Журнал теории и практики Евразийства №5
(№1,№2,№3,№4,№5)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Культура
От редакции
Новости СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Беларуси и России. Обзор событий
Союз Беларуси и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
А.И.Николаев  России нужна система обороны, а не оборона системы
Чебан В.В.  Военно-политическое будущее России и мировая партизанская война
Наследие
Н.С.Трубецкой  Идеократия и армия
Союз Беларуси и России. Статьи
Мясникович М.В.  На пути к единению
Бевзо А.А.  Состояние и направления развития оборонных отраслей промышленности в Союзном государстве
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Затулин К.Ф.  Без ущерба для интересов России. Пришло время переоценки ценностей в политике по отношению к ближнему зарубежью
Грунин В.Ф.  Абхазия: цена независимости
Комоцкая В.Д.  Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР
Культура
Хромова И.С.  Проблемы преподавания истории в современной школе
Гаврилов В.Н.  Состояние и перспективы развития образования на русском языке в Прибалтике
  Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”
Люди и время
Карпеев И.В.  Славный сын России, герой Болгарии
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail:  
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

№1

№2

№3

№4

№5

 

Институт стран СНГ



Дизайн:




Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”


Неизвестный художник. Парсуна "Никон с клиром". XVII в.

26 июня в Историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" (г. Истра Московской области) состоялись шестые Никоновские чтения, посвященные 2 000-летию Христианства. Чтения, названные именем Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, проводятся музеем с 1998 года. Они включают в себя научные семинары и конференции, в которых участвуют сотрудники светских и церковных организаций.

Идея Никоновских чтений возникла в связи с новым периодом истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Эта прославленная обитель, основанная в 1656 году Патриархом Никоном, была одним из духовных центров Святой Руси. Тысячи паломников стекались в Новый Иерусалим, чтобы помолиться в храме Воскресения Христова, сооруженном, как писал Святейший Никон, "по образу храма Воскресения, еже есть во Иерусалиме, величеством, и мерою, и добротою".

Воскресенский собор Нового Иерусалима воспроизводит Святые места и святыни храма Гроба Господня в Иерусалиме, связанные с Крестными страданиями, Распятием, погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Здесь можно подняться на Голгофу, поклониться Камню повития, увидеть Святой Гроб Господень и место Обретения Животворящего Креста Господня.

Окрестности монастыря были воистину предуготованы Богом для устроения Нового Иерусалима. Селения, холмы, река Истра, - все напоминало оживший чертеж христианской Палестины. Переименования и постройки, осуществленные Патриархом Никоном, создали не имеющий аналогов в христианском мире архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, где в топографическом соответствии с прообразом были расположены Елеон, Вифания, Фавор, Ермон, Иордан и другие Святые места Российской Палестины.

Учеными-монахами в Новом Иерусалиме были заложены традиции изучения жития и деяний Патриарха Никона, истории Воскресенской обители и палестинских святынь. В 1874 году был открыт для всеобщего обозрения монастырский музей Патриарха Никона, созданный архимандритом Леонидом (Кавелиным). Архимандрит Леонид, видный церковный историк и археограф,. несколько лет несший послушание а Русской духовной миссии в Иерусалиме, хорошо знал палестинские древности и написал изданную в 1873 году книгу "Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника".

Монастырские традиции, в том числе и научные, прервались после закрытия обители в 1919 году. В 1920 году на территории упраздненного монастыря был образован государственный музей.

Возрождение церковной жизни в Новом Иерусалиме началось в 1994 году, когда был возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Обители возвращены Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, скит Патриарха Никона и один из братских корпусов. Ныне в монастырских храмах регулярно совершаются богослужения, доступны для обозрения и поклонения многие святыни. Интерес к личности Патриарха Никона равно велик и у паломников, и у посетителей Нового Иерусалима

Вместе с тем за последнее десятилетие сформировалось поколение молодых ученых, занимающихся церковной историей, архитектурой и литературой XVII века. Одни из них обращались в музей за консультацией, другие приезжали как богомольцы, третьи - как туристы. Иногда они знали друг друга по публикациям, но знакомы не были. Эта ситуация навела на мысль, что Новый Иерусалим должен стать местом молитвенного и профессионального общения всех, кому дорог Патриарх Никон и созданная им великая святыня. Православная. Так родились Никоновские чтения.

Доклады на конференциях и семинарах группируются по четырем тематическим разделам: 1. "Святейший Патриарх Никон (1605-1681). Житие, деяния, иконография. Личные вещи, вклады. Сподвижники, последователи, противники. Почитание памяти"; 2. " Церковь, общество и государство в XVII веке"; 3. "Воскресенский собор Нового Иерусалима. Вопросы изучения и реставрации"; 4. "Новый Иерусалим и Православная культура XVII-XX веков".

Новый Иерусалим. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Москва. Гравюра на меди. Середина XVIII века.

В процессе Чтений по каждому разделу накоплен интересный и обширный материал, который в настоящее время готовится к печати в виде сборника статей. География авторов весьма широка: Москва, Подмосковье, Ярославль, Санкт-Петербург, Алтайский край, Вологодская земля, Мичиган (США).

Памятуя, что при Патриархе Никоне Новый Иерусалим был духовной школой для юных послушников и школой ремесла для юных трудников, устроители Никоновских Чтений приглашают в качестве докладчиков наряду с "остепененными" учеными студентов, в том числе - выпускников Православного Свято-Тихоновского Богословского института, где на факультете Церковных художеств читается спецкурс "Духовное и художественное наследие Нового Иерусалима".

