СНГ перед угрозой агонии Талибана

Кузнечевский В.Д.
политический обозреватель “Российской бизнес-газеты“, доктор исторических наук, профессор

Россия готова помочь США "разобраться" с талибами, но против нанесения удара по арабским странам. От того, сумеют ли в условиях широкомасштабного мирового кризиса Москва и Вашингтон договориться друг с другом, зависит не только определение общей формулы нового мирового порядка для ХХI века, но и решение проблемы контроля России над постсоветским пространством.

Международное сообщество перешло Рубикон

Как сообщают мировые информационные агентства, проводимые в США опросы показывают, что 9 из 10 опрошенных граждан этой великой страны считает, что на нападение на территорию США нужно ответить с максимальной жесткостью, даже если это приведет к Третьей мировой войне.

Поскольку произнесены слова "Третья мировая", это означает, что американцы исходят из посылки, что отвечать за преступление придется не только индивидуальным террористам и созданным ими преступным организациям, но и государствам, которые поддерживают деятельность этих организаций.

Судя по доходящей из США информации, первым объектом возмездия американцы избрали Афганистан. Но не как страну и государство, не афганский народ, который в этническом отношении даже не может быть и квалифицирован как единый народ, потому что состоит из разных племен (пуштунов, из которых, в основном и состоит "Талибан", узбеков, таджиков, хазарейцев, других), а именно верхушку движения "Талибан". Во главе этой ортодоксальной религиозной верхушки стоит ее духовный лидер (типа покойного аятоллы Хомейни в Иране) мулла Мохаммед Омар, которого, как сообщала пресса, американцы подозревают в качестве одного из участников в организации взрыва во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в феврале 1993 года. Тогда бомба взорвалась в подвальном помещении ВТЦ, где размещались гаражи, и по замыслу этот взрыв уже тогда должен был полностью обрушить одну из многоэтажных башен-сестер, но организаторы теракта то ли промахнулись в расчетах, то ли не смогли завезти потребное для выполнения задуманного количество взрывчатки, поэтому произвести взрыв смогли, и жертвы были, но в целом этот бесчеловечный план не удался.

Во вторник 11 сентября 2001 года террористы использовали другой метод, более радикальный. И добились того, к чему стремились: заставили американцев признать, что в современном мире больше никогда уже не может существовать страна, которая могла бы сказать про себя, что она - сильнейшая в мире и потому может рассчитывать на то, что международный терроризм может угрожать любой стране в мире, кроме нее самой. "Чёрный Вторник" показал, что ни , фактически, островное положение Америки, ни мощный её военный потенциал уже никогда больше не смогут уберечь ее города от массовых жертв в результате нападения террористов. Современный уровень мирового технического прогресса, возможность сконцентрировать в одних руках фантастические денежные средства и наличие фанатиков-экстремистов - когда эти три составляющие соединяются в одну цепь, то ни одно правительство какой бы то ни было страны в мире, какой бы могущественной эта страна ни была в военном и экономическом отношении, не сможет защитить своих граждан от нападения и от многочисленных жертв.

Поэтому трезвыми и, одновременно, пророческими были первые слова после вторничной трагедии, произнесенные американским президентом: "Мир больше никогда уже не станет прежним".

Но США, тем не менее, всё-таки остаются самой мощной державой в мире. И со свойственной такой державе размахом перед лицом постигшей её трагедии всему цивилизованному человечеству было предложено определиться: с кем оно, это человечество, в резко изменившихся условиях существования - с Америкой или с международными террористами. И мир практически разделился.

Эта грань была рельефно представлена в видеокартинках в тот Вторник. На экранах американского ТВ весь день и весь вечер соседоствовали два видеоряда - раздираемая горем и ужасом Америка и ликующие в стихийных демонстрациях толпы мусульман в Палестине, Нигерии, Судане, Ираке, Индонезии, Иране, Пакистане, других мусульманских странах.

Если бы в первые часы после трагедии Джорджу Бушу изменили нервы, если бы ему не хватило выдержки и он отдал приказ бомбить страны с ликующими толпами, Третья мировая война могла бы стать реальностью. Кто знает, может быть именно на такой ход событий и рассчитывали авторы терактов?...

К счастью, Америке повезло с президентом. Образ техасского рубахи-парня, который, позируя перед телекамерами, с мотопилой в руках корчевал вековые деревья на своем ранчо, готовя горную тропинку, по которой намеревался прогуляться со своим гостем - президентом России, этот образ в считанные часы сменился и на буквально глазах превратился в образ серьезного, сдержанного, вдумчивого государственного деятеля, от которого уже никто не ожидает принятия непродуманных политических решений.

