Этносепаратизм как угроза национальной, региональной и глобальной безопасности.

Ю. Морозов
кандидат военных наук, профессор Академии военных наук,
В. Лутовинов
доктор философских наук
- сотрудники Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ

В современные политические процессы с угрожающей быстротой - всего за каких-то два-три десятилетия - "вписались" такие сравнительно мало распространенные прежде явления, как международный терроризм, прогрессирующий национализм, религиозная нетерпимость, а также все настойчивее заявляющий о себе этнический сепаратизм. Последнее явление по своему деструктивному потенциалу особенно опасно, поскольку предполагает не только установление этнократических режимов, провозглашающих и культивирующих этническую исключительность, но также лишение прав и свобод личности, превращение целых народов в народы-изгои и изгнанники. Человечество полагало, что время, когда так называемая "арийская раса" собиралась править миром, давно прошло. Однако этносепаратизм вернулся, причем в не менее уродливых и опасных формах.

Распад целого ряда полиэтнических государств в Азии, Африке и Европе, высокий деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что этнический сепаратизм выходит за рамки не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более глобальный аспект.

Самая сложная проблема современности.

Проблема этнического сепаратизма исключительно сложна, и ее решения невозможно добиться в рамках лишь какой-либо одной жесткой военно-политической акции, как это имело место в Бурунди, Руанде и Заире. Она носит долговременный характер. По оценкам специалистов, это одна из главных проблем, в разрешение которых мировое сообщество неминуемо будет вовлечено в первые десятилетия XXI века.

Об исключительной сложности и долговременности проблемы этносепаратизма свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время на Земле проживает более 3000 народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии.

Мировое сообщество перепробовало в процессе урегулирования этносепаратистских кризисов множество мер - от дипломатических до силовых; от односторонней поддержки одной из конфликтующих сторон до интернационализации конфликта, используя при этом международных наблюдателей, а также силы по поддержанию мира ООН. В ряде случаев найдены положительные решения, и ряд конфликтов удалось локализовать. Однако, все более очевидно и другое: мировое сообщество сегодня не имеет действенных инструментов - правовых норм и механизмов их реализации, - с помощью которых разрешение этносепаратистских конфликтов стало бы управляемым и сопровождалось системой санкций к нарушителям.

В классическом понимании сепаратизм - это стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм обычно выражает интересы определенных кругов местной элиты. Вместе с тем, он может выражать и стремление национальных меньшинств к созданию самостоятельных государств или автономных областей.

Современный сепаратизм как политическая программа основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения, когда каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Но такой смысл не заключен ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение как право территориальных сообществ (а не этнических групп!) формировать систему управления не в ущерб остальному населению. Сепаратизм же в его этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение - всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение.

Современный сепаратизм, особенно этнический, сотнями зримых и незримых нитей связан с терроризмом. У них одна "питательная" основа - нестабильность, конфликты. Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости.

Этнический экстремизм, как правило, обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью. Его возникновение провоцирует также низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения. Все это, в конечном счете, ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этногрупп (общностей). Как говорил Вольфрам Вейднер "Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит".

Какова "питательная среда" конфликтов?

События последнего времени свидетельствуют, что наиболее радикальные настроения на этнической и религиозной почве возникают среди молодежи, часто лишенной устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Мощная питательная среда этносепаратизма - разжигание национальной розни зарубежными экстремистскими структурами в горячих точках планеты (вахабизм и т.п.). Анализ войн и конфликтов в Азии и Африке в конце XX века позволяет выделить причины этнического экстремизма. Главная среди них - взаимные территориальные притязания этносов, которые обусловлены:

  • историческим прошлым этносов, наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории (культовых ценностей народности тутси на территориях, занятых хутси в Руанде);