Российские соотечественники за рубежом: перед вызовом истории

Грунин В.Ф.
эксперт

Разрушение Союза ССР и возникновение вместо бывших Советских Республик новых независимых государств создало не имеющую аналогов в мировой истории ситуацию, когда за пределами своей Родины оказалось более 25 миллионов россиян. Судьба подняла их однажды, забросила далеко от дома, чтобы осваивать новые земли, обустраивать окраины, строить комбинаты и железные дороги, охранять границы. И вот теперь уже десяток лет они стали чужестранцами для России. Они оказались не нужны и тем государствам, в развитие и процветание которых вложили много сил и здоровья и где обрели свой второй дом, стали коренными жителями.

Перед этими людьми, которых мы теперь называем наши соотечественники за рубежом, встали многочисленные и неведомые им ранее проблемы, связанные с неблагоприятной социально-политической, культурной, языковой и морально-психологической обстановкой, в которой они неожиданно оказались. Возникла качественно новая ситуация, когда русские оказались разделенным народом и за пределами России стали именоваться национальным меньшинством, диаспорой, а кое-где оккупантами, колонизаторами и т.д.

Лишившись внимания, заботы и поддержки со стороны своей исторической родины, наши соотечественники оказались на положении людей второго сорта, существенно ущемленных в своих правах и свободах по сравнению с гражданами титульной нации. Сознательно культивируемая властью политика создания моноэтнических государств, насильственная ассимиляция и формирование обществ с привилегированным положением титульной нации и подчиненным положением народов других национальностей, вызвали у русского и русскоговорящего населения болезненное ощущение социального дискомфорта и униженного достоинства. Это состояние отягощалось повсеместным и жестоким экономическим кризисом, безработицей и массовым обнищанием населения, переделом собственности в пользу национальных элит и клановых группировок. Положение наших соотечественников в ряде стран осложняется последствиями вооруженных конфликтов.

Жесткая дискриминация российских соотечественников по этническому и языковому признаку, в первую очередь в Прибалтике, Украине, странах Центральноазиатского региона вызвала исход в Россию за время так называемых реформ свыше 5,5 млн. человек.

Распад Советского Союза, таким образом, привел к катастрофическим последствиям для некогда единого культурно-образовательного пространства, которое обеспечивало равные права и равные возможности в развитии систем национальных культур в условиях многонационального государства. Нетерпимым стало положение миллионов граждан бывшего Союза, для которых русский язык считается родным языком, языком общения, воспитания и обучения, средством и инструментом профессиональной деятельности. Повсеместно оказалось нарушенным право на образование в российских учебных заведениях, на приобщение к огромному наследию духовной культуры на родном языке.

Основополагающее право каждого на гражданство и его свободный выбор, провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека, оказалось попранным. В результате в государствах ближнего зарубежья свыше полумиллион граждан приняли либо сохранили российское гражданство, а около одного миллиона по-прежнему остаются лицами без гражданства (в Латвии 700 тыс., Эстонии - 200 тыс. человек). Законы о гражданстве Казахстана, Узбекистана и ряда других новых суверенных государств, а также Литвы фактически объявили всех бывших граждан СССР, проживающих на их территориях, своими гражданами. Возможность выбора была обусловлена трудно реализуемыми процедурами.

Законодательство стран ближнего зарубежья в отличие от законодательства РФ, допускающего двойное гражданство, не приняло во внимание демографическую, экономическую и этнокультурную специфику постсоветского пространства и не содержит норм, объективно необходимых в условиях правопреемства. В итоге на граждан РФ в государствах СНГ и Балтии за небольшим исключением распространяется режим, установленный для иностранцев с вытекающими отсюда ограничениями в правах и свободах.

