Журнал теории и практики Евразийства №5
(№1,№2,№3,№4,№5)
"Познай самого себя. Будь самим собой." (Древняя мудрость)

"Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство."(Л.Н. Гумилев)

Ближнее зарубежье. Соотечественники
От редакции
Новости СНГ
Евразийская мысль
Наследие
Союз Беларуси и России. Обзор событий
Союз Беларуси и России. Статьи
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Культура
Люди и время
Дискуссия
 
 Сегодня в номере
Евразийская мысль
А.И.Николаев  России нужна система обороны, а не оборона системы
Чебан В.В.  Военно-политическое будущее России и мировая партизанская война
Наследие
Н.С.Трубецкой  Идеократия и армия
Союз Беларуси и России. Статьи
Мясникович М.В.  На пути к единению
Бевзо А.А.  Состояние и направления развития оборонных отраслей промышленности в Союзном государстве
Зайченко Н.П.  Экономическая политика Беларуси: путь к интеграции
Ближнее зарубежье. Соотечественники
Затулин К.Ф.  Без ущерба для интересов России. Пришло время переоценки ценностей в политике по отношению к ближнему зарубежью
Грунин В.Ф.  Абхазия: цена независимости
Комоцкая В.Д.  Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР
Кохно П.А.  Россия и интересы Запада на постсоветском пространстве
Культура
Хромова И.С.  Проблемы преподавания истории в современной школе
Гаврилов В.Н.  Состояние и перспективы развития образования на русском языке в Прибалтике
  Никоновские чтения в музее “Новый Иерусалим”
Люди и время
Карпеев И.В.  Славный сын России, герой Болгарии
 
 Состав редакции 
Шишкин И.С. - главный редактор
Левченко Д.Е.
Макаренков М.В.
Мирошниченко С.А.
Михайлюк И.Ф.
Севастьянов А.Н.
Хромов О.Р.
 Редакция 
e-mail:  
 Учредитель 
ОООИ "Факел"
Архив

№1

№2

№3

№4

№5

 

Институт стран СНГ



Дизайн:




Абхазия: цена независимости

Грунин В.Ф.
эксперт

Общую ситуацию в Абхазии невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, это относительная внутриполитическая стабильность, устойчивость власти и поддержка народом курса руководства на укрепление самостоятельности и суверенитета. С другой, - непризнанность мировым сообществом, политическая и экономическая изоляция, сложное социально-экономическое положение, усилия по выживанию в условиях опоры на собственные силы, постоянная внешняя угроза безопасности и неурегулированность грузино-абхазского конфликта.

Республика последовательно развивает собственную государственность вне связи с Грузией, имея все атрибуты независимого и суверенного государства. В настоящее время в республике действуют соответствующие этому статусу политические структуры. Абхазия управляется президентом и премьер-министром, который руководит правительством. Законодательный орган - парламент избран в 1996 году сроком на пять лет. В марте 1998 года были проведены местные выборы. Вместе с тем ни абхазский парламент, ни местные органы власти не признаны центральным грузинским правительством. Острой и актуальной остается проблема беженцев из Абхазии, численность которых составляет 250 тыс. человек, многие из которых надеются вернуться.

В 1997 году абхазские власти приняли закон об администрации территориальных единиц и о местных выборах. В марте 1998 года по всей территории республики были проведены выборы в местные органы власти, не признанные грузинским руководством.

В Абхазии сохраняется трехуровневая структура местного самоуправления. Первый уровень включает столицу Сухуми, второй - районные администрации Гагра, Гали, Гудаута, Гульрипши, Очамчира и Ткварчели. Третий представляет собой администрации четырех поселков и 128 деревень.

Среди наиболее влиятельных общественно-политических движений можно выделить следующие:

1. Общественно-политическое движение "Апсны" ("Абхазия") создано в середине 1998 г. как правопреемник народного форума "Аигдылара" с целью объединения усилий граждан для построения независимого демократического правового государства. Движение выступает за мирное урегулирование грузино-абхазских отношений, за признание Абхазии международными организациями, развитие связей с республиками Северного Кавказа. В экономической сфере ориентируется на построение рыночной экономики с сохранением государственного регулирования на переходном этапе, проведение справедливой приватизации, развитие тесных экономических связей с южно-российскими регионами, прокладку через территорию Абхазии международных транспортных коммуникаций. ОПД "Апсны" считает необходимым возвращение на историческую родину абхазов и абазинов, депортированных в Турцию и другие страны, создание благоприятных условий для репатриации. Движение полагает также, что участники войны должны обладать преимуществом при получении образования и трудоустройстве, получении социальных льгот. ОПД претендует стать самой массовой общественно политической организацией в Абхазии, которая будет проводником политики руководства республики в широких общественных слоях.

2. ОПД "Конгресс русских общин соотечественников России в Абхазии" (КРОСРА) действует с 1994 г. Представляет интересы русскоязычного населения и имеет разветвленную сеть региональных и местных общин. Печатный орган - газета "Русское слово".

3. Коммунистическая партия Республики Абхазия (КПРА) Одна из ведущих политических организаций республики. Председатель ЦИК - Энвер Капба. В состав ЦИК наряду с рабочими и крестьянами входят члены правительства, министры, председатели госкомпаний, депутаты парламента. КПРА имеет собственный печатный орган - газету "Правда Абхазии". Во всех городах и районах функционируют горкомы и райкомы партии. КПРА поддерживает курс руководства РА на построение независимого, правового, демократического государства. Руководство КПРА организует взаимодействие с родственными структурами в РФ, других странах СНГ для доведения своих позиций и взглядов на построение абхазского государства. КПРА расценивает блокаду Абхазии как не соответствующую интересам, прежде всего самой России, так как, по их мнению, в Абхазии с ослаблением позиций России все больше усиливается влияние Турции.

