Этносепаратизм как угроза национальной, региональной и глобальной безопасности.
Ю. Морозов
кандидат военных наук, профессор Академии военных наук,
В. Лутовинов
доктор философских наук
- сотрудники Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ
Распад целого ряда полиэтнических государств в Азии, Африке и Европе, высокий деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что этнический сепаратизм выходит за рамки не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более глобальный аспект.
Самая сложная проблема современности.
Проблема этнического сепаратизма исключительно сложна, и ее решения невозможно добиться в рамках лишь какой-либо одной жесткой военно-политической акции, как это имело место в Бурунди, Руанде и Заире. Она носит долговременный характер. По оценкам специалистов, это одна из главных проблем, в разрешение которых мировое сообщество неминуемо будет вовлечено в первые десятилетия XXI века.
Об исключительной сложности и долговременности проблемы этносепаратизма свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время на Земле проживает более 3000 народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии.
Мировое сообщество перепробовало в процессе урегулирования этносепаратистских кризисов множество мер - от дипломатических до силовых; от односторонней поддержки одной из конфликтующих сторон до интернационализации конфликта, используя при этом международных наблюдателей, а также силы по поддержанию мира ООН. В ряде случаев найдены положительные решения, и ряд конфликтов удалось локализовать. Однако, все более очевидно и другое: мировое сообщество сегодня не имеет действенных инструментов - правовых норм и механизмов их реализации, - с помощью которых разрешение этносепаратистских конфликтов стало бы управляемым и сопровождалось системой санкций к нарушителям.
В классическом понимании сепаратизм - это стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм обычно выражает интересы определенных кругов местной элиты. Вместе с тем, он может выражать и стремление национальных меньшинств к созданию самостоятельных государств или автономных областей.
Современный сепаратизм как политическая программа основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения, когда каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Но такой смысл не заключен ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение как право территориальных сообществ (а не этнических групп!) формировать систему управления не в ущерб остальному населению. Сепаратизм же в его этническом варианте - это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение - всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение.
Современный сепаратизм, особенно этнический, сотнями зримых и незримых нитей связан с терроризмом. У них одна "питательная" основа - нестабильность, конфликты. Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости.
Этнический экстремизм, как правило, обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью. Его возникновение провоцирует также низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения. Все это, в конечном счете, ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этногрупп (общностей). Как говорил Вольфрам Вейднер "Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит".
Какова "питательная среда" конфликтов?
События последнего времени свидетельствуют, что наиболее радикальные настроения на этнической и религиозной почве возникают среди молодежи, часто лишенной устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Мощная питательная среда этносепаратизма - разжигание национальной розни зарубежными экстремистскими структурами в горячих точках планеты (вахабизм и т.п.). Анализ войн и конфликтов в Азии и Африке в конце XX века позволяет выделить причины этнического экстремизма. Главная среди них - взаимные территориальные притязания этносов, которые обусловлены:
У этнического экстремизма могут быть и политические причины:
В числе экономических причин - хозяйственная отсталость многонациональных государственных образований и, соответственно, низкий уровень жизни национальных (религиозных) меньшинств по сравнению с коренными нациями и народностями.
Неравномерное размещение населения в различных регионах мира и многонациональных государствах также может быть причиной этносепаратизма. Сравнительно высокий прирост народонаселения определенных этнических групп, скученность, недостаток жизненного пространства - все это также приводит к конфликтам на этнической почве.
Наиболее болезненны и эмоционально насыщены сепаратистские выступления, возникающие в результате ущемления ценностей этноса. Нередки противоречия, связанные с различиями в языке, традициях, обычаях, религии и других особенностей этносов. Причины бытового характера обусловлены социально-психологическими факторами, общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый долговременный характер.
Исторические причины связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они не являются непосредственными причинами конфликта. Но, если противостояние назревает или уже происходит, то прошлые обиды "извлекаются" из памяти и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта.
"Африканская" специфика
Анализ опыта этнических конфликтов на Африканском континенте позволил выделить несколько их основных особенностей:
Первая. Среди экономических, социально-политических, этнических и иных противоречий и причин, приводящих к возникновению конфликтов, доминирующее значение играют интересы высокоразвитых государств, порой не участвующих непосредственно в военных действиях. Интересы и противоборство высокоразвитых стран способствуют эскалации войн, а помощь этих государств одной из противостоящих сторон или участие в конфликтах влияют на их ход и исход.