Возникшие коллизии правовых систем России и государств ближнего зарубежья преодолены лишь частично с Туркменией и Таджикистаном на основе договоров об урегулировании вопросов двойного гражданства; с Казахстаном, Киргизией, Грузией, Арменией о правовом статусе граждан сторон на территориях друг друга; с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства. Усилия МИДа, других министерств и ведомств по расширению международно-правовой базы во взаимоотношениях с другими государствами ближнего зарубежья, в том числе в сфере социальной защиты, ощутимых результатов пока не принесли. Исключением является создание Союза Беларуси и России, который открывает благоприятные возможности для гармонизации законодательства в различных сферах.

Повсеместно отсутствуют механизмы надежной судебной защиты, практически свернуты представительства русскоязычных в центральных и местных органах власти. Нередко мы являемся свидетелями преследований активистов организаций российских соотечественников со стороны властей или националистических организаций. Имеется немало свидетельств прямого физического насилия над лидерами русских общин, лишения представителей нетитульной нации имущества, изгнания из жилищ. Притеснение русских вошло в государственную практику. Не так давно мы стали свидетелями позорного суда, организованного в Латвии против ветерана Великой Отечественной войны, партизана и борца против фашизма Василия Кононова. Этот бесчеловечный акт выглядит еще более цинично на фоне поощряемых властью сборищ и шествий бывших легионеров и эсэсовцев. На очереди по привлечению к суду еще 150 борцов с фашизмом.

Такая политика имеет серьезные общественно-политические и социальные последствия не только для России, но и для государств ближнего зарубежья, поскольку дестабилизирует международный мир и согласие, затрудняет интеграционные процессы, подрывает взаимное доверие, в значительной мере обусловливает масштабную, зачастую неконтролируемую миграцию. Характерно, что причиной массовой миграции люди зачастую называют не тяжелейшие социально-экономические и бытовые условия, не энергетический кризис, холодные и голодные зимы, а ощущение своей неполноценности, униженности, "второсортности", невозможность дать своим детям полноценное образование на русском языке.

Почти во всех новых независимых государствах были приняты национальные законы о языке, провозглашающие в качестве государственных только национальные языки. Если в 1991 г. русский язык, как язык межнационального общения и внешних сношений законодательно был закреплен в 12 государствах бывшего СССР, за исключением республик Закавказья, то по состоянию на конец 1997 г. в законодательстве восьми государств: Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана, Украины русский язык уже отнесен либо к иностранному, либо языку национального меньшинства, либо просто к понятию другого языка, то есть не государственного.

Такая дискриминация стала основой для размежевания людей по группам по национальному признаку, создания общин для защиты и сохранения национальной культуры, языка, традиций и обычаев своих народов. Как следствие, развернулось настоящее наступление на русский язык. В массовом порядке закрываются детские сады, русские школы, институты, учреждения культуры. В большинстве стран русский язык исключен из официального делопроизводства и общественной жизни, не употребляется в сфере государственных структур. Русскоязычие расценивается в качестве инородного фактора, подлежащего вытеснению. Очаги русского языка, культуры, образования, науки попадают под контроль соответствующих национальных ведомств как инородное и неблагонадежное явление.

Жители, не владеющие местным языком, автоматически лишаются экономических, имущественных и политических прав. Сегодня там, где компактно проживают русские, титульная национальность превратилась в профессию. В той же Эстонии, чтобы стать депутатом мало иметь гражданство и быть избранным, надо сдать экзамен на владение государственным языком. Это означает, что депутата выбирают не избиратели, а аттестационные комиссии.

Ничем не лучше положение русских в республиках Центральной Азии и Закавказья. Законодательство и вся реальная деятельность властей направлена на выдавливание основной массы русских из этих стран и ассимиляцию оставшихся.

В Украине, где 12 миллионов этнических русских и около 60% всего населения считают русский язык своим родным языком, осталось менее 3 тыс. русских школ. Только в Киеве из более чем полутора сотен русских школ осталось лишь 16. Воинствующая дерусификация и насильственная украинизация в славянской Украине как официальная политика властей, несмотря на гарантии украинской Конституции и основополагающего Договора о дружбе между двумя странами, приняла массовый характер и самые изощренные формы, определив русскую культуру и язык в качестве одной из форм антиукраинской пропаганды, представляющей не меньшую угрозу национальной безопасности, чем пропаганда насилия, разврата и т.д. Президент Л.Кучма одобрил и дал поручение начать финансирование программы, которая ставит своей целью вытеснение всего русского на Украине.