4. ОПД "Амцахара" (Союз ветеранов войны 1992-1993 г.). Учредительный съезд состоялся в апреле 1999 г. в Сухуми. В работе съезда приняли участие президент В.Ардзинба, премьер-министр С.Багапш. Целью союза является содействие президенту и правительству Абхазии в строительстве независимого от России и Грузии государства, защита прав ветеранов войны.

Развивается сеть неправительственных организаций. В настоящее время существует, по меньшей мере, 17 организаций различного типа, 7 из которых работают достаточно активно. Среди них те, которые участвуют в проектах по медицинской, психологической и социальной реабилитации жертв войны, помощи незащищенным группам населения, исследования природы конфликтов, местных и региональных проблем, прав человека и проблемы законности; образования, развития гражданского общества, средств массовой информации.

Большая часть средств массовой информации контролируется центральным руководством Абхазии, которое финансирует газету, "Республика Абхазия" на русском и абхазском языках и местное телевидение. Отдел юстиции финансирует газету "Культура и жизнь". Независимые средства массовой информации представлены изданием "Эхо Абхазии" и "Нужная газета". Имеется полукоммерческий телеканал ТВ-3.Неправительственная организация "Гражданская инициатива" в Сухуми основала небольшой журнал "Перспектива", публикующий аналитические статьи по развитию гражданского общества в Абхазии. Имеются маленькие телестанции в Гагра, Сухуми, Пицунде и Ткварчели, которых поддерживает местная администрация.

Крупнейшим событием общественно-политической жизни Абхазии стали президентские выборы, прошедшие 3 октября 1999 года в связи с истечением срока полномочий нынешнего Президента Владислава Ардзинбы, избранного парламентом в 1994 году, а также проведение всенародного голосования (референдума) по вопросу об одобрении Конституции РА, принятой Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года и провозглашающую Абхазию суверенным, демократическим, правовым государством, субъектом международного права.

В ходе предвыборной кампании альтернативные кандидатуры не выдвигались, поскольку заранее было очевидно безусловное лидерство В.Ардзинбы. К тому же его кандидатура выдвинутая инициативными группами от избирателей Очамчирского, Гагрского, Гудаутского, Гульрипшского, Сухумского, Ткварчельского районов, от народно-патриотического движения "Апсны", была поддержана Коммунистической партией Абхазии, Федерацией Независимых Профсоюзов Абхазии, общественным Движением матерей Абхазии "За мир и социальную справедливость" и другими массовыми организациями и движениями.

Известно, что ряд международных организаций в качестве одной из причин нелегитимности президентских выборов считают то обстоятельство, что "большая часть населения была исключена из голосования и выселена из Абхазии".

По данным переписи населения, в 1989 году численность населения Абхазии составляла 525061 человек, в том числе старше 18 лет - 374965 человек. По данным абхазского статуправления на 1.01.1999 г., население республики составило 309952 человек, в том числе избирательного возраста (от 18 лет и старше) 212316 человек. Количество избирателей по республике на 1.10.1999 года составило около 209 тыс. человек. По данным абхазского Центризбиркома, число проголосовавших 3 октября превысило 50% рубеж от численности избирателей, зафиксированных в 1989 году, то есть тот порог, который позволил считать выборы легитимными.

Прошедшие выборы и референдум показали следующее. 3 октября 1999 года в Абхазии состоялись первые всенародные президентские выборы, проведенные на свободной, демократической основе, хотя и без альтернативных кандидатов. Результаты голосования продемонстрировали, что нынешний лидер Абхазии Владислав Ардзинба пользуется поддержкой и доверием абсолютного большинства населения республики (98%). Абхазские граждане, несмотря на сложное социально-экономическое положение республики, продолжающуюся блокаду, международную изоляцию решительно поддерживают политику нынешнего руководства, направленную на защиту суверенитета, независимости Абхазии, отстаивание ее прав в качестве субъекта международного права. Прошедшие выборы показали также, что власти Абхазии пока уверенно контролируют обстановку на всей территории республики.

Несмотря на экономические трудности, вертикаль управления в достаточной степени отлажена и в известном смысле напоминает работу государственных структур военного времени. Вместе с тем становится очевидным, что авторитет нынешних государственных деятелей, которыми стали в основном бывшие участники боевых действий, не может уже определяться только прошлыми военными заслугами. На новом этапе требуются знания и опыт управления экономикой и хозяйством, чего бывшим полевым командирам нередко не хватает. Население, спустя немало лет после окончания войны, уже вправе ожидать от президента и правительства реальных экономических успехов, улучшения социально-экономических условий, уровня жизни.

Признание В.Ардзинбы в качестве единоличного лидера Абхазии еще не означает, что к нему у абхазского общества нет претензий. Деятельность нынешнего президента Абхазии в республике оценивается неоднозначно. Среди руководства страны недовольство вызывает авторитарный метод правления, практикуемый В. Ардзинбой. Часть населения республики недовольна и кадровой политикой президента, в основу которой, по ее мнению, положены родственные, клановые отношения. Недовольство выражают и ветераны грузино-абхазской войны, которые считают, что при попустительстве В.Ардзинбы заслуженные люди постепенно отстраняются от важных постов в руководстве республикой, государственных компаниях, коммерческих структурах и заменяются родственниками президента, которые курируют ключевые посты в политике и экономике. Большим злом является коррупция. Не оправдываются ожидания населения на спокойствие и прочный мир, реальные итоги и прогресс в переговорном процессе между Абхазией и Грузией. Недовольство вызывают и продолжающийся развал экономики, отсутствие прогресса в преодолении экономической блокады республики, крайне низкий уровень жизни населения Абхазии.

Однако при всем при этом личность В.Ардзинбы в глазах абхазского населения все еще ассоциируется с независимостью Абхазии, с надеждой на нормализацию жизни. Это и подтвердили президентские выборы 3 октября прошлого года. Вместе с тем, существует мнение, что кредит доверия В.Ардзинбы оценивается в 1,5-2 года. Если за это время не произойдут кардинальные изменения в социально-экономической жизни населения, не исключен политический раскол и возможное обострение внутренней обстановки.

