В интересах безопасности и стабильного развития Европы

Лутовинов В.И.
доктор философских наук
Романченко Ю.Г.
кандидат исторических наук

"Настоящее и будущее отношений Россия - Европейский Союз в интересах безопасности и стабильного развития Европы" - тема "круглого стола", который состоялся в период 27-28 апреля 2001 г. в Институте Европы РАН (г. Москва). Организаторами встречи явились: Ассоциация Евро-Атлантического Сотрудничества (г. Москва), Институт европейских и международных исследований (Люксембург), Институт Европы РАН.

На встречу были приглашены около 80 человек, которые представляли различные государственные и исследовательские структуры, средства массовой информации России и стран Европы. Однако, несмотря на важность обсуждавшейся проблемы, ряд видных представителей Евросоюза и отдельных европейских стран не приняли участия в работе встречи, что понизило ее статус.

Взгляды, изложенные в ходе дискуссии, представляли собой практически весь спектр мнений - от оптимистичных в одних вопросах, до крайне сдержанных - в других. Знакомство с позициями участников круглого стола позволяет представить намерения той или иной стороны и выработать собственную политическую линию.

В выступлениях представителя Комиссии Европейских Сообществ Р.Райта, посла ФРГ в России Е.Студнитца, а также сенатора из Нидерландов В.Экелена - наиболее авторитетных участников встречи от ЕС и стран Западной Европы, говорилось о необходимости расширения сотрудничества между РФ и ЕС. Была высказана оптимистичная точка зрения, не получившая, однако, поддержки со стороны российских представителей, о возможности создания зоны свободной торговли, включая РФ, ранее, чем через 10-15 лет.

Вопросы безопасности в Европе рассматривались сквозь призму укрепления НАТО и создания сил быстрого реагирования ЕС. Вместе с тем подчеркивалось, что опасения РФ по поводу расширения НАТО можно снять путем вовлечения ее в консультативный процесс в соответствии с Основополагающим актом. Высказывалась также точка зрения, согласно которой расширение НАТО не должно идти слишком быстро, так как это может породить организационные трудности внутри альянса.

Говоря о проблемах взаимоотношений между ЕС и РФ, представители стран Западной Европы выразили озабоченность по поводу свободы слова в связи с событиями вокруг НТВ. Тема Чечни была упомянута всего один раз. Указывалось также на неблагоприятный инвестиционный климат в России, который сдерживает развитие экономических отношений между РФ и ЕС. Было высказано пожелание сохранить транспортные торгово-экономические связи с ЕС через прибалтийские страны, так как это, по мнению В. Экелена, представляет собой форму сотрудничества с расширяющимся Евросоюзом. Согласно его точке зрения, развитию двусторонних отношений препятствует нестабильность в Грузии, которая поощряется РФ, а также программа ПРО. Однако тут же было отмечено, что НПРО - это, якобы, внутреннее американское дело, и эта система не будет направлена против РФ. Одной из проблем является также то, что российское ближнее зарубежье становится ближним зарубежьем ЕС и НАТО. В целом суть проблемы взаимоотношений ЕС - РФ сформулировал фон Студнитц, который заявил, что "мы по-прежнему все еще не понимаем друг друга".

С изложенными выше взглядами совпадает точка зрения члена польского парламента Я. Онушкевича, который сделал акцент на региональных проблемах. Его особое беспокойство вызывает зона российских интересов на Западе в контексте создания российско-белорусского союза.

Вице-президент Атлантического Совета Украины О. Кокошинский пытался занять компромиссную позицию по вопросам расширения ЕС. С его точки зрения, движение Украины в ЕС должно осуществляться вместе с РФ. Вместе с тем худшим сценарием для его страны являлся бы славянский союз, однако, выбор Украины в отношении ЕС не востребован и не осознан в обществе.

Особую позицию по вопросам безопасности высказал член Калининградской областной думы В.А. Багалин. Согласно его взглядам, расширение НАТО за счет прибалтийских стран никак не скажется на положении Калининградской области. У него также вызывала резкое неприятие официальная позиция Генштаба, изложенная на встрече за круглым столом по поводу угроз безопасности РФ, которые исходят от Североатлантического альянса. Позицию депутата дополняет огульное обвинение всего российского генералитета в политической беспринципности и мздоимстве.

Реализация предложения В.А.Балагина о необходимости проведения специальной встречи круглого стола с участием высокопоставленных представителей ЕС по вопросам Калининграда в самом Калининграде, при условии, что его политическую позицию может разделять большинство представителей местной законодательной власти и некоторых политических сил города и области, таит в себе опасность создания новых внутренних предпосылок для реального отрыва региона от остальной части РФ.

В выступлениях ученых стран Западной Европы - А.Клесса (Люксембургский институт европейских и стратегических исследований) и К. Коукера (Лондонская школа экономики), при наличии ряда несовпадающих позиций по принципиальным вопросам, прозвучала общая мысль о необходимости предотвращения единоличного регулирования США мировыми процессами. Вместе с тем доктор К.Коукер, излагая, по-видимому, не только позицию своих единомышленников среди ученых, но и официальных властей Великобритании, заявил о намерении противодействовать формированию антиамериканской коалиции.