Углубленное, с привлечением новых источников изучение жития и деяний Патриарха Никона позволяет уточнить и переосмыслить многие факты его биографии. В современных исследованиях Святейший Никон предстает как богослов и проповедник, иконописец и мудрый зодчий, врачеватель духовный и телесный, получивший от Господа благодатные дары прозорливости и чудотворений.

На протяжении XVII-XIX веков Патриарх Никон почитался как святой в разных концах России. "Вечно, Святителю, с Богом пребывай, и нас, чтущих имя твое святое, поминай", - обращался к Патриарху Никону автор стихотворной надписи XVII века в Воскресенском соборе Нового Иерусалима. "Воображение сие Святителя и Чудотворца Никона Патриарха", - подписан портрет Первосвятителя в лицевой рукописи первой трети XVIII века из собрания Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В молитвенном призывании преподобных отцов Ближних пещер Киево-Печерской лавры наряду со святыми Димитрием Ростовским, Феодосием Черниговским, Иовом Почаевским, Тихоном Задонским поминался и "Никон Ново-Иерусалимский".

В 1891 году была издана книга архимандрита Леонида (Кавелина) "Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. Справочная книга по русской агиографии". В этой книге в число 795 святых включен и "Никон, Патриарх Московский и всея России". Знаменательно, что кроме Патриарха Никона архимандрит Леонид называет только двух Всероссийских патриархов, почитаемых святыми, но не канонизированных: Патриарха Гермогена и Патриарха Иова Общецерковное прославление этих святителей уже совершилось. По-видимому, близится время канонизации Патриарха Никона. Однако вряд ли она совершится прежде нашей готовности следовать духовным наставлениям Святителя-Стратотерпца, который окормлял державу Российскую как игумен окормляет монастырь, научал любить небесное паче земного, чтить священство выше царства, ревновать о Православии и все свои попечения устремлять в жизнь вечную, в Иерусалим горний.

Новый Иерусалим, созданный Патриархом Никоном, был наиболее полным воплощением образа Святой Земли в России, которая всегда духовно осмысляла себя как третий Рим и второй Иерусалим. В разное время, в разных местах Руси разнообразными художественными средствами создавались образы Святой земли. Этой теме под новой рубрикой "Российские Палестины" были посвящены шестые Никоновские чтения. Они проводились музеем "Новый Иерусалим" совместно с Обществом (братством) Святого Живоносного Гроба Господня. Приветственное слово в адрес Чтений направил настоятель Иерусалимского подворья в Москве архимандрит Феофилакт (Георгиадис). К участникам конференции обратилась с пожеланием творческих успехов директор музея "Новый Иерусалим" Н.Ф. Трутнева.

Чтения открыл духовник Общества (братства) Святого Живоносного Гроба Господня сотрудник Издательства Московской Патриархии игумен Петр (Пиголь). В своем сообщении он говорил о спасительном значении Палестинских образов в России, благодаря которым мы делаемся согражданами Христа и приобщаемся благодати Божией.

Выступление Г. М. Зеленской, зам. директора по научной работе музея "Новый Иерусалим", наметило основные направления в изучении темы "Святая Земля в России". Были выделены церковно-исторический, архитектурно-символический, богословско-художественный, литургический и другие аспекты исследования храмов, монастырей и скитов, сооруженных "в образ и подобие" Святых мест Палестины. Особое направление представляют обители, символически соединяющие образы Святой Земли и Святой горы Афон.

Доклад В. П. Столярова, начальника Соловецкой экспедиции Российского НИИ культурного и природного наследия, был посвящен образам Святой Земли на Соловецких островах. Подробно рассматривался Анзерский Голгофо-Распятский скит, история которого свидетельствует о промыслительном значении этой святыни, ставшей в советский период Голгофой для многих сотен новомучеников и исповедников Российских.

О. Р. Хромов, сотрудник Российской государственной библиотеки, сделал сообщение об изображениях Святой земли в русской лубочной традиции.

Вторая часть конференции тематически относилась к рубрике "Новый Иерусалим и Православная культура XVII-XIX веков". Был заслушал доклад Е.Е. Васильевой, руководителя ансамбля "Псалмопевцы" из Санкт-Петербурга, о Воскресенских гимнах архимандрита Германа, настоятеля Ново-Иерусалимского монастыря в 1681-1682 годах. Отец Герман был постриженником и любимым учеником Патриарха Никона. Он написал две стихотворные эпитафии на гробницу своего духовного отца и учителя, а также более 1600 духовных песнопений, сохранившихся в нотных рукописных сборниках. Доклад сопровождался живыми иллюстрациями: Воскресенские гимны исполняли "Псалмопевцы" - молодые музыканты Татиана Молчанова, Наталия Михина, Наталия Атрощенко и Роман Клевцов.

Завершая Чтения, игумен Петр подчеркнул важность сохранения преемственности научных и культурных традиций Нового Иерусалима и выразил мнение, что материалы конференции по теме "Святая Земля в России" могут лечь в основу очередного альманаха "К Свету". Поблагодарив "Псалмопевцев" за прекрасное исполнение духовных гимнов архимандрита Германа, игумен Петр сказал, что Русская Православная Церковь в лице ее пастырей и старцев благословляет молодежь как можно чаще петь и слушать псалмы и другие духовные песнопения, несущие в себе жизнь вечную, взамен тех образцов современной музыки, которые сеют тление и смерть.

По окончании заседаний участники Никоновских чтений совершили паломничество по Воскресенскому собору, сопровождавшееся молитвенными песнопениями у святынь храма и у гробницы Святейшего Патриарха Никона.

Скит патриарха Никона Ново-Иерусалимского монастыря

Назад
Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000