Экономическое положение остается несмотря на некоторые положительные сдвиги, остается достаточно напряженным, и отражает последствия разрушительной гражданской войны и экономической изоляции, в которой в соответствии с решением Совета глав государств Содружества участвуют все страны СНГ, включая Россию.

Разрушительные боевые действия на территории республики и фактическая изоляция Абхазии не позволили обеспечить восстановление народно-хозяйственного комплекса, приобщиться населению республики к рыночным реформам, проводимым на постсоветском пространстве. Абхазия осталась в состоянии застоя и жестокого спада, была отброшена на десятилетия назад. Годы кризиса серьезно подорвали экономические возможности республики, свернули курортно-оздоровительную отрасль, массовый приток отдыхающих, аграрный сектор, промышленность по переработке сельхозпродукции. За время экономической апатии многие отрасли переработки, ранее характерные именно для Абхазии, теперь перехвачены Краснодарским краем и успешно развиваются в то числе на основе вывезенного из соседней Абхазии традиционного сельскохозяйственного сырья: чая, цитрусовых, фундука.

В настоящее время коммерческие отношения Абхазии с другими регионами, ограничиваются тремя пунктами доступа: по реке Псоу с Краснодарским краем на севере, реке Ингури на юго-востоке и преимущественно с Турцией через порт Сухуми.

Промышленное значение сохраняют серебряно-свинцовые и цинковые руды, барит, марганец и каменный уголь. Среди важных хозяйственных объектов - угольная шахта в г. Ткварчели, а также Ингурская ГЭС. Государственные компании представлены следующими организациями: "Абхазстрой", "Абхазавтодор", "Абхазвинкомбинат", "Абхазтабак", "Агроснабсбыт", "Абхазторг", "Абхазэнерго", "Абхазкурорт", "Абхазлес", "Абхазтоп", "Абхазрыба", "Абхазимпекс", "Абхазтранс", "Абхазжелдорога", "Абхазсвязь", "Абхазское морское пароходство", "Абхазхлеб", "Абхазавторесурсы", "Абхазфармация", "Абхазтелевидение", Государственное информационное агенство.

Вследствие массовой эмиграции в военное время нехватка квалифицированной рабочей силы отягощает возможности восстановления практически во всех секторах экономики. Значительная часть социальной инфраструктуры, в особенности школы и больницы, оказалась перегруженной. Демографическая картина изменилась в сторону необычно большого числа пожилых людей. По оценкам, работоспособное население составляет около 100000 человек.

На состоянии экономики влияет отсутствие финансовых и других ресурсов. Руководство Абхазии фактически осуществляет стратегию выживания для обеспечения потребностей населения. Приток финансов извне практически отсутствует за исключением денежных переводов от абхазцев, живущих за границей. Внутреннее финансирование жестко ограничено. Это приводит к значительному бюджетному дефициту и крупным задолженностям по зарплатам. Практически отсутствуют общественные вложения. Такая же тяжелая ситуация наблюдается и в частном секторе. Отсутствие инвестиций подавляет какую-либо внешнюю ориентацию экономики в сторону экономики выживания.

В настоящее время экспорт традиционных товаров: цитрусовых, табака и чая составляет менее 10% от уровня 1989 года. Посевы главного продукта питания, кукурузы и фасоли, постепенно вытесняют чайные плантации.

Гальский район считался важным поставщиком продуктов питания в региональном масштабе. Этот район до войны обеспечивал более 50% сельскохозяйственной продукции Абхазии. С возвратом в район перемещенных лиц и восстановлением жизнедеятельности региона начало активизироваться сельскохозяйственное производство, базируясь в основном на кукурузе и фасоли как главных продуктах питания, и на лесном орехе, предназначенном на продажу.

Индустрия отдыха, курортного обслуживания и туризма, дававшая в прежние времена основной доход и являвшаяся главным источником занятости населения, до последнего времени находилась в упадочном состоянии. Большая часть туристической инфраструктуры, насчитывающая 12000 гостиничных мест, будучи заброшенная только в последнее время начинает постепенно оживать. Впервые за послевоенный период в курортный сезон 1999 года этот сектор оживился. Ряд санаториев был заполнен практически полностью, заработал частный сектор. Появились некоторые накопления для воссоздания прежней инфраструктуры отдыха и санаторно-курортного лечения. Появились вложения в сферу питания.

Наблюдается некоторый рост в деревообрабатывающей промышленности. Так, в 1999 году было экспортировано (преимущественно в Турцию) 16000 куб. м необработанной древесины (в том числе ценных реликтовых пород). Примерно 10000 куб. м было продано на местном рынке в виде топлива для обогрева и частично в распиленном и обработанном виде в качестве стройматериалов. Как и остальные отрасли, развитие деревообрабатывающей промышленности сталкивается с финансовыми и технологическими трудностями. Специалисты считают, что вырубка лесов в Абхазии крайне нежелательна, нарушая столь ценный для края природный баланс, и в советское время была запрещена. В настоящее время контрабандная вырубка деревьев и вывоз древесины стали обычным явлением и существенной статьей дохода.

Обработка сельскохозяйственной продукции ограничивается в основном производством хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков и минеральных вод, молочных продуктов, консервированием фруктов на фабрике в Очамчира.

Сельское хозяйство благодаря благоприятному климату и плодородным прибрежным равнинам составляло основу абхазской экономики. Война и последующие четыре года политической конфронтации принесли невосполнимый ущерб агропромышленному комплексу края. Повреждение инфраструктуры, потеря рабочей силы, утрата поддерживающих структур и рынков снизили производство до уровня экономики выживания. Физический ущерб, нанесенный войной, распространен повсеместно (разрушение ферм, перерабатывающих предприятий, повреждение инвентаря и техники) и в особенности в районе Сухуми и Очамчира. В некоторых районах пахотные земли заминированы. В значительной степени разрушена ремонтная база, прекратились поставки удобрений, запчастей, оборудования. Серьезно сказывается изоляция Абхазии от внешнего рынка, узаконенная в 1996 году.