Вторая особенность заключается в том, что в них, как правило, ясно видна сторона, первая перешедшая к вооруженному разрешению противоречий. Внутреннее осознание народом, вооруженными силами необходимости и справедливости войны позволяло, подчас в безнадежной ситуации, переломить ход боевых действий и одержать победу против более сильного противника.
Третья особенность состоит в том, что в ходе вооруженных конфликтов население стало особенно чувствительным к людским потерям. Из-за применения новых видов оружия потери стали не только большими в количественном отношении, но и принимают обвальный характер, то есть возрастают резкими скачками. По сравнению с войнами середины XX века, возросло количество ранений, а также потерь среди мирного населения.
Военные потери могут привести большую часть народа в оппозицию к властным структурам (Франция в Алжирской войне, война в Афганистане). Причем, негативную реакцию часто вызывают не столько масштабы потерь, сколько их соответствие или несоответствие целям конфликта.
Четвертая особенность заключается в том, что в отличие от крупномасштабных войн, в которые втягивается много стран, этнические конфликты, как правило, двусторонние. Тем не менее, привлечение на свою сторону союзников - одна из основных особенностей этнических конфликтов. Даже моральная поддержка других стран, тем более международного сообщества, придает сил сепаратистам. При этом последние часто переходят от открытого вооруженного столкновения к терроризму, полагая, что и в этом случае мировое общественное мнение будет на их стороне.
Вся надежда - на ООН?
Глобальный характер этносепаратизма, представляющего угрозу не только отдельным странам, народам, регионам, но и всему миру, предполагает активное участие ООН в решении этой проблемы. Ныне ООН - единственный институт, способный реализовать миротворческий потенциал военно-силовых методов урегулирования этносепаратистских конфликтов.
Как известно, Устав ООН запрещает не только войны, но и угрозу применения силы для разрешения международных споров. При этом Устав четко ограничивает объект международной ответственности, которую может возложить на себя ООН. Только в случае угрозы международному миру в результате событий внутри того или иного государства ООН правомочна осуществлять принудительные меры. Соответствующее положение Устава ООН (гл. 7 ст. 2) подкреплено Декларацией о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Любое несанкционированное использование военной силы для разрешения кризисов подрывает основы международной стабильности и безопасности.
В принципе ООН выработан достаточно эффективный механизм урегулирования этнических конфликтов. Только за последнее десятилетие принят ряд международных актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме "гашения" этносепаратистских "пожаров".
Особого внимания в этом плане заслуживает Концепция ООН, известная под названием "Программа мира", в которой устанавливаются жесткие ограничения суверенизации на почве этносепаратизма. Ценность установок этой концепции заключается в том, что она допускает решение этносепаратистских конфликтов только на договорной основе.
Таким образом, ООН выработан достаточно действенный механизм нейтрализации и ликвидации этносепаратизма. В рамках Программы мира выработан также целый комплекс мер и средств, представляющих собой своеобразную инструментальную базу так называемой превентивной дипломатии - наиболее эффективного и действенного механизма урегулирования кризисных ситуаций. Такие меры ООН, как учреждение поста Верховного комиссара по национальным меньшинствам, долгосрочная работа миссий ООН в наиболее конфликтогенных регионах, направление наблюдателей ООН в районы, где ущемляются права национальных меньшинств и т.д. сыграли позитивную роль в процессе урегулирования межэтнических противостояний. В настоящее время ООН проводит 16 миротворческих операций с целью разрешения конфликтных ситуаций как между соседними государствами, так и внутри одной страны. Конечно, существует немало недостатков и просчетов в планировании и осуществлении миротворческих операций ООН. Ряд таких операций длится на протяжении десятилетий, что способствует не разрешению конфликта, а еще большей консервации проблемы. Нелегко бывает в короткие сроки сформировать дееспособные контингенты международных миротворческих сил. Несовершенна система финансового и материального обеспечения деятельности ООН по нейтрализации и ликвидации этносепаратизма. Недостаточно внимания уделяется вопросам превентивной дипломатии и превентивному развертыванию войск в зонах потенциальных этноконфликтов и т. д.