Взгляды доктора А.Клесса по вопросам безопасности на европейском континенте близки позиции российской стороны. По его мнению, Россия продолжает оставаться сверхдержавой и может быть ценным союзником ЕС для проведения им самостоятельной политики. Проблема, с его точки зрения, состоит в том, что Евросоюз не имеет ни политической воли, ни возможностей для автономии. В частной беседе им было также сказано, что внешняя политика России не носит наступательного характера, что сказывается и на безопасности в Европе и на достижении нашей страной собственных интересов.

Заслуживает уважения позиция ряда представителей научных кругов РФ - особенно Арбатовой Н.К и Шмелева В.Н, которые выступили с критикой по поводу расширения НАТО и создания ПРО. В отношении перспектив сотрудничества между РФ и ЕС, Барановским В.Г. (МЭиМО) было высказано мнение о том, что к дискуссии с ЕС необходимо привлекать США. Среди других выступлений заслуживает внимания точка зрения профессора Глухарева Л.И. (МГУ) о том, что расширение ЕС представляет собой передел европейского пространства, а взаимодействие РФ с Евросоюзом может осуществляться на принципах привилегированного партнерства. Согласно взглядам профессора Рубинского Ю.И.(Институт Европы РАН), ЕС необходимо рассматривать Европу в границах от Атлантики до Владивостока, имея в виду вопросы сотрудничества с РФ в области экономики и безопасности. Тренин Д.В. (Карнеги-центр) считает, что укреплению отношений между ЕС и РФ могли бы содействовать общие усилия по реализации российской инициативы, предусматривающей создание европейской ПРО. Шулунов А.Н. (Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт) в своем выступлении обратил внимание на опасность вытеснения с европейского рынка технологически сложного оборудования стран ЕС, в частности, авиационной техники нового поколения американскими образцами. Эта опасность усугубляется отсутствием серьезных сдвигов в научно-технической кооперации между РФ и ЕС.

В выступлении директора Института США и Канады Рогова С.М. главное внимание было обращено на военно-политические последствия лидерства США в современном мире. Наибольшую угрозу несет в себе, с одной стороны, отсутствие у США стимулов к самоограничению, а с другой - значительный прогресс в развитии информационных технологий, которые, в принципе, позволяют победить ядерную державу.

Анализ докладов, научных сообщений и неофициальных бесед позволяет сделать следующие выводы:

1. Как в РФ, так и в странах ЕС значительный оптимизм относительно перспектив двустороннего сотрудничества отсутствует. Надежды на динамичное развитие отношений себя не оправдали. Ход встречи показал, что главное внимание участники дискуссии сосредоточили на ознакомлении оппонентов со своими взглядами, а не на выработке согласованной позиции по тем или иным вопросам. Вместе с тем, как с одной, так и с другой стороны, присутствовало понимание того, что развитие отношений ЕС и РФ необходимо.

2. В странах ЕС происходит трудный поиск собственной идентичности. Главной проблемой в этой связи, по-видимому, является ответ на вопрос: насколько ЕС может быть близок к США, и насколько далек от РФ? Сократить расстояние между РФ и ЕС может только создание условий для отношений взаимозависимости. Путь к таким отношениям - осуществление отдельных конкретных проектов, в том числе в области безопасности, и демонстрация их значимости для обеих сторон.

3. Вопросы военной политики и безопасности в контексте взаимоотношений ЕС-РФ продолжают занимать ведущее место. Как свидетельствуют высказывания, прозвучавшие со стороны представителей западных стран, они хотели бы убедить РФ в отсутствии угроз безопасности со стороны НАТО на примере того, что штаб- квартира альянса в Брюсселе, по характеру своей деятельности в настоящее время, коренным образом отличается от времен холодной войны. Однако на замечание по поводу того, что расширение НАТО - это форма военно-политического давления, что, учитывая мощный военный потенциал альянса, военные опасности в связи с его продвижением на Восток, могут приобрести более конкретные очертания, комментариев не последовало. Попытки отдельных участников встречи представить процесс дальнейшего расширения НАТО как дело вполне решенное, свидетельствует о намерении руководства альянса проводить свою линию в жизнь.

4. Одним из наиболее сложных вопросов взаимоотношений РФ и ЕС, является проблема Калининградской области, которая через несколько лет может оказаться окруженной Евросоюзом и НАТО. Стратегия этих союзов и отдельных стран, направленная на отрыв области от остальной части России, будет опираться на прозападную позицию определенных политических сил, эксплуатирующих социально-экономические трудности в регионе и стремящихся добиться вывода с этой территории военных баз и объектов ВС РФ.

5. Учитывая существование весьма серьезных различий между членами ЕС по поводу места и роли США в Европе, оценки последствий бомбардировок Югославии и по другим вопросам, возможно достижение взаимопонимания в выработке общих подходов с учетом российских интересов в отношении проблем европейской безопасности. При этом представляется нецелесообразным ставить под сомнение атлантическую солидарность, а также широко афишировать сотрудничество с теми членами ЕС и НАТО, которые занимают особую позицию по тем или иным аспектам международных отношений. Вместе с тем контакты с отдельными европейскими странами не должны подменять собой диалог с ЕС в целом и с НАТО, при сохранении негативного отношения к этой организации.

Изложенные выше выводы и взгляды участников состоявшейся встречи круглого стола могут служить в качестве основы для последующей дискуссии по вопросам военной безопасности между представителями МО и ГШ РФ, с одной стороны, политических и военных деятелей ЕС - с другой.