Примерно 60% пахотных земель не используется. Резко снизилась продуктивность в связи с отсутствием семян, химикатов, удобрений, топлива, качественного обслуживания. Основное внимание сосредоточено не на продукции традиционного экспорта, а на выращивании культур для производства продуктов питания самой первой необходимости.

Если сбор чайного листа в 1989 году превышал 111500 тонн, цитрусовых 24400 тонн, табака 6600 тонн, то в 1997 году он упал соответственно: чайный лист - до 1756 тонн, цитрусовые - до 3700 тонн, табак - до 262 тонн. Только производство кукурузы, как важной продовольственной культуры, сохранилось на прежнем уровне: 29050 тонн в 1989 году против 25700 тонн в 1997 году.

Существенно изменилось распределение производства. Так, производство сельскохозяйственных культур в Гальском районе упало с начала войны с 24% до 3% по чаю. Между тем, чайная культура может стать важнейшей для экономики региона. Абхазия может производить более 100000 тонн зеленого чая ежегодно. Выращивание этой культуры может решить проблему занятости большей части населения. С другой стороны роль чая важна для поддержания плодородия почв.

В Абхазии 11126 га чайных плантаций находятся в шести основных районах. Для переработки чайного листа построены 23 чайные фабрики. В 1989 году чайные плантации дали 111500 тонн зеленого чайного листа или 25000 тонн готового чая. В 1997 году было задействовано только 1,5% потенциала отрасли.

Почти полная заброшенность цитрусовых плантаций в течение последних 5 лет может привести почти к полному вымиранию культуры, сады болеют, инфицируются и вырождаются.

Значительный ущерб нанесен животноводству. Численность крупного рогатого скота в 1998 году составила лишь 62% от уровня 1989 года, овец и коз - 70%, свиней 72%, лошадей - 63%, птицы - 60%. Большая часть скота сегодня содержится в 15000 частных хозяйств.

Абхазское руководство приняло ряд мер, касающихся земельного кодекса, частного фермерства и арендной платы на землю. Частным лицам разрешается пользоваться землей при арендной плате. Ее размер колеблется от 25 долл. за га в предгорьях до 42 долл. за га вдоль побережья в зависимости от места расположения надела и типа выращиваемой культуры. 96 бывших колхозов и совхозов просто трансформировано в агрофирмы, которые пытаются сочетать производство и обработку на одном предприятии. Однако они принадлежат государству, приватизация здесь не произошла, а руководство осталось прежним.

Значительно сократилось число тракторов и другого оборудования. В Гальском районе, который имел до войны 30% всего тракторного парка Абхазии, осталось только 5%. Часть оборудования была разграблена и вывезена из республики во время войны. Новое оборудование не ввозилось с 1991 года. Количество тракторов сократилось с 2442 единиц в 1990 г. до 509 в 1997 г., грузовиков с 1881 до 329, машин для сбора чая до 45, плугов с 845 до 183, культиваторов до 7, сеялок - до 10.

Внешняя торговля существенным образом зависит от общего кризисного состояния экономики, а также из-за введенного по отношению к Абхазии странами СНГ режима ограничения торговли. Эти особенности тормозят установление длительных и устойчивых деловых отношений. Затруднены регулярные финансовые операции, местная банковская система находится лишь в стадии становления, плохо обеспечена капиталом и сконцентрирована на выдаче кратковременных кредитов под немалый процент.

В последние годы торговый баланс был отрицательным. Прогрессивно растет показатель импорта, который вдвое превышает экспорт. Не совсем понятен механизм покрытия дефицита, часть дефицита покрывается за счет перечислений от абхазцев, живущих за рубежом. Вместе с тем складывается впечатление, что объем экспорта не регистрируется и данные о нем занижены. Необходимо отметить, что большинство торговых операций, в том числе с остальной частью Грузии происходит по нелегальным каналам, а не через единственный легальный маршрут через мост на Ингури М27. Известно, например, что торговля сельхозпродуктами между Гальским районом и рынками Зугдиди осуществляется по нескольким переправам через реку Ингури.

Из зарегистрированного импорта около 62% приходится на Турцию. В сфере экспорта на Турцию падает 45%, Россию - 54%. В условиях ограничений СНГ на торговлю, введенных решением глав государств Содружества в январе 1996 года, категория разрешенного импорта охватывает основные продукты питания, лекарства, топливо, оборудование и бытовые товары. Для ввоза товаров, не включенных в утвержденный список, требуется специальная лицензия.

Ниже в таблице приведены данные торгового обмена товарами в 1997 году.

Экспорт (тыс. тонн)
в том числе
цитрусовые      3700
чай                   673
табак                29
древесина        11000
металлолом      5000

Импорт (тонн)
в том числе
пшеница и мука     11300
сахар                     1200
постное масло        200
другие зерновые     100
картофель               3000
пасты                      700
жиры                       320
топливо                  14000

Динамика экспорта товаров выглядит следующим образом:

  • в 1995 г. - 2,8 млн. долл;
  • в 1996 г. - 6,0;
  • в 1997 г. - 6,0 млн. долл.

    Импорта:
  • в 1995 г. - 4,8 млн. долл.;
  • в 1996 г. - 11,6;
  • в 1997 г. - 14,0 млн. долл.
  • Структура налогов характеризуется относительно высокими тарифами на экспорт и необычно низкими на импорт. В результате 70% таможенных сборов взимаются за экспорт и 30% за импорт.

    Расходы муниципалитетов составляют 33% общих расходов. Существующая система налогов введена законом, который помимо прочего, устанавливает право местным администрациям вводить налоги. Подоходный налог с предприятия и налог на землю взимаются местными органами управления. Взаимоотношения между районными руководителями и селами особенно проблематичны в Гальском районе. Там наблюдается острый недостаток средств на образование и медицинское обслуживание. Сбор местных налогов, в частности налога на землю встречает значительное сопротивление.

