Наркотическая война против России. Аналитический доклад


От редакции: доклад подготовлен экспертами Центра стратегического развития (руководитель - А.И.Гушер).

Среди множества острых проблем, стоящих сегодня перед российским государством и обществом, на одно из первых мест все увереннее выходят наркомания и наркопреступность. Масштабно и системно они по существу уже приобрели все признаки глобальной угрозы здоровью нации и, следовательно, национальной безопасности страны. Масштабы и темпы распространения наркомании, а также незаконного оборота наркотиков и наркосодержащего сырья в России, похоже, таковы, что ставят под вопрос не только физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, но и социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе. Несмотря на принимаемые меры, количество наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте, не уменьшается.

Принимая во внимание масштабы рассматриваемой проблемы, наркоудары по молодежи, являющейся в перспективе наиболее активной и созидающей частью российского государства и общества, следует расценивать в качестве особой формы внешней агрессии и посягательства на национальную безопасность России, ответственность за которую должны нести не только те государства, на территории которых производятся наркосодержащее сырье и сами наркотики, но и абсолютно все представители преступной цепи смерти - от перевозчиков наркотиков и курьеров и вплоть до самих потребителей этого смертоносного зелья.

Игры со смертью

Человечество познакомилось с наркотиками задолго до рождества Христова. Еще в пятом тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке опийный мак называли "злаком радости", имея ввиду его веселящие и расслабляющие свойства. На стенах усыпальниц индейцев Центральной и Южной Америки, датированных серединой третьего тысячелетия до н.э., можно видеть изображения людей, жующих листья коки. Китайский император Шен Нунг около 2700 года до н.э. обязал своих подданных употреблять настои из конопли в качестве профилактического средства от подагры.

Позже опиум и гашиш, являвшиеся непременным атрибутом восточной культуры, благодаря крестовым походам и неугомонности путешественников (вроде Марко Поло) попали в Европу.

В ХХ веке наркотики впервые стали проблемой для западного культурного сознания. Если в XIX веке они рассматривались как безобидное лекарство или экзотическая прихоть (вспомним хотя бы литературных героев Анну Каренину или Шерлока Холмса), то за последние сто лет наркотические препараты достигли небывалого разнообразия как по происхождению, так и по способам использования.

Наркотик - вещество "опьяняющего, одурманивающего действия", способное вызывать болезненное пристрастие. Все разнообразие этих веществ сводится к трем фармакологическим группам.

Собственно наркотики, от греческого "нарке" - мечтательная дремота. Опиаты (в т.ч. диацетилморфин, он же героин), снотворные, средства для наркоза, а также этиловый спирт, т.е. всем известный алкоголь, который в нашей культуре легализован, поэтому не считается наркотиком, хотя по сути им является.

Наркотические стимуляторы. Кокаин, эфедрин, первитин, амфетамины, в том числе синтетическая отрава - метилметамфенаминовая кислота (метилендиоксиметиламфетамин) - распространяемая на дискотеках под веселеньким псевдонимом "экстази".

Галлюциногены, или психотомиметики. Гашиш, трава, план, марихуана (одно и то же вещество тетрагидроканнабинол, содержащееся в конопле, знакомо разным народам под разными именами). Тот же тип фармакологического действия (при несравненно большей токсичности) - у летучих растворителей, которые нюхают подростки в подвалах. Новые для нас галлюциногены: мескалин, псилобицин и, наконец, LSD-25, "кислота". Как видно из названия (психотомиметики), эти вещества вызывают у нормального человека состояние, напоминающее острый психоз с галлюцинациями. В них искали и панацею для человечества: гарвардский психолог Тимоти Лири считал, что массовое потребление ЛСД способно решить социальные проблемы страны.

История взаимоотношений человека с наркотиками знает примеры не только подобных "капитуляций". В Китае на отмели Хумынь (Кантон) располагается уникальный мемориал. Он посвящен борцам с наркобизнесом. Перед входом в музей - шесть старинных пушек и памятник ревизору Линь Цзэсюю, который в далеком 1839 году конфисковал и торжественно сжег весь опиум. А купцам предложил компенсацию чаем и условие: кто впредь привезет в Поднебесную хотя бы фунт отравы, будет казнен. Рвы, где Линь сжег более тысячи тонн опиума, превращены сейчас в живописные пруды, по берегам ивы.

Первая эпидемия наркомании современного типа поразила именно Китай, куда опиум в фантастичеких количествах доставляли из Бенгалии европейцы, в основном англичане. Так из Цинской империи выкачивали серебро на построение образцового капитализма. Попытки китайцев отказаться от услуг отравителей привели к двум войнам, они так и вошли в историю как "опиумные".