Телекадры вторника 11 сентября показавшие ликующих мусульман на улицах своих городов, поддержка униженной и оскорбленной Америки, но очень уж сдержанная, продемонстрированная большинством арабских стран показали, что в мусульманских странах Америка в своих акциях возмездия поддержки по большому счету не найдет. Особенно показателен в этом плане пример Пакистана.. Его правительство сгоряча заявило о полной и безоговорочной поддержке действий США по ударам возмездия. Но когда десятки мусульманских партий и организаций внутри страны выступили против позиции своего правительства, официальный Исламабад начал поспешно оправдываться, а американское посольство приостановило свою деятельность в Пакистане. А ведь это страна, которая десятки лет существует в экономической зависимости от США.

За последние 20 лет мир, похоже, действительно сильно изменился. И США очень активно способствовали этим изменениям. С начала интервенции Советского Союза в Афганистане, американцы явно недооценили опасность пропагандистской и организационной деятельности экстремистских элементов внутри мусульманского мира. Более того, ослепленные своим противоборством с Советским Союзом способствовали появлению и развитию этого феномена. Им, американцам, по-видимому, казалось, что они всегда будут управлять этим процессом в нужном Соединенным Штатам направлении - противодействии экспансии социалистических идей в мире в советской оранжировке. Феномен Чечни начала 1990-х годов- это, вне всякого сомнения, производное именно от такой политики. Да и позже, когда с приходом к власти в Америке администрации Джорджа Буша-мл. официальные лица в Госдепе стали принимать представителей Масхадова, имея информацию о том, что в финансовом отношении международные бандформирования в Чечне имеют прочные контакты с террористическими центрами, включая и бенладеновскую организацию "Аль Каид", американцы все еще были уверены в том, что созданная при их активном участии сила в принципе подконтрольна им. Потому и не включали вплоть до 2001 года в ежегодно публикуемый Госдепом список террористических организаций и стран, поддерживающих эти последние, движение Талибан.

Но практика показала, что афоризм о джинне, выпущенном из бутылки, рожден на обобщении огромного числа жизненных ситуаций. Усама бен Ладен не всегда числился во врагах США. Во время войны в Афганистане он вполне успешно сотрудничал с ЦРУ. Да и само движение "Талибан" рождалось управлением межведомственной пакистанской разведки по прямому указанию все тех же американцев.

Российский президент был безусловно прав, когда в интервью ОРТ на прошлой неделе подчеркнул, что мир изменился не 11 сентября 2001 года, а гораздо раньше. Просто этого обстоятельства кое-кто не хотел замечать, предпочитая мыслить штампами и шаблонами давно канувшего в Лету биполярного мира.

Фактически террористическое нападение на американские города 11 сентября заставило широко открыть глаза на очевидное и до этого: на рубеже ХХ и ХХI веков международный терроризм стал таким же опасным для всего цивилизованного человечества феноменом, каким после Первой мировой войны в начале ХХ века был фашизм с его нацистской окраской. За осознание этой истины Америка заплатила очень высокую цену: впервые за 136 лет ( с момента окончания Гражданской войны между Севером и Югом) от нападения извне погибли более 5 тысяч мирных граждан США. Более того, в результате этой трагедии в Нью-Йорке погибли граждане еще 37 стран.

Мировой кризис оттенил международную роль России

Первая реакция потрясенного истэблишмента США была больше эмоциональной, но именно она-то и затронула международное положение России на мировой арене. Официальный Вашингтон заявил, что фактически началась Третья мировая война, поскольку удары возмездия США намерен нанести по всем странам, которые поддерживают террористические группировки. Раскладка сил здесь давно известна. В международной прессе давно уже проходит информация, что совершающие террористические акты арабские группировки боевиков "Хамас" и "Исламский джихад" поддерживаются Палестиной, Ливией и Сирией, "Хезболла" - Ираном и Ираком, организация "Аль-Каид" - бен Ладеном и талибанским Афганистаном. Есть еще Саудовская Аравия и Объединенные арабские эмираты, откуда идет неофициальная финансовая подпитка террористических организаций.

А поскольку США поставили вопрос ребром: кто не с нами, тот против, то вопрос этот прежде всего встал перед Москвой, у которой традиционно со времен биполярного мира, складывались особые отношения с названными выше странами.

Взять, к примеру, Ирак. Права на разработку крупнейших на Ближнем Востоке месторождений Румейла и Западная Курна - свыше 65 процентов иракских нефтезапасов - ( а на Ирак падает около 70 процентов нефтезапасов всего Ближнего Востока) принадлежат России ("ЛУКОЙЛу"). Еще около 10 процентов (месторождение Субба в иракском Курдистане) контролирует "Славнефть". "Транснефть" в 2000 году предварительно договорилась с Багдадом о реконструкции примерно 70 процентов нефтепродуктопроводной сети Ирака. Сразу после снятия санкций с Ирака все эти соглашения немедленно вступят в действие с огромными прибылями для России. Мы уже не говорим и о семимиллиардном долге Багдада за поставки оружия, который (долг) Ирак признает и обязался выплачивать России сразу после снятия санкций.