В соответствии с принятым в Украине законом "О языке" русская культура поставлена в Украине чуть ли не в разряд уголовно наказуемых категорий. Власти Украины уничтожают памятники, мемориалы, которые свидетельствуют о героическом прошлом русского народа в досоветский и последующий период.

Такое положение наблюдается не только в Украине. В Ереване, например, не осталось ни одной русской школы. В 1997 г. русские классы сохранены только в 8 армянских школах.

Права человека на использование образования на своем родном языке и развитие национальной культуры во всем мире относятся к фундаментальным общепризнанным правам и защищены соответствующими международными документами. Сейчас же в массовом порядке по отношению к русским нарушаются Декларация о правах человека, Международная Конвенция о недопустимости дискриминации в области образования, Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

В результате подобной практики на всем постсоветском пространстве огромная армия русских преподавателей, учителей русского языка оказалась не востребованной и осталась без работы.

Завершается процесс фактической дерусификации всего среднеазиатского региона бывшего СССР. Русское население Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Киргизии, маргинализируясь, по существу утрачивает свою общественно политическую значимость -объединять, сплачивать, соединять народы. Не оттого ли пожаром полыхнули по всему югу конфликты на национальной, этнической и религиозной почве?

В Казахстане, несмотря на массовую миграцию, русское население все еще сопоставимо с так называемой титульной нацией и продолжает проживать относительно компактными этническими группами на севере и востоке республики. Проводимую Н.Назарбаевым национальную политику можно охарактеризовать как политику принуждения к "бесконфликтному отступлению бывшей имперской нации", замалчивания существующих национальных проблем. Требование русской части населения законодательного закрепления реально существующего в Казахстане государственного двуязычия объявлено преступлением против Конституции Казахстана и преследуется в судебном порядке. Освещение любых этнических проблем в СМИ находится под запретом. Дискриминация по языковому признаку закреплена в законодательном порядке, включая Конституцию и другие законодательные акты и указы. Закон об образовании предусматривает введение национального стандарта учебных планов и программ и запрет на использование российских программ, в том числе в русских школах, несмотря на двусторонние соглашения о едином информационном и образовательном пространстве. В то же самое время турецкие и казахско-турецкие лицеи и гимназии действуют в республике без ограничений.

Дискриминационным, по сути, является принятый в Казахстане и, казалось бы, "безобидный" закон о пенсионном обеспечении. Он предусматривает лишение пенсионеров всех льгот и увеличивает пенсионный возраст до 63 лет мужчинам и 58 лет женщинам для всех категорий работающих, включая занятых на вредных производствах. Если учесть, что около 90% рабочих и ИТР на вреднейших производствах - русские по национальности, то новый закон о пенсиях в первую очередь стимулирует их отъезд в Россию. Тем самым Казахстан перекладывает заботы о пенсионном обеспечении граждан на Россию. Более трех миллионов человек наиболее активного населения эмигрировало из Казахстана (более двух миллионов русских, 700 тысяч этнических немцев).

Средства массовой информации, издающиеся на казахском языке, изобилуют материалами откровенно националистического толка, пропагандируются идеи пантюркизма. Исламизация казахов и других народов Центральноазиатского региона достигла таких масштабов, что ее сравнивают с размахом сталинской коллективизации.

Практически во всех странах Содружества серьезно ограничиваются права наших соотечественников на получение информации на русском языке. При этом затрагиваются интересы многочисленной аудитории - титульных национальностей, владеющей русским языком и признающей объективно высокое качество передач российского радио и телевидения. Особенно тревожно обстоят дела с распространением российских СМИ на Украине, в Узбекистане, Казахстане и Туркмении, где проживает подавляющее большинство наших соотечественников - почти 18 млн. человек.