    Банковская система Абхазии слаба и неразвита и состоит из 15 государственных и частных коммерческих банков. Грузинская валюта - лари отсутствует, и расчетной денежной единицей является российский рубль. Контрольная функция Центрального банка ограничена. Процентная ставка за кредиты высока и составляет от 5 до 15% в месяц и выше. Общий портфель кредитов банковской системы оценивается в 2 млн. долл. Вклады населения из-за безденежья практически отсутствуют. Существенную долю в финансовом обеспечении банков составляют зарубежные источники. Введенные торговые ограничения не позволяют банкам осуществлять международные финансовые операции.

    Все сектора экономики, включая лесное хозяйство, рыболовство, энергетику, транспорт, обрабатывающие отрасли и туризм находятся в основном под контролем государства. Почти во всех этих отраслях государственные предприятия обладают монопольными правами. Государство владеет 92% культивируемых земель. Хотя существенный вклад в сельскохозяйственное производство вносит частный сектор. Частично приватизировано жилье. В последнее время набирает силу малая приватизация.

    Существующее законодательство не обеспечивает пока в должной степени основные условия и гарантии для инвестиционной деятельности.

    Материальные разрушения, разорение основных фондов, вызванные войной 1992-93 гг., привели к критическому падению социально-экономической жизни. Большая часть инфраструктуры была существенно разрушена и разграблена во время войны. Многое не удалось восстановить до сих пор.

    Основным источником электроэнергии является крупная ИнгуриГЭС (1300 Мвт), Перепадная-1 (220 Мгв), а также восемь микрогидроэлектростанций мощностью до 9 Мвт. Станции Перепадная 2-4 (3x40 Мвт) и дополнительная электростанция под Сухуми остановлены в 1993 году. Примерно 20% всей потребляемой энергии импортируется из России. Другие источники электроэнергии представляют собой небольшие дизельные генераторы.

    Имеющиеся мощности по выработке электроэнергии намного превышали потребительские нужды Абхазского региона. Даже с учетом того, что несколько ГЭС общей мощностью 140 Мвт было остановлено после войны, мощности Ингури ГЭС таковы, что Абхазия может обеспечивать не только свои текущие потребности в электроэнергии, но и значительное количество электроэнергии может поставляться Грузии и российской энергосети.

    В настоящее время энергия Ингури ГЭС, водный резервуар которой находится на территории, контролируемой Грузией, а собственно электростанция и главная трансформаторная станция находятся на территории, контролируемой Абхазией, распределяется на абхазскую распределительную систему (30%) и на Грузию (70%) в соответствии с соглашением между сторонами в рамках совместной Экономической Комиссии. Однако и станция и хранилище требуют в настоящее время существенного ремонта из-за отсутствия систематического обслуживания. В настоящее время под эгидой Евросоюза и Европейского Банка Реконструкции и Развития ведется изучение вопроса об объемах необходимых инвестиций на энергетику.

    Сеть электропередач состоит из 220, 110 и 35 квт линий и подстанций. Россию с Грузией через Ингурскую станцию соединяет 500 квт линия. Две линии передач - одна на 220 квт, другая на 110 квт идут от реки Псоу к Ингури. Однако они работают ниже своей пропускной способности из-за повреждений в ходе войны и слабого обслуживания. Потери при передаче достигают одной трети. Распределение электроэнергии по районам осуществляется шестью подстанциями, одна подстанция используется для Сухуми. Энергохозяйство испытывает трудности из-за отсутствия запчастей и материалов (например, трансформаторное масло), имеются повреждения оборудования.

    Оплата получаемой электроэнергии осуществляется крайне нерегулярно. Сборы с потребителей не превышают 5% оплаты по счетам.

    В транспортном отношении Абхазия занимает выгодное положение по наземному транспорту вдоль транскавказского коридора, соединяя РФ с Грузией, Арменией, Азербайджаном и т.д. Железная дорога из Сочи, соединяя российскую железнодорожную систему с восточной Грузией с ответвлениями на порты Черного моря Поти и Батуми образует жизненно важную систему для стран региона. Не вызывает сомнение необходимость восстановления транспортной системы и подключения абхазского участка к этой сети.

    Основная транспортная магистраль между Сухуми и Тбилиси требует немедленного восстановления, так как она могла бы стать важным транзитным маршрутом, обслуживающим весь регион. Железная дорога нужна и Армении, находящейся в транспортной блокаде.

    Абхазский участок железной дороги, идущей вдоль побережья, мосты и пути серьезно пострадали во время войны. Некоторые ремонтные работы произведены, однако транспортировка тяжелых грузов через мосты в их сегодняшнем состоянии невозможна. Большие участки не имеют линий электропередач, не работает сигнальная система. Хотя рельсы и находятся в хорошем состоянии, многие деревянные шпалы нуждаются в замене.

    По результатам работы совместной комиссии, работавшей в Абхазии в августе 1999 г., для полного восстановления абхазского участка необходимо порядка 1,9 млрд. руб. Сейчас движение возможно лишь с ограниченной скоростью - до 50 км/час, а на двух участках протяженностью до 3 км скорость не может превышать 5 км/час. Для открытия более-менее стабильного и безопасного движения из России по абхазскому участку необходимо первоначальное вложение в сумме до 100 млн. руб. Капитальный ремонт можно будет проводить за счет доходов после открытия движения и начала перевозок пассажиров и грузов. Восстановление транзитного движения через Абхазию экономически выгодно не только для России и Абхазии, но в первую очередь для Грузии и Армении. Однако, помимо финансовых трудностей, основным препятствием остается деструктивная позиция грузинской стороны, уклоняющаяся, несмотря на серьезный ущерб собственной экономике, под разными предлогами от принятия политического решения на восстановление железнодорожного сообщения.