Сходная картина с Ираном. Свыше 70 процентов иранских запасов газа разрабатывает "Газпром" с участием французских и малазийских компаний. Кроме того миллиардные сделки с Россией на строительство атомной станции в Бушере, продажа обычного вооружения на такие же суммы. То же с Сирией, Ливией, Суданом.

Надо ли говорить, что если Россия под давлением ультиматума США разорвет эти отношения, то никто ведь и никогда не восполнит нам этого ущерба. Ни в финансовом, ни в политическом, ни в международном плане.

К счастью, руководящие умы Америки довольно быстро протрезвели и от эмоций перешли к расчетам. А эти расчеты показали, что с началом антитеррористической акции возмездия США натолкнутся на резкое обострение антиамериканских настроений в арабском мире, и не только в арабском. Конечно, Вашингтон все равно не остановится перед акцией возмездия, но вслед за ней неизбежно наступит и время восстановления отношений Америки с арабским миром.

Какой бы великой страной ни ощущала себя сегодня Америка, она все же не может себе позволить жить, существовать в условиях тотальной враждебности со стороны мусульманского населения. По оценкам этнологов и демографов за последнюю четверть ХХ века общее число христиан в мире выросло, но незначительно, а вот мусульман - на 50 процентов. Если к 1980 году общее число христиан в мире составляло около одного миллиарда человек, а мусульман - около 800 миллионов, то на начало ХХI века число мусульман превысило христианское население земного шара и приближается уже к полутора миллиарду человек. А если учесть, что тенденция к росту численности мусульман остается и сегодня абсолютно преобладающей по сравнению с христианами (число детей в семьях мусульман превышает в среднем число детей в христианских семьях в разы), то простая экстраполяция сулит нам и дальнейшее изменение этого уравнения не в пользу христиан. Да и в самих США число мусульман давно уже составляет значительную долю населения. Может ли в этих условиях правительство США совершить самоубийство и пойти на восстановление против Америки едва не всего мусульманского населения? По-видимому, нет.

Кто же сможет выступить посредником в восстановлении этих отношений? Кроме Москвы - некому. Сейчас, спустя две недели после "черного вторника" Вашингтон, похоже, стал отдавать себе в этом отчет и уже не рассматривает планов по бомбардировке арабских стран, выбрав для этой цели международного изгоя, за которого никто не стал заступаться на официальном уровне в мусульманском мире - Талибан. Любопытно, что на прошлой неделе даже официальный Тегеран заявил, что он с пониманием относится к американским ударам возмездия по Афганистану. Это при том, что 18 сентября, когда в столице Ирана собралась 4-хтысячная толпа и с поминальными свечами в руках почтила память жертв терактов в США, она была не только с жестокостью разогнана воинствующими противниками Америки, но сотни людей были избиты в кровь, а десятки арестованы полицией.

Личного посланника Путина в СНГ принимали как папского нунция

Но, пожалуй, наиболее сложная проблема у России в свете надвинувшихся событий - развитие ситуации в СНГ.

Российская пресса вот уже две недели взапуски обсуждает, с оттенком даже какого-то злорадства, проблему развала СНГ в связи с ультиматумом США предъявленном Афганистану по поводу выдачи Усамы бен Ладена. Один из самых мягких заголовков в московских газетах, например, такой: "Система коллективной безопасности СНГ на грани развала". Есть и покруче. Между тем, ничего нет более далекого от истинного положения дел в этой области, чем это воронье карканье.

Да, действительно, сразу после теракта в США в прессе замелькали сообщения о том, что США и НАТО потребовали себе доступ на аэродромы и военные базы России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и два последних, якобы, уже дали согласие на это.

Суетливее всех повела себя Грузия, официальные лица которой выступили с заявлениями, что они готовы хоть сегодня представить натовским войскам свою территорию.

Наплыв таких сообщений оказался столь интенсивным, что вынудил министра обороны России Сергея Иванова выступить с официальным заявлением о том, что, во-первых, США таких запросов не делали, а во-вторых, ни Россия, ни другие страны СНГ официально эти вопросы и не рассматривали. Это заявление тотчас же публично поддержал находившийся в тот момент в России с рабочим визитом заместитель госсекретаря США Джон Болтон. Вслед за этим состоялась срочная поездка по странам Средней Азии секретаря Совета Безопасности России Владимира Рушайло, визиты которого были предварены личными переговорами Владимира Путина с главами этих государств. Главы посещаемых им государств принимали секретаря Совбеза немедленно, поломав все свои графики деловых встреч, а затем последовали официальные заявления Душанбе, Ташкента, Алма-Аты с опровержением слухов о том, что эти страны, якобы, уже предоставили свои территории войскам НАТО. А президент Ислам Каримов пошел еще дальше, заявив, что если правительство Узбекистана и станет рассматривать такие просьбы, то только в том случае, если на то будет решение Совета Безопасности ООН. Фактически, это означает: если на такой шаг согласится Москва, поскольку в СБ ООН Россия обладает правом вето.

