Россия живет по китайской поговорке. А поговорка эта гласит: « Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!»

Наталья Айрапетова
Обозреватель "Независимой газеты" (специально для "Евразийского вестника")

Перемены России, безусловно, нужны - иначе все ее государственные границы совпадут с границами Московской кольцевой дороги. Перемены России просто-таки необходимы - иначе местные князьки и феодалы национального разлива разорвут страну на части. Пора в обросшем черт знает чем древе российской государственности разделить запутавшиеся и стегающие друг друга ветви - разумеется, ветви власти: мы уже настолько отучили себя задавать простые вопросы, что уже не сомневаемся в том, что губернатор (исполнительная власть) и есть одновременно же и власть законодательная (то бишь Совет Федерации): таков же расклад "ветвей " и на местном уровне - что же после этого удивляться развитому феодализму? Шаги, предпринимаемые Владимиром Путиным и его командой, в ряде случаев следует признать безошибочными и политически выверенными, будь то новый метод управления Чечни или "нарезка" семи округов. Однако приходится признать, что те вопросы, которые, видимо, глава государства посчитал "второстепенными", могут сыграть роль первого камешка при обвале в горах, поскольку за таким камешком, простите за невеселый каламбур, тянется целая связка "обвальных" проблем. Некоторые реформы, сопровождающиеся закрытием министерств, внешне оправданы, но есть подозрение, что наряду с новым мышлением в новой команде Путина имеет место чисто советский подход, когда министесртва и ведомства создаются не "под" проблемы, а "под" конкретного чиновника, которого устраивает - или, наобррот, не устраивает какая-либо сложившаяся структура, будь то Минсодружество, Федеральная миграционная служба ,Министерство торговли и т .д.

Первым в списке сокращенных министерств почему-то значилось Минсодружество, которое, по всей видимости, смертельно надоело бывшему министру по делам СНГ Леониду Драчевскому: ему достался один из ломтей президентской "нарезки" - и г-н Драчевский упорхнул наблюдать за соблюдением Конституции РФ далеко от Москвы. Поскольку с самого начала своего пребывания на посту министра он откровенно заявлял о том, что подобное министерство вообще не нужно, его словам, наконец, вняли - и Минсодружество приказало долго жить (хотя еще до августа месяца будет изображать признаки жизни и даже проводить намеченные мероприятия.) Почему - то так складывается судьба этого невезучего министерства, что его уже открывали и закрывали по нескольку раз, а верховная власть так по сей день и не определилась: нужна ей структурированная дружба народов со странами СНГ - или без таковой можно обойтись. Решили на этот раз, что можно обойтись - не нашлось, видимо, чиновника в окружении Путина, который бы счел для себя престижным занимать такой пост. Дело, как говорится, хозяйское, то бишь президентское, но весь вопрос в том, что в Минсодружестве, наряду с балластом (без него не обходится ни одна структура в правительстве), работали люди, которые, как говорится, годами "сидели" на какой-то определенной проблеме, например - экономические связи со странами СНГ, гуманитарные проблемы, и т. д. Высокие чиновники Минсодружества участвовали в разработке и подписании важных двусторонних документов, владели, что называется ситуацией - и теперь снова, как это уже имело место быть, разгонять людей, владеющих определенной информацией и связями со странами СНГ (которые тоже складываются годами), вряд ли разумно. Но, видимо, сами эти три буквы - СНГ- вызывают определенные чувства не только у простого народа, но и у его вождей, и потому от Минсодружества велено избавиться. Как это решение сочетается с предыдущим заявлением Владимира Путина о безусловном приоритете в российской внешней политике связей со странами Содружества - трудно понять. А может, и понимать тут нечего: через месяца три найдется какой-нибудь самоотверженный человек, которому захотелось бы - для украшения биографии - иметь в трудовой книжке запись о том, что и он-де был министром, и не исключено, что Минсодружество вновь возродится из пепла реформ.