Сейчас в Китае существует жесткая стратегия подавления наркобизнеса: смертный приговор с конфискацией имущества за 50 грамм героина. Китайский опыт нашел применение в странах Юго-Восточной Азии, и каждый приговор - особенно европейцу, взятому с чемоданом в сингапурском порту, - вызывает протесты либеральной общественности.

Власти Тайваня утверждают, что из районов Китая на остров поступают 97 % наркотиков. Число выявленных потребителей наркотиков выросло на Тайване за последний год на 55,7 %. Однако власти решили не карать тех, кто попался в первый раз и не замешан в производстве, перевозке или продаже наркотиков.

В Сингапуре расстрел можно получить за провоз 15 граммов героина, 30 граммов морфия или 500 граммов марихуаны. В декабре 1999 года в Сингапуре повесили двух малайзийцев - один вез 125 граммов наркотиков, другой - 160. Со времени введения этих жестких законов в 1975 году до сего дня сингапурцы казнили около 150 человек.

В конце ХХ века жестокая борьба с распространением наркотиков все чаще входит в противоречие с идеалами толерантности и либерализма, которые считаются обязательными для любого демократического общества. Приверженцами свободы личности видят в бескомпромиссном запрещении наркотиков нарушение права человека вести тот образ жизни, который он сам себе выбирает. Тем более, что нигде еще жесткость мер не приводила к желаемому результату.

Потребление марихуаны к "гражданскому, а не уголовному преступлению" относят 10 американских штатов. Первым из таких штатов стал в США штат Орегон. Там в 1973 году разрешалось владение марихуаной в количестве одной унции, но позже законодатели ужесточили ответственность за хранение марихуаны до 30 дней заключения и тысячи долларов штрафа. Осенью 1998 года в Орегоне вновь бурно обсуждались "легализация марихуаны в медицинских целях" и предоставление права определенной категории граждан на владение одной унцией марихуаны и выращивания для собственных медицинских нужд не более трех взрослых растений конопли одновременно.

Эталоном терпимости в отношении наркотиков является, например, Королевство Нидерланды. Там потребление наркотиков не считается преступлением.

В кофейнях Голландии разрешается приобретение небольших доз (до 30 граммов) легких наркотиков - марихуаны и гашиша. Власти считают, что лучше взять продажу легкого "зелья" под свой контроль, чем бороться с черным рынком. При этом криминальные поставки в эти же кофейни строго преследуются. Юридически использование наркотиков разрешено лишь в медицинских и научных целях под контролем министерств здравоохранения и юстиции. В пользу такой политики свидетельствует статистика: в 1996 году уровень смертности от передозировки на каждые сто тысяч человек составил в Голландии 1,8, а в США - 8,2.

Опыт Голландии перенимают на другом конце света - в Австралии. С 1 сентября 1998 года Виктория стала четвертым австралийским штатом (после Южной Австралии, Северной территории и Австралийской столичной территории), смягчившим законы в отношении марихуаны. Шеф полиции Виктории заявил, что потребители марихуаны, арестованные впервые, не будут подвергаться уголовному преследованию, если найденная при них доза не превысит 50 граммов.

В России никогда не было систематизированного законодательства о наркотиках

Человек использовал наркотики всегда, но в первобытных обществах их потребление регламентировалось ритуалом, на традиционном Востоке - обычаем, в демократических государствах их место должен определять закон. Но закон зачастую входит в противоречие с бытовыми и социокультурными нормами.

Общественное сознание в России до сих пор не выработало целостного подхода к этой проблеме. Cистема межгосударственного "наркотического" контроля начала формироваться только в начале ХХ века - в 1909 году была создана Международная комиссия по опиуму.

В России в 1915 году Николай II утвердил закон "О мерах по борьбе с опиокурением", запрещающий посевы, сбор, хранение, ввоз и продажу опийного мака в Приморском генерал-губернаторстве и Забайкальской области. Во время второй мировой войны, поскольку немцы прекратили поставки обезболивающих средств, сеять мак вновь разрешили.

В гражданскую войну наркодельцы остались без присмотра, но советская власть занялась ими в рамках борьбы со спекулянтами. Наркодельцов не сажали, а лишь штрафовали и изымали товар. Только в 1925 году в УК РСФСР была внесена поправка, предусматривающая ответственность за распространение наркотиков. В 1934 году было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли", искореняющее этот буржуазный порок, "наследие проклятого капитализма".