Если проанализировать все, что говорилось в ходе этих встреч их участниками, и сопоставить с переданными из этих столиц видеорядами по телеканалам, то складывается впечатление, что главы государств не просто тепло принимали личного посланника президента России, но с нетерпением ждали со стороны Москвы практических шагов по укреплению политического сотрудничества в рамках СНГ в свете изменившейся международной обстановки. По всей видимости, в расположенных в Центральной и Средней Азии независимых государствах складывается предощущение того, что реакционный политический режим Талибана перешел, наконец, какую-то роковую черту в своих взаимоотношениях с цивилизованным миром и стоит на пороге своего исчезновения с международной политической сцены. И в этой ситуации главы среднеазиатских государств очень внимательно присматриваются к тому, на чем и как смогут договориться Москва и Вашингтон по поводу ударов возмездия и вообще по выстраиванию нового мирового порядка в условиях резко изменившейся международной обстановки. Визит В. Рушайло показал, что в Средней Азии в этом плане преобладают оптимистичные оценки.

Но есть здесь и привходящие обстоятельства, которые касаются не только среднеазиатских государств, но и обстановки на юге России.

Агония Талибана - это агония наемных бандформирований в Чечне

В советское время американские военные любили рассказывать русский анекдот. Одному из авторов этого материала довелось его слышать от американских собеседников в такой редакции. На европейском театре военных действий произошел конфликт между Варшавским Договором и НАТО. После короткого времени советские войска вошли в Париж. И вот на Монмартре встречаются два русских командира танковых дивизий и один спрашивает другого: "Слушай-ка, а кто там выиграл воздушную-то битву?" Смысл этого анекдота в том, что при всей важности военно-воздушных, ракетных и прочих вспомогательных средств судьба любой войны решается на земле, сухопутными войсками.

Последняя информация из США показывает, что американские военные планируя военно-воздушные и ракетные удары по базам террористов в контролируемом талибами Афганистане отдают себе отчет в том, что если не захватить эти лагеря что называется вживе, с гнездами терроризма покончить не удастся. Руководители террористических организаций выживут, скроются и через некоторое время все начнется сначала, потому что терять этим изгоям нечего. Поэтому акцент окончательный нужно делать на сухопутную операцию. Опыт британской и советской интервенции в Афганистан, да и сам американский опыт во Вьетнаме, показал, что рассчитывать на успех даже при кратковременном вводе войск, даже групп коммандос, не приходится. Воевать с Талибаном должны сами афганцы при всемерной поддержке техникой (включая ракетные удары и бомбардировки) со стороны США. Такая сила в Афганистане есть. Это войска Северного Альянса, которые давно бы уже разгромили талибов, если бы им была оказана поддержка со стороны США, НАТО, России. Сейчас складывается именно такая ситуация. По имеющимся сведениям в Пентагоне рассматривается и такой вариант. Если он осуществится, талибы скорее всего будут изгнаны из Кабула и вообще из Афганистана. А сами талибы как организованное движение скорее всего просто исчезнут, как уже исчезали до них пришедшие в Европу гунны.

Судя по содержанию переговоров в Вашингтоне министра иностранных дел России Игоря Иванова всерьез рассматривается и еще один аспект борьбы с центрами международного терроризма - блокирование финансовой подпитки. Сейчас выявляются как источники, так и каналы этой подпитки. Когда подпадут под колпак в международном плане и эти вещи с самыми агрессивыми центрами международного терроризма можно будет разобраться на ближайшую историческую перспективу. Для России это означает, что будут перерезаны финансовые потоки, питающие бандформирования в Чечне. А без этой подпитки у хаттабов и басаевых резко сократится число сторонников. Конфликт в Чечне без такого кислородного дутья перейдет в режим затухания. Нынешняя активизация агрессивных действий бандформирований в Чечне осуществляется еще на те деньги, которые пришли туда до осуществления терактов в США. Может быть, этим пониманием и объясняется их активизация? Скорее всего с агонией Талибана наступит и агония бандформирований в Чечне. Можно сказать и больше. Если международному сообществу удастся покончить с реакционным режимом Талибана, то и во всем мусульманском мире, без этого идеологического, политического, материального стержня, начнутся процессы разложения агрессивного радикального ядра.