    Транспортная автомобильная инфраструктура, несмотря на ее ключевое значение для восстановления экономики находится в бедственном состоянии из-за слабого обслуживания и последствий войны. Первоочередной задачей является ремонт наиболее пострадавших участков основной дороги, проходящей через Абхазию (М27), а также вторичные дороги в направлении Гудаута, Очамчира, Пицунда, Кодорское ущелье. Существующий дорожный департамент из-за ограниченности средств способен заниматься небольшим ремонтом в основном "проваленных" участков дороги, но не в состоянии довести состояние дорог до уровня приемлемых стандартов.

    Важное транспортное значение имеет морской порт Сухуми. Главный аэропорт Сухуми может работать круглый год. Он имеет современную взлетно-посадочную полосу длиной 3600 м, лучшие в регионе средства контроля за воздушным транспортом и современные воздушно-навигационные системы для автоматической посадки. Сухумский аэропорт уже сегодня может быть запасным для всех аэропортов Большого Кавказа, а также для транзитных лайнеров международных рейсов.

    В критическом положении пребывает социальная сфера. В связи с тем, что экономическая активность и налоговая основа общественных доходов повсеместно низки, расходы на обслуживание населения минимальны. В результате сложилась ситуация, когда здравоохранению и образованию удается выживать только благодаря поставке медикаментов гуманитарными организациями. Созданные родительские комитеты в школах собирают с учащихся плату для оплаты труда учителей, которые чаще всего не получают зарплату от государства. Пенсии составляют 10 руб., хотя за последние годы произошло их повышение.

    Острая ситуация складывается в области санитарного надзора и ветеринарии, где отсутствие средств привело к длительному игнорированию контроля за состоянием оборудования для подачи воды и очистки сточных вод, а также за состоянием поголовья скота. Обеспечение продовольствием свелось в основном к самообеспечивающему сельскому хозяйству.

    Непростая ситуация сложилась в области здравоохранения. Эмиграция в Абхазии привела к непропорциональному соотношению между населением и числом лечебных учреждений: сейчас в районе одна больница на 13000 человек, что в 3-4 раза больше, чем в большинстве европейских стран. Примерно две трети врачей и медицинских специалистов среднего звена покинуло Абхазию. Однако, несмотря на это их число, превышает требуемые нормы.

    Налаженная годами система покупки и распределения медикаментов и медицинских материалов сломалась. Фармацевтическая система превратилась в частные аптеки, часть из которых имеет лицензии на продажу медикаментов по рыночным ценам. Острая нужда в лекарствах частично покрывается за счет их поставок по линии гуманитарной помощи от организаций Красного Креста и Врачи без Границ.

    Несмотря на сохраняющееся пока бесплатное оказание медицинской помощи с учетом финансовых ограничений местное руководство рассматривает планы постепенного отхода от бесплатного медицинского обслуживания как государственной политики. Льготы и освобождение от оплаты за услуги могут быть предоставлены лишь определенной категории жителей (мать-дитя, иммунизация, неотложная медицинская помощь, инвалиды, ветераны войны, определенные группы хронических больных, пенсионеры и т.д.). По данным международной организации здравоохранения, за последние пять лет состояние здоровья населения ухудшилось. Растет число заболеваний туберкулезом, которое за период с 1996 года удвоилось. По официальным данным в настоящее время зарегистрировано более 1300 случаев заболевания туберкулезом, из которых 115 - дети. Хронические сердечно-сосудистые заболевания составляют вторую большую категорию заболеваний, гипертония - третья проблема здравоохранения. Гастриты и язвенные болезни находятся на четвертом месте.

    Одним из серьезных аспектов здравоохранения является психо-социальное лечение. Проблема связана с последствиями войны, отсутствием социальных перспектив, массовой безработицей, отсутствием видимого решения конфликта, разрушением социальных и родственных связей, потерей родителей и родственников и т.д. В системе здравоохранения практически отсутствуют квалифицированные специалисты по оказанию психологической и психо-социальной помощи. Среди пострадавших категорий - дети, участники военных действий, инвалиды.

    При бюджете, предусматривающем менее одного доллара на человека, очевидно, что руководство не может финансировать нужды сферы здравоохранения. Острая потребность в лечении частично решается Международным Комитетом Красного Креста (МККК) и Врачами без Границ (ВБГ). В общей сложности ВБГ обеспечивает примерно 50% потребности в медикаментах.

    Немалые проблемы сохраняются в сфере образования. Школьная система в Абхазии функционирует в основном благодаря энтузиазму учителей и активной поддержке родительских комитетов.

    Образовательная сеть Абхазии включает 178 школ, из которых 141 - полные стандартные школы (1-11 классов), 19 - от одного до 10 классов, 14 школ - начальные (1-4 классов), два лицея с расширенным образованием и одна частная школа. Одно училище (в Сухуми) обеспечивает профессиональное образование на 260 учащихся, что не соответствует потребностям, так как ежегодное число выпускников средних школ - до 3000.

    В настоящее время имеется 17 детских садов (8 городских и 9 сельских) на 700 детей трех возрастных уровней. Дети старшей группы детского сада приобщаются к получению начального образования.

    С точки зрения языка имеется 65 абхазских, 40 русскоязычных, 40 армянских и 33 двуязычные школы. В 1997 году школу посещали 29400 детей, обучение вели 3200 педагогов. Нехватка школьных учителей, при в целом достаточном их количестве, особенно ощущается в сельских районах (500 незанятых вакансий).

    Организационная структура минимальна. В абхазском департаменте образования пять служащих. Несмотря на это еще в 1997 г. была разработана новая концепция образования на основе создания новой учебной программы, использования новых учебников и методик. Однако отсутствие финансирования делает невозможным ее реализацию. Бюджет департамента образования предусматривает выделение 350000 долл., однако запланированные средства в основном остаются на бумаге.

    В структуре образования имеется педагогический институт с коллективом преподавателей в количестве 35 человек. Некоторую техническую помощь ему оказывает Сухумский университет.

