамия, выступая в парламенте, сказал: "Введение визового режима позволило бы избежать многих проблем в отношениях с Россией". Он подчеркнул, что "подобный режим в отношениях с Россией должен быть установлен не временно, а постоянно". По его словам, таким образом "в России должны понять, что Грузия является независимым государством". На той же позиции стоял и председатель госдепартамента охраны госграницы Грузии генерал Валерий Чхеидзе, который заявил, что визовый режим "может помочь восстановить порядок на российско-грузинской границе".

Что же касается России, то переход к визовому режиму в отношениях между Россией и Грузией - вынужденная мера, продиктованная необходимостью защиты российских национальных интересов и безопасности, а также следствие того состояния отношений, которое складывалось между двумя странами в последние годы.

Российско-грузинские отношения не первый год переживают сложный период. Тбилиси, стремясь использовать очевидные преимущества для Грузии торгово-экономических связей с Россией, в то же время подчеркнуто демонстративно пренебрегало российскими интересами на Кавказе и продолжает придерживаться этого курса. Позиция Грузии в двухсторонних грузино-российских отношениях подвержена усиливающемуся влиянию США и их союзников, которые пытаются за счет вытеснения России из Закавказья добиться укрепления собственного положения в Грузии и в регионе в целом. С сожалением приходится констатировать, что грузинская сторона, пользуясь терпимостью и уступчивостью Москвы, последовательно ведет дело ко все большему дистанцированию от России, от всего русского, от совместной истории двух народов. И это при том, что сотни тысяч грузин зарабатывают себе и своим близким на жизнь именно в России, что в экономическом плане Грузия без России, без ее рынка, энергоносителей и электроэнергии сегодня не выживет, что многие состояния в Грузии сколочены в том числе на российских ресурсах и рынках. В то же время любая попытка России защитить свои интересы на Кавказе воспринимается в Грузии как проявление "имперских амбиций", посягательство на ее независимость и территориальную целостность.

Между тем даже сегодня, когда, казалось бы, все акценты и точки в истории новых российско-грузинских отношений пока расставлены, не вызывает сомнения, что свертывание политического и военного сотрудничества с Россией для Грузии контрпродуктивно. Это, может быть сами того не замечая, в своих запальчивых, захлебывающихся от благородного возмущения заявлениях признают даже сами грузинские политики, не говоря уже о рядовых гражданах суверенной Грузии. Рассмотрим это, как говорится, по пунктам.

1. Урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии

Серьезным фактором наших двухсторонних отношений продолжает оставаться вклад России и ее роль в урегулировании развязанных в свое время Тбилиси конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, в зоне которых сегодня находятся российские миротворцы. Они практически в одиночку с июня 1994 года выполняют эту дорогостоящую и нелегкую миссию. Наши потери составили свыше 80 военнослужащих убитыми и несколько сот ранеными. Характерно, что именно усилиями российских миротворцев в зоне конфликта сохраняется мир.

Посредничество России в урегулировании грузино-абхазского конфликта имеет ключевое значение для невозобновления военных действий. Это признает и грузинская сторона. Понимая это, Тбилиси, тем не менее, одновременно предпринимает шаги, направленные на вовлечение российских миротворцев в выполнение несвойственных им функций, а также на расширение участия своих западных партнеров в процессе восстановления территориальной целостности страны, не отказывается от попыток перевести урегулирование на рельсы косовской модели "принуждения к миру". И надо быть наивными или прикидываться дурачками, чтобы не понимать того, что все это в России не остается незамеченным, не вызывает никаких эмоций и не находит должной оценки.

В части урегулирования грузино-осетинского конфликта Тбилиси настаивает на "широких международных гарантиях", ведя дело к размыванию ведущей посреднической роли России в процессе урегулирования. Кстати, Грузия не выполняет ту часть Дагомысских соглашений, в которых предусмотрено ее участие в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта.

Мы полагаем, что решение вопросов об урегулировании конфликтов должно находится в плоскости поиска компромиссов как с одной, так и с другой стороны. Можно вспомнить, как грузинская сторона отказалась подписать в Москве с таким трудом согласованный документ "О мире и гарантиях по предотвращению вооруженных столкновений". Разве Россия в этом виновата?

Мы видим: Россия исходит из того понимания, что договариваться должны в первую очередь конфликтующие стороны, а Россия готова содействовать переговорному процессу, выступать гарантом достигнутых договоренностей. Успешному диалогу с Абхазией способствовало бы снятие Грузией экономических санкций, восстановление железнодорожного сообщения, содействие (по крайней мере, не препятствие) возвращению беженцев - решению именно того вопроса, который еще недавно входил в число основных условий Тбилиси для продолжения процесса урегулирования абхазской ситуации.