Период с 30-х до середины 50-х годов в отечественной истории борьбы с наркотиками остается практически белым пятном. На эту тему до сих пор нет ни одного доступного свидетельства. Наркотики напомнили о себе после смерти Сталина. С хрущевской оттепелью произошел всплеск наркомании. "Этот всплеск был спровоцирован амнистией, проведенной в связи со смертью Сталина, - считает начальник отдела по борьбе с наркотиками ВНИИ МВД РФ Б.Калачев. - И к шестидесятому году выпущенные на свободу уголовники уже создали организованные наркокартели".

В Советском Союзе заговорили о наркомании. Тогда в закрытых отчетах фигурировали в основном анаша и морфий, реже - гашиш и кокаин. Анашу везли из Узбекистана, где ее выращивали на приусадебных участках и огородах, маковую соломку - с Украины, морфием снабжала Киргизия, на семи тысячах гектаров территории которой в лекарственных целях выращивали более 15 % мирового производства опия.

К середине 60-х годов целые районы Сибири и Приволжья, Азербайджан, Дагестан, Коми АССР, Ростов-на-Дону и Москву накрыла волна наркомании. Хуже всего пришлось Туркмении, где в 1963 году официально было зарегистрировано 28 тысяч наркоманов.

Не желая из идеологических соображений признавать существование этой проблемы, руководство Союза тянуло с принятием ответных мер. Такая позиция дорого обошлась стране: болезнь удалось загнать в глубь общества, но она не исчезла, а лишь затаилась в ожидании момента, когда организм государства ослабнет. С конца 70-х белая смерть начала свое победное шествие.

Уже лет десять как стало можно говорить о наркотиках и наркомании открыто, но к ним подходят таким же образом, как к гомосексуализму или к проституции. О наркотиках надо говорить комплексно, иначе никакие - даже самые жесткие - меры ничего не решат. Тем более, что мы даже не знаем, чего хотим добиться. И чего добиться можем.

Киргизия, где на семи тысячах гектаров госплантаций для медицинских целей выращивалось более 15 % мирового производства опия, стало местом паломничества наркодилеров со всего Союза. А бесхозные дикие заросли индийской конопли в Чуйской долине, по мнению специалистов, могли одним сезонным урожаем покрыть потребности и Европы, и Азии. Но, в лучших традициях советской эпохи, сработал принцип "нет постановления - нет проблемы" и "белая смерть" начала своё наступление на одну шестую часть суши.

В Уголовном кодексе 60-го года борьбе с наркотиками посвящен целый ряд статей. В 1974 году принят указ "Об усилении борьбы с наркоманией", и была впервые введена ответственность за употребление наркотиков. Вначале административная (арест на 15 суток), а в 1987 году - уголовная (лишение свободы сроком до 2 лет). В 1991 году Верховным Советом она была отменена.

Вскоре богатые внутренние наркоресурсы страны получили серьезную внешнюю конкуренцию - началась советско-афганская война. Произошел мощный толчок распространения наркотиков и возникновения устойчивых преступных групп, занятых высокодоходным бизнесом. Почти полтора миллиона солдат и офицеров, прошедших через "Афган", научились не только воевать. Многие из них по всем законам боевых действий познакомились с наркотиками, начали регулярно употреблять наркотики: чтобы побороть страх, снять стресс или просто из любопытства. А самые оборотистые еще там, за пограничной рекой, смогли понять, какие выгоды сулит торговля "зельем".

Следующий мощный импульс наркотизации страны придала глупейшая по своей сути и исполнению антиалкогольная кампания. В деревнях и селах забулькали самогонные аппараты, а на улицах городов стало проще и дешевле купить "косячок" или "колеса", чем бутылку водки. И пока старшее поколение осаждало виноводочные магазины, травилось тормозной жидкостью, молодое поколение все больше запутывалось в сетях наркоторговцев. Последние поняли, что наступил их звездный час и оперативно отреагировали на запросы населения: для постоянных клиентов цены были снижены, а новички получали первую дозу "за счет фирмы".

Отечественные умельцы тоже не сидели без дела. В начале 80-х группа московских и ленинградских студентов-химиков изготовила героин из растительной массы опийного мака. Их "подвиг" десятилетие спустя повторили в Казанском медицинском институте, синтезировав препарат триметил-фентонил, который оказался в пять с половиной тысяч раз сильнее, чем морфин.

Окончательно и бесповоротно торговцы "белой смертью" расправили крылья с развалом Советского Союза (к чему, вероятно, наркобоссы тоже приложили руку). Теперь милиция, спецслужбы и погранвойска, растащенные по национальным квартирам и потерявшие взаимодействие, уже не могли помешать им резвиться на обломках Империи.