    Большинство школьных зданий либо разрушено, либо повреждено или разграблено. В школах нет отопления, окон, воды и санитарных удобств. Ощущается острая нехватка учебных материалов. Большинство учебников было выпущено еще в советское время и малопригодно для использования в том числе из-за ветхости. Отдел образования получил в 1995 году из России в помощь 30000 учебников. Условий для закупки или печатания новых учебников в Абхазии не имеется. В Гальском районе, где проживает большинство грузинского населения, недостаточно учебников на родном языке. Многие семьи не могут позволить себе купить школьные принадлежности, тетради, карандаши.

    Жилой фонд превышает спрос из-за сокращения населения. Однако он находится в плохом состоянии. Жилые здания сильно пострадали во время войны (в Сухуми до 30%). Наиболее острой проблемой в жилых массивах остается снабжение людей водой, наличие канализации и подачи электроэнергии. Эти системы или частично повреждены или полностью отсутствуют. Требуется ремонт стен и крыш во избежание разрушения оставленных зданий. Во многих зданиях отсутствуют стекла.

    Одной из актуальных проблем остается проблема собственности покинутых жилищ.

    Немалую опасность для населения представляет сохранившееся со времен войны минирование. По оценке специалистов, на территории Абхазии в настоящее время насчитывается от 35000 до 100000 наземных мин, рассеянных примерно на 500 участках. По данным организации HALO, занимающейся разминированием, количество мин близко к цифре 50000. Под минами находится около 2000 га пахотных земель, они установлены в том числе в школах, больницах, административных зданиях Очамчирского района.

    В Гальском районе установлены также противотанковые мины и мины направленного действия, применяемые для устрашения, затруднения действия милицейским силам и российским миротворцам.

    Наземные мины, установленные во время войны, сконцентрированы вдоль линий конфронтации сторон по реке Гумиста, через Очамчирский район и в особенности вдоль дороги М27, в верхней части Кодорского ущелья, вдоль Гальского канала и реки Ингури, вдоль Гумисты через западную окраину Сухуми. Эти мины установлены на 133 минных полях и простираются от верхнего моста через Гумисту примерно на 8 км к югу в направлении моря. К северу от верхнего моста мины заложены вдоль хребтов гор, пересекаемых рекой Гумиста. В этом районе разрушенные промышленные предприятия не восстанавливаются, а сельскохозяйственные плантации не возделываются из-за минирования.

    В Очамчирском районе заминировано примерно 30% чайных плантаций или 600 га. По утверждениям местных жителей, по этой причине погибло около 40% скота.

    В Гальском районе установлено, по оценкам, до 15000 мин. Местная милиция сообщает о новых случаях минирования в районе нижнего Гали.

    Существует проблема не взорвавшихся боеприпасов в Гали, Очамчира и Сухумском районах в непосредственной близости от жилья и ключевых элементов инфраструктуры.

    Местные власти не справляются собственными силами с проблемой разминирования из-за отсутствия специалистов, оборудования, современных минных детекторов. Работы по разминированию начала проводить организация HALO Траст. Организация задействует до пяти групп минеров по 20 человек. Проект разминирования рассчитан на 5-7 лет.

    Кроме периодически обостряемой напряженности в Гальском районе на обстановку в Абхазии значительное влияние оказывает криминогенная ситуация, преступления, связанные с кражами государственного и личного имущества граждан, разбойные нападения и грабежи, контрабанда цветных металлов, леса, в том числе реликтового, других природных ресурсов.

    Эти преступления связаны в основном с тяжелой социально-экономической ситуацией в республике, когда значительная часть трудоспособного мужского населения не имеет работы. Особое место в ряду преступлений занимают диверсионно-террористические акты.

    За последние несколько лет в Абхазии значительно возросли масштабы наркомафии, увеличились площади, засеваемые наркотикосодержащими растениями. Отсутствие рабочих мест, слабая занятость населения, низкий уровень жизни способствуют развитию наркобизнеса и вовлечению в преступную деятельность все большего числа жителей.

    Практически вся территория республики четко разграничена на зоны влияния и сферы деятельности преступных группировок: группировка западной Абхазии осуществляет контроль за перевозками топлива, продуктов питания и пр., частично участвует в вывозе наркотических веществ на территорию России; гагрская группировка (в основном армянская диаспора) занимается производством наркотиков; гудаутская группировка (абхазы) осуществляет контроль за экспортом наркотиков; чеченская группировка контролирует восточную часть автономии, железнодорожный вокзал Сухуми и основные транспортные магистрали, осуществляет контроль за деятельностью предпринимателей и перевозками грузов через грузино-абхазскую границу. Отмечены контакты членов группировки с отрядами грузинских партизан.

    Экспорт наркотических веществ осуществляется через морские порты Абхазии, с помощью рыболовецких судов, выход в море которых из-за слабо развитой пограничной инфраструктуры осуществляется практически бесконтрольно; с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта, а также через горные перевалы на границе Абхазии и Карачаево-Черкессии, чему способствует большое количество слабоохраняемых участков абхазской границы на севере автономии. Конечными пунктами экспорта являются: Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Одесская области, Молдова. В данный момент абхазское руководство столкнулось с ситуацией, когда бандитские группировки уже в состоянии оказывать влияние на управление республикой, так как имеют своих людей практически во всех ветвях власти. Власти Абхазии, похоже, уже не в состоянии предпринять решительные меры по пресечению деятельности наркомафии, ограничиваясь в основном сбором оперативной информации.

    Определенное беспокойство ростом масштабов наркомафии проявляют и правоохранительные органы Грузии, так как по мере превращения Грузии в транзитное государство в рамках Евразийского транспортного коридора создаются условия для использования транспортной сети республики для экспорта и распространения наркотических веществ.

    Урегулирование грузино-абхазского конфликта

    Сегодняшняя реальная оценка позиций Грузии и Абхазии не позволяет надеяться на быстрое достижение взаимоприемлемого решения по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Ближайшие перспективы возобновления переговоров на политической основе не представляются столь обнадеживающими, как это пытаются представить общественности, поскольку стороны стоят на принципиально противоположных позициях по главному вопросу - о статусе Абхазии.