Однако в этом пепле реформаторского самосожжения могут исчезнуть некоторые структуры, имеющие отношение как раз к самой главной президентской идее - национальной безопасности страны и ее внутренней стабильности. И вот там, где надо бы сработать с ювелирной точностью, реформаторская команда рубит топором. Так, помимо "закрытия" Минсодружества, реформаторская команда Путина, не очень вникая в "детали" (а, как известно, Бог - в деталях), вдруг решила похоронить с концами Федеральную миграционную службу РФ,ничего вместо нее народу не предложив (тогда как в России обосновались 8 миллионов мигрантов из стран СНГ, из которых чуть больше миллиона имеют официальный статус вынужденных переселенцев), и больше того - передав ее функции структуре и вовсе бесполезной, известной под немеркнущим сталинским псевдонимом - Миннац. Из этого следует, что в здравом президентском окружении завелись политические мичуринцы, чье сомнительное творчество по выращиванию новых монстров, заведомо недееспособных из-за бесчисленного количества голов и лап (гребущих в основном под себя), может в итоге скомпрометировать и самого президента Владимира Путина. Последнее "объединение", помимо обычной чиновничьей глупости и безответственности, несет в себе угрозу безопасности и стабильности государства, о чем в данном случае авторы сомнительных новаций, видимо, мало задумывались, в силу своей некомпетентности в этих вопросах -и действовали по принципу русского авось: авось,пронесет! Сольем пока две бесполезные структуры в один "флакон", а там разберемся.

Однако флакон, выражаясь языком классика, уже сейчас плохо себя ведет.

Само название "нового" Миннаца способно повергнуть в священный трепет любого мало-мальски знающего о Миннаце человека - от тех функций, которые взвалили вдруг на самое невинное министерство (в том плане, что к реальной жизни это министерство никакого никогда отношения не имело и всегда занималось виртуальной реальностью). Сегодня Миннац именуется министерством по национальной, миграционной и федеративной политике! Что такое национальная политика (когда-то придуманная большевиками, чтобы удержать власть на окраинах империи, а позже перетасовывать нации и народы во время строительства социализма), до сих пор никто не знает. Да и какая сейчас может быть особая "национальная" политика, когда президент России Владимир Путин говорит о главном принципе российского государственного устройства - о РАВЕНСТВЕ перед законом всех без исключения субъектов Федерации? Зачем этой новой России старый Миннац, который занимался только тем, что, по мере отпущенных ему воможностей, эту Россию разрушал? Автору этих строк пришлось в свое время прочесть кипу бумаг, посвященных бесчисленному множеству "концепций" по национальной политике, особенно на Северном Кавказе, и все они сводились к одному нехитрому тезису: все народы - кроме русского, разумеется - страшно самобытные и что эту самобытность надо учитывать в правовых актах, конституциях республик ,а также в самом отношении Кремля в распределении средств и инвестиций. Целесообразно было бы, по мысли авторов концепций, все эти транши распределять прежде всего по национальным республикам, исключительно среди маленьких, но гордых народов, постоянно сидящих на дотациях центра и на шее российского налогоплательщика. Авторы всех этих псевдонаучных разработок как-то не учитывали простой вещи: самобытность хороша в ансамблях песни и танца, но никак не в правовых актах. В результате победы "концепций" Миннаца (которые успешно лоббировали - и небескорыстно - национальные лидеры) Россия к пришествию Владимира Путина на политический Олимп являла собой излишне самобытную средневековую страну, где Конституция России не соблюдалась за ненадобностью, где четыре пятых всех правовых самобытных актов национальных республик и обычных российских регионов откровенно противоречили Основному закону страны (включая и правовые акты столицы-матушки), а Степное уложение в Калмыкии считалось верхом достижения самобытности в конце двадцатого века. Почему не возродилось новгородское вече или нравы половцев, трудно сказать - видимо, потому, что они не попали в концепции Миннаца. Заметьте, что на бедный Миннац, и до той поры не радовавший вождей фонтанированием интеллекта, возложены еще и федеративные проблемы, о которых он тоже не имеет ни малейшего понятия.