2. Военные вопросы

Грузия придерживается особой, можно сказать, прямо противоположной позиции по отношению к Ташкентскому договору о коллективной безопасности стран СНГ (выход из договора с апреля с.г.), стратегии дальнейшей интеграции в рамках СНГ, региональному сотрудничеству и безопасности, перспективам региональной военно-политической организации ГУУАМ, расширению НАТО и др. По ряду вопросов Грузия демонстрирует откровенное и преднамеренное дистанцирование от российских позиций, нарочито демонстрируя приверженность европейской интеграции и атлантизму. Это выбор Грузии, и Россия вынуждена с ним считаться. Но в таком случае у России также есть право выбирать.

С апреля с.г. идут интенсивные российско-грузинские переговоры по военным вопросам. Одним из результатов является начавшийся 1 августа с.г. в соответствии с адаптированным Договором об обычных вооруженных силах в Европе процесс вывода из Грузии и утилизации излишков российских вооружений. В рамках Стамбульского саммита ОБСЕ (декабрь 1999 г.) были достигнуты российско-грузинские договоренности, в которых зафиксировано, что две из четырех российских военных баз в Грузии должны быть расформированы к 1 июля 2001 г., а сроки и порядок функционирования остальных двух должны быть определены в ходе переговоров.

Как ставит вопрос Тбилиси? Несмотря на сделанную ему с российской стороны огромную уступку Тбилиси настаивает на реформировании и этих остающихся баз до конца 2002 года. При этом ведется планомерная подготовка страны к вступлению в НАТО, что не может не тревожить Россию. С трудом воспринимается грузинской стороной наше намерение использовать базу в Гудаута для реабилитации российских миротворцев.

3. Визовый режим

На сегодняшний день введение визового режима, судя по всему, остается наиболее проблемным и болезненным вопросом российско-грузинских отношений. Неспроста на Россию оказывается такое массированное психологическое давление со стороны грузинских властей, стремящихся не допустить изменения существующего режима взаимного передвижения граждан или сделать его кратковременным. Оказалось, что Грузии есть что терять, и еще надо подумать, с чьей стороны проявляются те самые "имперские амбиции", о которых так любят говорить как грузинские националисты, так и их российские адвокаты из вечно недовольных всем, что предпринимается российскими властями в интересах России, кругов т.н. демократов и "истинных друзей" Грузии.

В последнее время Россия, как и другие страны, все чаще сталкивается с серьезной угрозой со стороны международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса, с другими опасными вызовами. К тому же широкий размах приобретает незаконная миграция в Россию, в том числе и из государств Содружества. По сути дела все это затрагивает интересы национальной безопасности страны, и особенно остро это ощущается именно через наши отношения с Грузией.

К сожалению, несмотря на неоднократные призывы российской стороны наладить практическое сотрудничество по пресечению антироссийской деятельности чеченских боевиков на территории Грузии, Тбилиси, наоборот, создал для них на своей территории весьма благоприятный режим пребывания. Последнее свидетельство - попытка прорыва 15-17 октября с.г. грузино-российской границы на ингушском участке вооруженной группы террористов со стороны Грузии в Россию. 25 боевиков были задержаны и помещены в тбилисскую больницу. Грузинской стороне было предложено передать нам хотя бы списки задержанных для выявления лиц, причастных к совершению преступлений в России. Запрошенный список был представлен, но тогда, когда боевики уже были отпущены из больницы и бесследно исчезли. К сожалению, это не единичный случай. В Панкисском ущелье Ахметского района Грузии скопилось до восьми тысяч беженцев из Чечни, среди которых, по оценкам, около полутора тысяч чеченских боевиков.

Несмотря на требование российской стороны закрыть в Тбилиси так называемое "представительство" Чечни и масхадовский информационный центр, ведущие фактически антироссийскую деятельность, эти структуры не испытывают каких-либо неудобств со стороны грузинских правоохранительных органов.

В этих условиях визовый режим в отношениях с Грузией вводится для того, чтобы уменьшить исходящую от террористов угрозу для населения России, предотвратить повторение терактов и взрывов в городах нашей страны. К сожалению, эта вынужденная мера затрагивает и интересы честных граждан как Грузии, так и России. Однако это не наш выбор: политика Тбилиси поставила российские власти перед необходимостью это сделать. Фактически это выбор группы Э.Шеварднадзе и ничей другой.