Несмотря на созданную договорно-правовую базу в гуманитарной области, отдельные страны содружества проявляют лишь декларативное, формальное участие в достигнутых договоренностях, на деле отстаивая свои узкопонятые национальные интересы и, демонстрируя порой противостояние, упорство и даже открытое противоборство в отношении продвижения в свои страны всего русского.

Наблюдается полное искажение истории и исторической роли России. В 1997 г. в Тбилиси был выпущен новый учебник истории Грузии. Из текста следует, что, оказывается ни Иран, ни Турция никогда не были большими врагами Грузии, потому что не покушались на грузинский суверенитет. Согласно учебнику, самым большим врагом Грузии, кстати, добровольно вступившей в состав Российской Империи, всегда была Россия. Видимо, авторы не желают принимать во внимание, что именно наша страна спасла Грузию от завоевания и утраты грузинской государственности, языка, а может быть, и воспрепятствовала уничтожению собственно грузинской нации. Такое "переписывание истории" характерно и для других стран.

В ряде государств православная церковь остается, может быть, единственным очагом русского единения. Церковь - носительница тысячелетних корней русской культуры - сегодня тоже подвергается опасным гонениям на государственном уровне. В Эстонии и Украине, например, наблюдаются явные попытки расколоть православную церковь, ослабить ее влияние. Без средств к существованию умирают и такие популярные центры культуры, как русские драматические театры, библиотеки.

Русские организации во всех странах последовательно выступают против попыток превращения их во "второсортную" нацию. Они не могут согласиться с тем, что переписывается их история, в которой им отводится роль колонизаторов, носителей агрессивного имперского духа.

Отношения российского государства с десятками миллионов наших соотечественников в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, защита их интересов становятся в современных условиях важным фактором и одним из приоритетных направлений внешней и внутренней политики РФ. Наши соотечественники за рубежом возлагают большие надежды на то, что внимание избранного недавно российского президента В.В.Путина будет наконец-то обращено в их сторону, и отношения на постсоветском пространстве будут выстраиваться таким образом, чтобы сотрудничество с Россией было важнейшим внешнеполитическим ориентиром для стран СНГ. Причем приоритетным направлением, как представляется, должно быть не побуждение их к миграции, оставлению родных домов, родственников, могил предков, а содействие созданию благоприятных условий для проживания в тех странах Содружества, куда их забросила судьба. Как представляется, главная цель в работе на данном направлении заключается в восстановлении и сохранении исторически сложившегося и единого культурного, информационного и образовательного пространства как важного фактора духовной общности, залога взаимопонимания народов; в поддержке соотечественников в культурной, образовательной и информационной сферах, содействие в сохранении ими культурной, этнической и языковой самобытности.

Такая поддержка строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации при уважении законов и строгом соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела других государств.

Вступление в силу с 1 июня 1999 года Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" возвел отношения России со своими соотечественниками в ранг государственной политики. Он исходит из понимания, что РФ - есть правопреемник и правопродолжатель всего исторического процесса становления и развития Российского государства на всех его этапах вплоть до сегодняшнего дня. В этом случае институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности.

Предпринимаемые меры, в том числе законодательного и правового порядка, не определяют выход из создавшегося положения, поскольку подписанные в рамках СНГ соглашения носят преимущественно декларативных характер. Россия, не имея четко ориентированной политики и практики ее реализации в отношении соотечественников шаг за шагом теряет свои приоритеты в странах ближнего зарубежья, что отрицательно сказывается на жизни русского населения.

Более чем актуальным является проведение мероприятий по защите прав соотечественников за рубежом на международном уровне с использованием действующих механизмов по защите прав человека и национальных меньшинств, а также влияния авторитетных международных организаций. Определенные перспективы в урегулировании вопросов гражданства и защиты прав и свобод российских соотечественников в государствах ближнего зарубежья открывает подписанная Россией Европейская конвенция о гражданстве, которая базируется на таких принципах, как недискриминация, право каждого на гражданство, сохранение экономических и социальных прав в условиях правопреемства государств.