Разумеется, Миннац никогда не занимался (Бог миловал) проблемами беженцев и вопросами миграции, среди которых сегодня на первый план выходит проблема нелегальной миграции: в России, по экспертным оценкам некоторых специалистов, около 3 миллионов нелегальных мигрантов. Проблему эту без специалистов и без соответствующего оформления (с помощью современных спецсредств и программ) пунктов иммиграционного контроля решить просто невозможно. Как всеми этими проблемами собирается заниматься Миннац? Этого никто не знает, включая, видимо, и инициаторов проекта "объединения".

Абсолютно непросчитанное решение грозит социальным взрывом оставшихся "бесхозными" сотен тысяч людей: только беженцев из Чечни , по официальным даным, насчитывается 400 тысяч человек, а ведь еще ждут своей очереди беженцы "первой волны". Антитеррористическая операция в Чечне и в Дагестане (безусловно, необходимая) добавила свою волну в это число людей - и, видимо, просвещенный читатель в курсе того, как на этой неразберихе спекулировал президент Ингушетии Руслан Аушев,по меньшей мере увеличивая число "своих" беженцев раз этак в десять, смело прибавляя к этому числу тех, кто был зарегистрирован в качестве беженца в результате осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Политическая авантюра Аушева не удалась - а ведь на Западе уже раздавались крики о "гуманитарной катастрофе" в Ингушетии, вследствие именно антитеррористической акции Владмира Путина и, как известно, Верховный Комиссар ООН по делам беженцев Садако Огата любимую мысль Аушева, мягко говоря.не подтвердила. Но сам факт такой раскрутки на международном уровне уже должен был остановить инициаторов из окружения Путина, заставить подумать над последствиями своего решения - передачи функций миграционной службы заведомо не готовой к этой структуре. Что получилось в итоге? Что нынешняя власть, несмотря на тезис о защищенности любого гражданина России, откровенно расписалась в равнодушии к беженцам, "спихнув" их судьбы и горящие проблемы структуре, которая никогда, даже в страшном сне, подобными вещами не занималась. Главная опасность состоит в том, что на сегодняшний день не осталось официальной структуры (а такой, при всех своих недостатках, была миграционная служба), которая бы изо дня в день занималась такими проблемами, как статус, компенсации за утраченное жилье, трудоустройство, размещение беженцев. Ликвидировав миграционную службу с ее аппаратом информации (даже несовершенным), правительство вообще себя лишило какой-либо информации, следовательно, и каких-то рычагов управления миграцией. А ведь есть еще и международный аспект этой проблемы: с ликвидированием ФМС (следовательно, и ее полномочий) вне контроля правительства и государства осталось бесчисленное множество международных организаций, которые просто-таки рвутся "помочь" беженцам, особенно на Северном Кавказе и особенно в Дагестане. Наивный человек может спросить: а что, собственно, в этом плохого? Пусть помогают! Вопроса и не было бы, если б речь шла действительно о какой-либо помощи - но в том-то и дело, что некоторые из международных организаций выполняют функции, мягко говоря, им не свойственные, нарушая свои обязательства перед Россией. Так, Международная организация по миграции (МОМ), давно обосновавшись в России, уже в течение трех последних лет не выделяет практически никаких средств для обустройства российских беженцев (кроме разве что некоторых подачек "своим людям"), тогда как сама аренда оффиса МОМ в России, содержание ее чиновников, административные расходы в несколько десятков раз превышают "помощь" российским беженцам, которой эта организация себя давно не утруждает. Больше того: примерно два года назад из России был выслан один из ее активных "экспертов", г-н Моррис, по поводу которого имелись серьезные основания полагать, что он занимается резидентской деятельностью. МОМ- это прежде всего американская организация, которая, находясь в России, преследует политические цели - и не скрывает этого. Свои проекты (некоторые - с явной антироссийской направленностью) МОМ упорно пытается "всучить", скажем, российским пограничным структурам (например, сомнительный "украинский" проект по миграционному контролю на границе с Украиной, что усложнит наши и без того непростые отношения с этой страной, тогда как самые большие сложности с нелегальными мигрантами и пограничным контролем у России сегодня на Дальнем Востоке и на границе с Казахстаном). При этом проамериканская международная организация, работающая на территории России против нее, при проталкивании своих проектов откровенно "обходит" главные ведомства, с которыми обязана согласовывать свои проекты - это МИД России и Федеральная миграционная служба, уполномоченные для этих целей правительством РФ. Для того, чтобы понимать истинную суть подобных проблем и их влияние на национальную безопасность и национальные интересы России, нужна все-таки определенная структура (которой и была ФМС), нужны профессионалы и нужны годы, чтобы разобраться во всех тонкостях этой "международной помощи". Как с этими проблемами будет справляться Миннац? Понятно, что никак. Следовательно, количество бесконтрольно действующих во вред России (под видом "помощи беженцам" или защиты "прав человека") международных организаций возрастет в геометрической прогрессии. После чего прошедшее обсуждение в ПАСЕ покажется России цветочками. Многочисленные наши "друзья", под "крышей" неправительственных и гуманитарных организаций, прорываясь на Северный Кавказ, в Чечню и Дагестан (именно здесь сегодня решается судьба государства Российского), будут поставлять на Запад ту информацию, какую сочтут нужным (не говоря уже о том, что будут владеть всей информацией и о совсем других материях, к "помощи беженцам" не имеющей никакого отношения).