В феврале 2000 г.. грузинской стороне были переданы проекты соглашения о взаимных поездках граждан и протокола об упрощенном порядке пересечения российско-грузинской границы жителями приграничных территорий и было предложено начать соответствующие переговоры, от которых Тбилиси до ноября с.г. фактически уклонялся. 30 августа с.г. правительством РФ было принято решение о выходе из Бишкекского соглашения от 9.10.1992 г. о безвизовом передвижении граждан государств СНГ, о чем была уведомлена и грузинская сторона.

Тбилиси неоднократно заявлял о неприемлемости для него российских предложений о льготном режиме пересечения границы жителями приграничных территорий и о безвизовых поездках российских военных, проходящих службу на территории Грузии, членов их семей. Отвергнув российский проект соглашения, статья 3 которого предусматривала безвизовый режим для граждан обеих стран, находящихся на постоянном месте жительства в России и Грузии, Тбилиси "подставил" под визовый режим 700 тыс. грузинских граждан, постоянно проживающих в России. Может быть эти люди не знают об этом? Вряд ли. Так почему тогда так громко стенают по поводу введения визового режима те грузинские деятели, к которым реальная известность и слава пришли не на политических рингах? Где их объективность и порядочность, чем они всегда так козыряют?

С российской стороны было выражено сожаление в связи с занятой грузинской делегацией неконструктивной позицией, которая сделала невозможным дальнейший поиск компромисса. В условиях отсутствия двустороннего российско-грузинского соглашения с 5 декабря для граждан Грузии автоматически вводится полномасштабный визовый режим.

Это означает, что с 5 декабря 2000 года въезд всех категорий граждан Грузии в Россию может быть разрешен только по российским визам, выдаваемым к национальным паспортам, действительным для поездок за границу.

Для получения визы необходимо обратиться в российское консульское учреждение, заполнить анкету на выдачу визы, предъявить паспорт, приглашение, оформленное в установленном порядке, от российского юридического или физического лица, либо ваучер туристической фирмы и подтверждение о приеме иностранного туриста российской туристической организацией. Выдача групповых виз, а также виз на пограничных КПП не предусматривается. Тарифы консульских сборов установлены в размере 10 долл. с оформлением в течение 7 и более рабочих дней. За срочную визу (2-5 рабочих дня) - сбор несколько выше.

Удалось достичь договоренности о том, что с момента введения визового режима граждане Грузии, находящиеся на территории России, в течение трех месяцев (до 1 марта 2001 года) возвращаются на родину без виз по документам, по которым они въехали в Россию. Аналогичный режим будет действовать в отношении российских граждан в Грузии, включая российских военнослужащих и членов их семей. После 1 марта 2001 г. выезд грузинских граждан из России будет осуществляться с грузинским загранпаспортом и с российской выездной визой, выдаваемой органами МВД по месту регистрации.

Грузинская сторона была поставлена в известность о том, что во избежание тяжелых гуманитарных последствий Россия оставляет за собой право в одностороннем порядке для населения Абхазии и Южной Осетии сохранить безвизовый пропуск на абхазском и югоосетинском участках. Применение полномасштабного визового режима на этих участках границы по сути означало бы блокаду Абхазии и Южной Осетии, поскольку о поездках жителей этих регионов в Тбилиси для получения российских виз говорить не приходится. Такая блокада не предусмотрена никакими решениями международных организаций. Кстати, решению проблемы помогло бы открытие российских консульских учреждений в Сухуми и Цхинвали, от которого Тбилиси упорно отказывается.

Безосновательны и неуместны проводимые Тбилиси аналогии между Чечней и Абхазией (Южной Осетией), поскольку Сухуми и Цхинвали - признанные международным сообществом стороны в соответствующих конфликтах, участники политических переговоров. Беспочвенны утверждения и о том, что безвизовый режим на абхазском и югоосетинском участках - это якобы попытка "аннексии" Россией Абхазии и Южной Осетии. Российская сторона не раз подтверждала уважение суверенитета и территориальной целостности Грузии. К тому же все граждане Грузии, независимо от места их проживания смогут воспользоваться безвизовым порядком въезда в Россию на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы. Нет в российских действиях и нарушений международного права, поскольку оно не регламентирует, какой режим пересечения границы на определенных ее участках то или иное государство может устанавливать в одностороннем порядке.

По этой проблеме высказался президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, который назвал предлагаемый Москвой проект "дискриминационным" по сравнению, скажем, с Азербайджаном. Известно, что между компетентными органами России и Азербайджана установлено действенное сотрудничество в борьбе с террористами и религиозными экстремистами, чего нет в наших отношениях с Грузией. Нет в Азербайджане и концентрации чеченских боевиков, как, например, в Панкисском ущелье Грузии.