Не менее важным направлением по поддержке соотечественников является создание в рамках СНГ договорно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств СНГ в области соблюдения равных прав и свобод человека. Органом, координирующим усилия в этом направлении могла бы стать Комиссия СНГ по правам человека, предусмотренная Уставом СНГ. Положение о Комиссии было утверждено главами государств Содружества еще в 1993 году, однако из-за позиции руководителей ряда государств этот важный орган до сих пор не создан.

Видимо, пришло время изменить тональность в наших диалогах с партнерами по СНГ по правам соотечественников. Нарушения их прав следует считать основанием для пересмотра политики России в отношении государства, в котором такая дискриминация имеет место. В этой связи более чем актуальным является безотлагательное принятие Федерального закона "О мерах по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан РФ и российских соотечественников в Латвийской Республике", предусматривающего введение торгово-экономических ограничений по отношению к Латвии. На рассмотрении в Государственной Думе находится также проект Федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам РФ и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике".

В условиях массового наступления на права соотечественников, на русскую культуру, язык особенно остро стоит вопрос о консолидации русских за рубежом. Это - важная проблема, которая с учетом препятствий, чинимых властями (в Туркменистане, например, руководство вообще отказывается регистрировать русскую общину) в значительной степени зависит и от усилий самих соотечественников. Пристальное внимание, на наш взгляд, следует уделить как организационному, так и экономическому укреплению русских общин. Пример других диаспор в мире (например, армянских, еврейских, татарских, украинских и др.) показывает, что, объединяясь, можно поддерживать неимущих и стариков, очаги культуры, свое искусство, культуру, просвещение.

По большому счету, в настоящее время русская диаспора брошена на произвол судьбы. Между тем, проблему обеспечения достойного положения русских в странах СНГ и Балтии, можно с полной уверенностью отнести к сфере большой геополитики. Эта проблема обязана быть принята во внимание, если нас интересует будущее России, ее национальные и государственные интересы. Если Россия не воспрепятствует процессу натурализации, ассимиляции, вытеснению наших соотечественников с территорий, веками обживаемых русскими, она утратит перспективу великой державы.

Важнейшее средство сохранить российское присутствие в республиках бывшего Союза - не утратить русский язык. В мире идет война иными способами, война лингвистическая, информационная, цели в которой - завоевание и языковый передел мира. Необходимо ясно осознавать, что русскоязычное пространство есть поле этой борьбы. Язык - это политика, которая на самом деле, может быть, стоит гораздо дороже, чем, скажем, черноморский флот или другие символы нашего присутствия в ближнем зарубежье.

Завершена работа над концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Скажем, формирование сети культурных центров в странах Содружества поддерживается всеми, в том числе на самом высоком уровне, однако, это крайне нужное дело продвигается неоправданно медленно. Российские культурные ниши в это время занимают аналогичные центры США, Англии, Франции, Израиля, Турции и т.д. давно и надо признать, довольно успешно осуществляющие культурную экспансию на постсоветском пространстве. Только в Казахстане действуют два турецких университета, 35 лицеев, инвестиции в сферу обучения достигают 100 млн. долл.

В то время как Турция реализует проекты по изданию учебников с латинским шрифтом и предлагает учебную литературу для стран Центральноазиатского региона, поставки учебной литературы на русском языке в страны ближнего зарубежья из года в год продолжают снижаться.

Актуальной остается работа по расширению международно-правовой базы по урегулированию вопросов гражданства, обеспечения и защиты прав и свобод российских соотечественников за рубежом. Проведение в жизнь принципов и норм международного права в области прав и основных свобод человека и гражданина должно стать одним из важных и эффективных методов защиты законных интересов российских соотечественников, в случае необходимости - предметом рассмотрения МПА государств-участников СНГ с учетом международных правовых документов, Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двусторонних договоров и соглашений.