Отсюда ненавязчивый вывод: расписываясь в своем публичном нежелании и неумении решать проблемы беженцев и защищать их права (поскольку иначе противоестественное сращивание ФМС и Миннаца объяснить трудно), в том числе и перед международным сообществом и международными структурами, занимающимися проблемами миграции и защитой прав беженцев, Россия сама, добровольно, становится проходным двором не только для нелегальных мигрантов, но и для вполне легальных и даже респектабельных миссий и комиссий, которые ни за что не упустят свой шанс ринуться на Северный Кавказ (свято место пусто не бывает) дабы в очередной раз решить свои проблемы по развертыванию информационной войны против России, а отнюдь не проблемы беженцев. Результаты этих постоянных вояжей нетрудно предугадать, остается загадкой, как команда Путина не предусмотрела такие последствия внешне чисто чиновничьего решения?

Разумеется, ФМС, вызывавшая массу нареканий, была далеко не идеальной службой. Но можно было бы подумать над ее реформированием, а если у команды Путина не было на это времени - что ж, можно было бы передать ее в систему МЧС, до лучших времен, когда о миграционной службе можно было бы подумать и без цейтнота. Тем более что со времени первой чеченской кампании у МЧС и ФМС был накоплен опыт работы в экстремальных ситуациях, и потому миграционную службу можно было бы сделать, на худой конец, подразделением МЧС. Недавний приход в миграционную службу на должность ее руководителя заместителя Шойгу Сергея Хетагурова вроде был намеком на такое понимание, но, видимо, руководство МЧС решило, что здесь нечего особенно ловить -денег мало, а головной боли не оберешься. Других желающих возиться с беженцами не нашлось - и потому ФМС решили раскулачить, передав ее функции и вовсе мертворожденной структуре - Миннацу.

Сегодня, когда остатки чеченских банд будут просачиваться в республики Северного Кавказа и в другие регионы России, особенно нужно умение отличать беженца от боевика, разумеется, и с помощью военных, но это не означает, что проблемами миграции теперь должны заниматься армия и милиция - это не их функции. Иллюзия думать, что у нас все могут генералы (или генерал-губернаторы) -без специальных знаний очень трудно заниматься безопасностью государства на уровне миграционной службы. А ведь России еще предстоит как-то профессионально бороться, как уже говорилось, с нелегальной миграцией: во всем мире эти задачи возложены именно на миграционную службу и миграционную полицию (до которой у нас в России руки вообще не дошли). Что тут будет делать Миннац? Снова набирать случайных людей, снова их учить, тогда как на учебу кадров в системе Федеральной миграционной службы страна уже выложила кругленькую сумму, включая зарубежные поездки по обмену опытом высшего и среднего звена? Даже если предположить, что в Миннац "вольется" часть аппарата ФМС, вряд ли это подразделение "потянет" самые главные сегодня проблемы, где миграционные вопросы прямо "выходят" на уровень национальной безопасности.