Э.Шеварднадзе отметил, что установление "упрощенного" визового режима в некоторых приграничных районах противоречит позиции Грузии и международным нормам, на что "грузинские власти будут вынуждены установить аналогичный режим с соседними российскими регионами, в чем Москва явно не заинтересована". Заметим, что с российской стороны эти участки границы надежно прикрыты пограничниками и военными, которые будут пресекать любые попытки бандитов воспользоваться грузинскими "окнами" на границе.

Президент Грузии заявил также, что в связи с введением визового режима власти Грузии могут изменить позицию в отношении трансформации российской военной базы в Гудауте в центр реабилитации миротворческих сил.

Введение визового режима с Грузией в одностороннем порядке не означает, что после 5 декабря двери для переговоров по заключению соответствующего двустороннего соглашения будут закрыты. Россия готова к диалогу.

4. Экономическое сотрудничество

Продолжающийся экономический и энергетический кризис в Грузии, транспортные проблемы, связанные с конфликтами на Кавказе, стремление переориентировать грузинскую экономику страны на западных партнеров привели к сокращению товарооборота между двумя странами (на 22% за 6 месяцев текущего года). Тем не менее, Россия остается не только основным торговым партнером Грузии (свыше 20% ее внешнеторгового оборота при 0,4% доли Грузии во внешнеторговом обороте России), но и главным источником валютных поступлений в страну. Получившие в России приют и работу более 700 тысяч грузинских граждан, по некоторым оценкам, ежегодно пересылают на родину около 1 млрд. долл. На российский газ завязана и грузинская энергетика. Обострившийся в последний месяц энергетический кризис вызвал в стране массовые выступления и протестные демонстрации. Россия и в этом случае пришла на помощь грузинскому народу, увеличив поставки электроэнергии. Хотя у нас замерзает Дальний Восток. Вероятно, грузинская общественность, средства массовой информации могли бы поднять свой голос и разъяснить некоторым политикам, каких преимуществ может лишиться грузинская сторона в результате свертывания отношений с Россией.

5. Государственный долг

Наращивание экономической базы сотрудничества сталкивается с серьезными трудностями отнюдь не по вине российской стороны. Один из главных вопросов - урегулирование грузинского государственного долга перед Россией (179 млн. долл.). При этом под разными предлогами Грузия не ратифицирует двухстороннее соглашение о "нулевом варианте" по внешним активам и долгам бывшего СССР, что препятствует перерегистрации советской заграничной недвижимости на Россию. Важным импульсом для повышения торгово-экономического сотрудничества могло бы стать погашение задолженностей грузинской стороны как на межгосударственном уровне, так и между хозяйствующими субъектами.

6. Репатриация турок-месхетинцев

Грузия ведет линию на затягивание реализации принятых при вступлении Грузии в Совет Европы обязательств по репатриации из России турок-месхетинцев, препятствуя их возвращению на историческую родину.

7. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве

Фактический отказ Грузии от учета наших интересов в регионе, отход Тбилиси от заявленных в Договоре ключевых принципов (дружба, добрососедство) стали главным препятствием для ратификации Государственной Думой России "рамочного" Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Кроме того, Тбилиси утратил контроль над рядом территорий (Абхазия, Южная Осетия), что не позволяет ему осуществлять действие договора в их пределах.

В апреле, а затем в августе 2000 г. Э.Шеварднадзе заявил о возможной необходимости переработки этого документа, целесообразности "подумать над подготовкой нового текста, который был бы более емким, более конкретным и отвечал бы нынешним реалиям".

Российская сторона со своей стороны, по-видимому, была бы не против приступить к обсуждению этого несомненно нужного и полезного документа. Во всяком случае, в этот раз можно было бы более точно соотнести и оформить российские национальные интересы к факту суверенности и независимости Грузии, не ущемив ее интересов, но и не поступившись своими, российскими.

У нас нет сомнений в том, что Россия исходит из того понимания, что российско-грузинские отношения являются исключительно важным компонентом внешней политики России в Закавказье и хочет, чтобы они развивались в духе исторически сложившейся дружбы народов наших стран. Из многих документов и практических действий Москвы видно, что своей целью Россия ставит установление и поддержание с Грузией отношений стратегического партнерства и добрососедства. При этом принимается в расчет объективная взаимосвязь ситуации в Грузии и в Закавказье в целом с положением на российском Северном Кавказе.