Распространение на пространстве СНГ такого атрибута крайнего национализма, как русофобия, стало обыденным явлением и требует самого решительного пресечения. По нашему мнению, МИД, Минсодружества, Генеральная прокуратура, Комиссия по правам человека при Президенте должны перейти от деликатного умалчивания нарушения прав русских в странах Содружества и Прибалтики к бескомпромиссной их защите всеми средствами и мерами политико-дипломатического и экономического характера.

При принятии решений о ратификации договоров и соглашений, видимо, следует учитывать реальное положение в области соблюдения законных прав и интересов российских соотечественников в том или ином государстве.

В особом внимании и экстренной гуманитарной помощи нуждаются соотечественники в странах нового зарубежья, проживающие в зонах конфликтов (в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Таджикистане), а также в местах стихийных бедствий.

Представляется необходимым разработать и принять Программу конкретных мероприятий по обеспечению жизненных интересов наших соотечественников на период до 2005 года. В интересах консолидации усилий и направлении их в единое практическое русло важно покончить с разобщенностью в деле реализации политики и практических мероприятий в отношении соотечественников за рубежом, когда Минсодружества делает одно, Миннац - другое, а МИД - третье. Правилом должна стать единая, согласованная и скоординированная политика.

В соответствующей корректировке нуждается закон "О гражданстве РФ", учитывающий интересы и права соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, и приведение его в соответствие с Федеральным законом "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом".

Не менее важно создать дееспособный и эффективный механизм контроля за реализацией двусторонних межправительственных соглашений по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения наших соотечественников за рубежом.

Главным препятствием в развитии конструктивного и плодотворного сближения наших стран и народов в упомянутых областях остается недостаточное финансовое обеспечение в рамках СНГ, да и в самой России конкретно намеченных целевых программ. Финансирование программ поддержки соотечественников по остаточному принципу сводит практически на нет усилия федеральных органов исполнительной власти и правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, подрывает авторитет России.

Бюджетное финансирование из года в год остается до нелепости скудным (50,2 млн. руб. в 1999 г. и 54,6 млн. руб. в 2000 г.) и не удовлетворяет даже в малой степени самые насущные потребности. Если учесть, что в этих государствах проживает свыше 20 млн. наших соотечественников, то на каждого человека приходится по 2,5 рубля в год. Такое положение не может считаться приемлемым. В этой связи следует актуализировать создание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, о чем имеется договоренность между государствами-участниками СНГ. С учетом ограниченных возможностей бюджета, как показывает практика, имеет смысл сосредоточиться на поиске внебюджетных средств, привлечении регионов и особенно приграничных областей. Примеры успешной реализации подобных проектов демонстрирует правительство Москвы, работа администраций Псковской, Омской областей, Воронежа и других.

По нашему убеждению, должно быть уделено особое внимание сохранению и защите русского языка, повышению его роли как языка межнационального общения в рамках Содружества, приданию русскому статуса второго государственного языка, а также восстановлению позиций России как главного центра образования и просвещения Содружества. Важным является обеспечения права наших соотечественников на информацию из России, восстановление полнокровного теле- и радиовещания на страны СНГ, поддержание продвижение в них российской прессы, печатных изданий на русском языке.

Стратегические интересы России состоят в сохранении общего культурно-информационного пространства, которое на протяжении нескольких столетий объединяло восточнославянские народы и этнические группы в единый цивилизационный ареал.

Президент России В.В.Путин назвал развитие всесторонних отношений со странами СНГ абсолютным приоритетом внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Не вызывает сомнения, что одной из главных стратегических задач на этом направлении деятельности исполнительной власти, общественных организаций и обществ, всех патриотических сил России, заинтересованных в поддержке величия нашей Родины является поддержка и защита соотечественников, проживающих за ее пределами.