Что стоит за планами войны США против Ирака

Л. Г. Ивашов
вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук

Политический кризис вокруг Ирака, инспирированный Соединенными Штатами Америки, нарастает и грозит перерасти в открытую агрессию с применением ядерного оружия против суверенного государства. Если отвлечься от пропагандистской риторики и трезво взглянуть в лицо фактам, вырисовывается вполне определенная картина относительно причин и виновников этого кризиса.

Суть нынешней ситуации, связанной с подготовкой агрессии против Ирака и других стран, хорошо объясняют три документа, предопределяющие стратегическую логику поведения США.

1. Доклад Национального совета США по разведке (декабрь 2000 г.) "О развитии мировой ситуации до 2015 года", содержащий предупреждение о том, что к указанному сроку США столкнутся с проблемой энергетического кризиса. Причина - рост потребления энергоресурсов в других странах, особенно Китае, Индии, а также в Европе. В докладе прогнозируется, что к 2015 г. 4/5 ближневосточной нефти будет импортироваться в Восточную Азию. Даются рекомендации о необходимости сокращения зависимости США от импорта нефти. Эксперты рекомендуют сократить ежедневный импорт с 11 млн. баррелей до 5-6 млн.

2. Энергетическая программа Дж.Буша, опубликованная в мае 2001 г., где ставится задача увеличить потребление к 2040 г. до 23 млн. баррелей в день. Такие масштабные планы вызывают необходимость поиска новых источников энергетических ресурсов во всех районах мира и установления над ними жесткого контроля. По крайней мере, экономического, но миру хорошо известно, что, если Вашингтон считает необходимым, он в таких случаях не останавливается и перед контролем военными средствами.

3. Новая стратегия национальной безопасности США, свидетельствующая о выборе путей выхода из предкризисного состояния, в котором находится американская экономика. Вашингтон рассчитывает решать эти проблемы преимущественно с помощью военной силы, устанавливая контроль над ключевыми ресурсными регионами мира, а также волевым введением гибких цен на нефть для себя и лояльных ему стран.

Авторами указанного документа проигнорирована точка зрения трезвых экономистов, которым выход видится в структурной перестройке американской экономики и отказе от монетаристской модели развития.

Агрессивная идея, содержащаяся в новой стратегии национальной безопасности США, нашла отражение и в новой военной доктрине, зафиксировавшей ставку Вашингтона на военную силу.

Так что в ситуации вокруг Ирака ларчик открывается просто. Дело не в особой агрессивности Саддама Хусейна. Багдад "виноват" тем, что богат нефтью и проводит самостоятельную политику, пытаясь обезопасить свой народ от экспансии США и Израиля.

Соединенные Штаты, пытаясь сколотить антииракский блок, навязывают представление о войне с Ираком как о сравнительно легкой с точки зрения исполнения военно-полицейской акции, не сопряженной с сколько-нибудь заметными жертвами. При этом они, мягко говоря, вводят своих действительных и потенциальных союзников в заблуждение.

Концепция бесконтактной высокоточной войны, которую США в последние годы стремились реализовать на практике и на которую они уповают ныне, на деле оказалась несостоятельной. Югославия и Афганистан продемонстрировали ее крах.

На Балканах коалиционным силам во главе с США не удалось достичь господства в воздухе (самолеты "работали" на высоте свыше 5 тысяч метров), сербские войска сохранили боеспособность, да и экономические потери не привели к падению, как ожидал Запад, Югославского государства. Политическую цель агрессоры достигли лишь за счет предательской позиции представителей Российской Федерации на переговорах.

Что касается Афганистана, то там американцы применили ковровые бомбардировки, что тоже далеко от понятия высокоточной войны.

Сегодня, по нашему мнению, США не готовы провести новую "Бурю в пустыне" в части воздушной наступательной операции по ряду причин:

  • после кампании в Югославии и Афганистане вооружённые силы испытывают недостаток в крылатых ракетах в обычном снаряжении;