Россия стоит на пороге нового витка миграции - пусть и не такой "обвальной", как в начале 90-х, но вполне реальной (учитывая ситуацию в Казахстане, на Украине , в Латвии и непреходящую активность "третьих стран"), и как раз в это время правительство решило "обвалить " миграционную службу, вместо того чтобы ее рационально укрепить и реформировать. Как назвать этот "жанр" явно антигосударственной деятельности? В 30-е годы несомненно, говорили бы о "вредительстве". Так и хочется крикнуть: "Автора!" -но, возможно, его и без наших криков призовет к себе Владимир Путин , чтоб тихим голосом поинтересоваться у товарища (или группы товарищей), чем именно они изволили думать, готовя мичуринский эксперимент над страной и над людьми.

Парадокс же заключается в том, что как раз Миннац, как бы его не переименовывали, пора было бы" закрыть" раз и навсегда, поскольку это произведение бессмертного ленинско- сталинского наследия , во-первых, абсолютно не вписывается, как уже говорилось, в новую концепцию государственного строительства России, а во-вторых, уже в новейшей истории России Миннац занимался, по сути, антироссийской политикой и, по мере отпущенных ему возможностей, последовательно разрушал единое правовое и политическое пространство страны. Представители Миннаца всерьез обсуждали вопрос (при поддержке некоторых депутатов Госдумы) о предоставлении Чечне "самой широкой автономии" и статусе не ниже Татарстана. В ходу были теории о предоставлении Чечне льготной офшорной зоны - и авторами подобных разрушительных тенденцций и "концепций" всегда, под самыми благими предлогами, выступали высокопоставленные представители Миннаца. Благодаря этим деятелям у нас вместо одной правовой политики по отношению ко всем субъектам Федерации было аккурат 89 ее совершенно различных разновидностей, против чего давно уже стали бунтовать российские регионы, в просторечии называющие себя губерниями, и идея об основании " Уральской республики" с подачи Эдуарда Росселя возникла в свое время как протест против непомерно самобытных и самостийных национальных республик, большинство которых всегда было дотационными, то есть существовало как раз за счет российских регионов, не имевших подобных привилегий. Не стоит забывать и о другой "заслуге" Миннаца: при полном невмешательстве его министров русские изгонялись из всех республик Северного Кавказа, притеснялись во всех национальных республиках России, где в той или иной степени действовала "чеченская модель". Доморощенные концепции руководителей этого ведомства только поощряли агрессивный национализм и сепаратизм. Примерно за полгода до появления Владимира Путина на политической арене главы администраций российских регионов задавались странным вопросом: почему у татарина, живущего в Татарии, должно быть больше прав и привилегий, чем у татарина, живущего в Тюмени? Вроде мы сейчас получаем ответы на эти вопросы, но не стоит, совсем не стоит забывать о "заслугах" руководителей Миннаца в малопочетном деле разрыва единого правового общероссийского пространства. Доверять этой структуре, даже временно, решение внешне "узких" (миграционных) проблем, выходящих на уровень проблем национальной безопасности, по меньшей мере, опрометчиво.

Правы мудрые китайцы, говоря друг другу: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!" Но известно - что для китайца сомнительно, то русскому не впервой, а что для немца хорошо- то русскому смерть. Поскольку мы народ все-таки живучий, мы переживем все, в том числе и новые реформы. Безусловно, Россия их давно ждет. Безусловно, с ходу нельзя избавиться от всех монстров и от гомункулусов, оставшихся нам от ельцинской эпохи. Но для того, чтобы ликвидировать старые чужие глупости, совсем не обязательно совершать такие же новые.