Главы наркомафии быстро нашли общий язык и после недолгого препирательства определили дальнейшие пути развития. Главным объектом работы они выбрали подрастающее поколение, как наиболее перспективное, морально неустойчивое и особо нуждающееся во внешних стимуляторах.

Нынешний УК содержит ряд статей "за наркотики". Наиболее опасная для потребителей - статья, предусматривающая ответственность за незаконные приобретение, хранение и перевозку наркотиков без цели сбыта. Правда, пойманный с поличным будет освобожден от ответственности, если сам сдаст зелье. "Здесь уместен вопрос, как можно без совершения всех этих действий принимать наркотики? - говорит зампредседателя Совета при президенте по вопросам совершенствования правосудия С.Вицин. - Значит, любой потребитель ходит под статьей. И важно разобраться, что считать "крупным размером". В принципе это определяет суд. Основывается же он на данных экспертизы, а эксперты - на заключении Постоянного комитета по контролю за наркотиками. Этот список постоянно меняется. Например, сейчас крупным размером считается от 0,1 до 500 граммов невысушенной марихуаны". За хранение или приобретение наркотиков в небольшом размере установлена и административная ответственность. Максимальное наказание - 15 суток.

В российском законодательстве отсутствует разделение на мягкие и сильнодействующие наркотики. То есть, к одному и тому же наказанию могут приговорить и за "травку", и за героин. Тем не менее на практике правоохранительные органы ввели такое разделение. "Разумеется, милиционеры да и судьи могут отпустить человека, у которого в кармане нашли коробок с марихуаной или пару таблеток ЛСД. Об этом знают и люди. Но они должны понимать, что ответственность за все виды наркотиков одна, - говорят судьи. - То есть, могут и не отпустить".

С тех пор было принято немало международных актов, основной - Единая конвенция о наркотических средствах, подписанная в 1961 году, в рамках которой был создан Международный комитет по контролю над наркотиками.

Последняя веха в развитии российского наркотического законодательства - закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", который вступил в силу с 15 апреля 1998 года. Ст. 1 закона допускает введение ответственности за употребление наркотических средств либо их аналогов. Согласно ст. 44 закона любой человек, по подозрению может быть подвергнут принудительному обследованию, принудительной госпитализации. В ст. 40 декларируется, что в Российской Федерации запрещается употребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача. "Этот закон имеет немало недостатков, однако он создал систему регулирования легального оборота наркотиков, порядок их производства, лицензирования, - считает Б.Калачев. - Тем не менее действующее законодательство и система борьбы с наркоторговлей нуждаются в совершенствовании. Проблема в том, что последовательно она никогда не осуществлялась. Так что в какой-то мере сейчас борьба с организованной наркопреступностью ведется с чистого листа".

Была продолжена работа над 50 подзаконными актами, которые, как и сам закон, носят исключительно репрессивный характер и ставят вне закона два миллиона российских граждан. Акты могут позволить привлекать к ответственности (как административной, так и уголовной) наркозависимых людей.

Воевать или капитулировать?

До конца 80-х годов Советский Союз считался, как известно, страной достаточно благополучной в отношении распространения и потребления наркотиков. Теперь же в России наркотики можно купить везде: на рынках, в метро, на дискотеках, в школах и вузах. В Москве во многих высших учебных заведениях, несмотря на предпринимаемые со стороны руководства вузов усилия, наркомания принимает все более открытые формы.

Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза, и в первую очередь России, происходит угрожающими темпами. Шесть лет назад в России больных наркоманией, по официальным данным, было меньше 40 тысяч. Сегодня, по признанию заместителя главврача НИИ наркологии Минздрава РФ Александра Козлова, этой болезнью страдают "около трех миллионов россиян в возрасте от 13 до 25 лет. В действительности же эта цифра занижена как минимум в три раза".

Согласно же самым пессимистическим оценкам к середине 2000 года количество наркоманов в России перевалило за девять миллионов человек ("Спецназ России", сентябрь 2000 года).

Таким образом, с учетом возрастной категории большинства наркоманов (13-25 лет) под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны. Практика показывает - за 365 дней один бывалый "наркоша" приобщает к употреблению героина, кокаина или марихуаны почти десяток новобранцев. Если "чума ХХ века" такими темпами будет распространяться по России и дальше, то через десять лет в нашей стране каждый пятый гражданин не сможет обходиться без наркотиков.

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие:

  • Развал системы детских и молодежных организаций;