Тем не менее, это отнюдь не принижает роль ООН в урегулировании таких конфликтов. По мнению России, целесообразно общими усилиями повышать эффективность миротворческой деятельности ООН, а не отстранять ее от разрешения этноконфликтов, как предлагают некоторые политики.
Позиция России
Российская Федерация активно выступает за разработку такой модели обеспечения международной безопасности, которая исключала бы доминирование каких-либо отдельных стран и военно-политических группировок в решении подобных проблем.
Россия исходит из того, что центральную роль в урегулировании этноконфликтов должны иметь собственные эффективные механизмы адекватного реагирования на угрозы стабильности и безопасности в мире. Российский подход к безопасности в Азиатском и Африканском регионах отличается от выдвигаемой США и некоторыми поддерживающими их странами модели, которая базируется на доминировании в ней исключительно проамериканских военно-политических структур. Мы же предлагаем странам этих двух континентов теснее объединиться и организовать борьбу с проявлениями этносепаратизма в основном собственными силами, но, естественно, на основе общепризнанных принципов международного права.
Уроки уходящего века
Обобщая результаты анализа причин этносепаратизма в роли международного сообщества в урегулировании этноконфликтов, в заключение мы хотели бы отметить следующее.
Первое. Важнейшим итогом завершающегося века должно стать создание международного порядка, который обладал бы необходимыми политическим, экономическим и финансовым инструментарием для предотвращения и быстрого урегулирования проявлений этносепаратизма и этноконфликтов.
Второе. Исторический опыт национально-освободительных движений Азии и Африки и тенденций этносов, лишенных собственной государственности, свидетельствует, что ставка только лишь на военную силу в решении возникающих проблем контрпродуктивна. Более того, она способна ввергнуть страны в еще больший кризис. Тем более что и сама военная сила имеет достаточно ограниченный ресурс и не всегда гарантирует безопасность не только тем, кого она защищает, но и самим инициаторам насилия. Разумеется, речь не идет о случаях, когда военное вмешательство - это единственно возможный способ предотвратить нарушение прав и свобод личности - тогда само по себе бездействие было бы пагубнее вмешательства.
Третье. Военная сила в вопросах межэтнических кризисов, никоим образом не должна использоваться для достижения политических или экономических интересов определенных наднациональных структур, какими бы гуманными целями они не мотивировались. В свое время американский президент Ф. Рузвельт по данному поводу сказал, что "ни одно из прав и свобод личности ничего не стоит, если при этом нарушается право личности на жизнь" . Очевидно, в этом заключается глубинный смысл систем безопасности, в том числе коллективных, будь то на региональном или глобальном уровне.
Человечество на собственном опыте убедилось в приоритете политических методов урегулирования конфликтов над военными. Война, выражаясь словами Ришелье, - это "последний довод королей", и вследствие этого она должна начинаться только тогда, когда все иные средства урегулирования этноконфликта исчерпаны и безрезультатны.
Четвертое. Богатая событиями история XX века учит нас и тому, что преодолеть этносепаратизм с помощью только лишь методов запретительного порядка не представляется возможным: они решают проблему лишь частично, загоняют ее вглубь. Добиться, чтобы огонь этноконфликта не тлел в течение многих лет или даже десятилетий, подобно лестному пожару, ушедшему в торфяную толщу болот, нелегко; здесь необходимо проявить терпение, взвешенный и всесторонний подход. Целесообразно шире опираться на поддержку международного сообщества, которое отрицает агрессивный национализм и этносепаратизм, особенно вооруженный, как средство для достижения политических целей.
Пятое. Борьба с проявлениями этносепаратизма должна быть провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Традиционный вопрос: что делать?
Среди основных направлений усилий, которые необходимо предпринять для предотвращения этноконфликтов, можно выделить:
Только при этих условиях может быть обеспечена целостность и суверенитет государств, соблюдение их национальных интересов в XXI веке, который, судя по всему, отнюдь не обещает стать "эрой милосердия". Этносепаратизм, эта тяжелая болезнь человечества, зародившаяся в минувшем столетии и явно готовящаяся перейти в столетие будущее, которую без преувеличения можно назвать "чумой двух веков", крайне трудноизлечима. Но не покончив с ней, не найдя эффективных "лекарств" и "прививок", многие страны рискуют вообще исчезнуть с лица планеты, как это, собственно, сулит любая эпидемия чумы.