Наша информация позволяет утверждать, что Россия желает, чтобы поддерживался постоянный и интенсивный диалог между парламентами двух стран, представителями общественности, деятелями культуры.

Представляется, что в этой связи можно было бы привлечь внимание грузинской стороны к необходимости активизации взаимодействия двух стран на линии транзитных товаропотоков Север-Юг в свете реализации проекта евроазиатского коридора, в том числе за счет обустройства стратегических автодорог, модернизации Военно-Грузинской дороги, открытия железнодорожного сообщения через территорию Абхазии. Возможности торгово-экономического сотрудничества в настоящее время во многом сдерживаются отсутствием железнодорожного сообщения Грузии с Россией через Абхазию. Разблокирование этого вопроса помогло бы решить многие другие проблемы.

По нашему мнению, развитию торговых отношений России и Грузии способствовало бы упорядочение и совершенствование торгового режима, развитие торговых отношений на межрегиональном уровне, особенно за счет развития торговли между сопредельными территориями. Россия не может не быть заинтересованной во взаимовыгодном сотрудничестве с Грузией по вопросам транспортировки энергоносителей из каспийских месторождений.

Полезным и для России и для Грузии является предложение об объединении энергосистем юга России и Грузии, что позволило бы снять остроту проблемы энергоснабжения Грузии и решить вопрос о грузинской задолженности за счет транзита российской электроэнергии в другие страны региона.

Хорошие возможности могли бы сложиться в сфере гуманитарного сотрудничества, хотя Грузия не подписала либо не ратифицировала большую часть важнейших многосторонних соглашений в области гуманитарного сотрудничества. Стороны приняли решение о подготовке Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на 2000-2002 гг. Российской стороной подготовлен такой проект и передан грузинской стороне в январе 2000 г. Россия рассчитывает, что эта программа, наконец, заработает, хотя ответа от грузинской стороны до сих пор не получено.

Наши контакты на официальном и неофициальном уровнях позволяют утверждать: в России сохраняется уверенность, что сложившиеся в течение длительного периода дружбы и сотрудничества экономические, культурные и духовные российско-грузинские связи способны переломить те негативные тенденции, которые появились и накапливались в наших отношениях все последние годы уходящего века.

Сумма всего сказанного выше дает основания для некоторых обобщений и выводов.

Первое. Введение Россией визового режима для граждан Грузии является мотивированным шагом, на который российская сторона пошла вынужденно после многолетних безуспешных попыток найти взаимопонимание с Тбилиси в решении вопросов, затрагивающих национальные интересы и безопасность Российской Федерации.

Второе. Введение визового режима в отношении именно Грузии отнюдь не означает того, что Россия в своей политике на постсоветском пространстве и в рамках СНГ ставит Тбилиси в исключительное по сравнению с другими странами Содружества положение изгоя. Не секрет, что вопрос о введении визового режима ставился и, по-видимому, окончательно не снят и в отношении других государств СНГ. Но с остальными государствами СНГ у России не прекращается позитивный диалог, в ходе которого все-таки решаются спорные вопросы. Что же касается Грузии и ее высшего руководства, то здесь Россия постоянно наталкивается на отрицание всех конструктивных предложений, амбиции, вызовы и угрозы. Изменится политика Э.Шеварднадзе и его группы в отношении России в позитивном направлении - изменится и отношение России к принятому ею решению по визовому режиму. Но что-то с трудом верится в то, что грузинская политическая элита извлечет для себя урок из создавшейся ситуации. По-прежнему будет торговаться и спекулировать на ней.

Третье. Предпринимаемые со стороны высшего руководства Грузии, и в первую очередь Э.Шеварднадзе и его окружения попытки возложить всю вину за сложившуюся ситуацию на Россию является по существу продолжением прежней политики Тбилиси, стремлением увести внимание собственных граждан, международной общественности и международных политических организаций от того факта, что именно политика нынешнего грузинского руководства привела Грузию к визовому барьеру на российском направлении. Если бы грузинские лидеры действительно были так сильно озабоченны судьбой отношений Грузии и России и положением большинства своих граждан, их политика в отношении России была бы совершенно иной, и Москве не пришлось делать этот трудный выбор.

Четвертое. Граничащая с истерией информационно-пропагандистская кампания в ряде российских средств массовой информации по поводу введения Россией визового режима в отношении граждан Грузии свидетельствует либо о полной неинформированности этих средств относительно истинной ситуации в наших отношениях с грузинской стороной, либо, как это чаще всего бывает (к сожалению), о заказном характере всей этой кампании. Последнее более вероятно.