    За несколько лет переговоров не удалось добиться заметного прогресса по абхазской проблеме. Абхазия продолжает двигаться в направлении самостоятельного, независимого развития, что подтвердили состоявшиеся 3 октября 1999 г. выборы президента республики и референдум, одобривший Конституцию 26 ноября 1994 г., провозгласившую Абхазию суверенным, демократическим, правовым государством, субъектом международного права. Несмотря на непризнание Абхазии международным сообществом, продолжающуюся изоляцию и экономическую блокаду, руководство республики, судя по всему, не намерено сворачивать с избранного пути.

    Недавний приезд в Москву генерального секретаря ООН Кофи Аннана, а также создание Оперативной рабочей группы по урегулированию грузино-абхазского конфликта вряд ли способствовали реальному продвижению переговорного процесса. Августовский (1999 г.) визит Ардзинбы в Москву практически мало что дал в этом отношении. Да и недавнее январское этого года пребывание Шеварднадзе на саммите глав государств, его встречи на высшем уровне в Москве пока не приоткрывают реальной перспективы, хотя он и получил от исполняющего обязанности президента РФ В.Путина подтверждение, что Россия поддерживает территориальную целостность Грузии. Ясно одно: путь политических компромиссов неизбежен, поэтому Тбилиси и Сухуми следует отказаться от своих амбиций и делать встречные шаги по направлению друг к другу.

    Абхазия продолжает испытывать мощный прессинг со стороны Грузии по целому комплексу проблем, связанных с грузино-абхазским урегулированием. Грузинское руководство добивается такой международной оценки действий абхазской стороны, как геноцид и этночистка в отношении мирного населения. Это стало главной темой выступления Э.Шеварднадзе на последней сессии Генеральной ассамблеи ООН. Грузинский президент сетовал на то, что несмотря на усилия Тбилиси на уровне высшего органа - Совета Безопасности ООН до сих пор не дана объективная (по его представлению) оценка того, что в действительности произошло в Абхазии. Причем дважды его выступления в СБ ООН не нашли должного отражения в формулировке резолюций. Тем не менее, усилия грузинского руководителя, судя по всему, приносят свои плоды.

    В этой связи президент Абхазии В.Ардзинба направил генеральному секретарю ООН Кофи Аннану послание, в котором выражено недовольство тем, что отход Тбилиси от принципов урегулирования грузино-абхазского конфликта нашел поддержку со стороны этой международной организации. В частности, отмечается, что в документах ООН стали меняться терминология и оценки грузино-абхазских отношений. ООН в своих документах уже отходит от термина "грузино-абхазский конфликт", заменяя его термином "конфликт в Абхазии, Грузия". В прежних докладах генерального секретаря ООН и резолюциях СБ речь шла об уважении территориальной целостности Грузии. В последних документах ООН говорится уже о политическом статусе Абхазия в составе государства Грузия. Абхазский руководитель подчеркнул, что "любая попытка навязать обсуждение вопроса о возможности вхождения Абхазии в состав Грузии будет расцениваться руководством Абхазии как вмешательство во внутренние дела". "Мы готовы обсуждать только один вопрос - вопрос о возможных взаимоотношениях двух равноправных суверенных государств - Абхазии и Грузии, причем не с позиции диктата, а в правовом русле".

    Спекулируя на угрозе вывода российского миротворческого контингента, власти Грузии продолжают готовить почву для замены российских миротворцев на многосторонние силы по подержанию мира под эгидой ООН. При этом как вариант рассматривается и план принуждения Абхазии по боснийскому или косовскому сценарию. Правда, следует отметить, что в последнее время, судя по всему из конъюнктурных соображений грузинское руководство сменило тональность своих высказываний в адрес России. Было отмечено, что российские миротворцы в целом выполняют свои функции и их замена на миротворческие контингенты других стран пока нежелательна.

    Не снят с повестки дня и сценарий, по которому Грузия планировала действовать еще в 1994-95 гг. Неудачная попытка его осуществления была предпринята в мае 1998 года. План заключался в захвате Гальского района, вводе туда представительства Автономной Республики Абхазия, размещенного в Тбилиси, и его обращении за помощью к Западу. Таким образом, предполагалось превращение грузино-абхазского конфликта во внутриабхазский.

    По сведениям генштаба МО Абхазии, имеется даже план десантной операции по "восстановлению территориальной целостности" Грузии, которая с этой целью пытается восполнить свои потребности в военно-транспортных вертолетах и десантных судах за счет военно-технической помощи Запада. Помимо этого, Грузия выдвигает требования к России на часть кораблей Черноморского флота.

    В постоянном напряжении остается Гальский район республики, непосредственно примыкающий к Грузии вдоль приграничной реки Ингури и до войны компактно населенный грузинами. Стычки и перестрелки между грузинскими боевиками, военизированными отрядами, поддержанными официальным Тбилиси, и милицией Абхазии стали постоянным явлением. Это подтвердило январское текущего года обострение обстановки на линии противостояния, когда провокационные действия боевиков с грузинской стороны привели к человеческим жертвам. Верховный Совет Абхазии в изгнании в начале 1999 года заявил о создании нового политического движения - Партии освобождения Абхазии, которая ставит задачу восстановления территориальной целостности Грузии исключительно силовыми методами.

    С 1 марта 1999 года абхазские власти в одностороннем порядке (после отказа Шеварднадзе подписать согласованный документ) приступили к реализации плана возвращения беженцев в Гальский район и формированию правительственной комиссии по обеспечению гарантий возвращающимся беженцам и созданию нормальных условий для их проживания в Абхазии. По данным различных источников, число вернувшихся в свои дома колеблется в пределах 30-40 тыс. человек.

    Руководство Грузии пытается препятствовать возвращению беженцев, так как считает, что отсутствуют достаточные гарантии их безопасности. По мнению Тбилиси, такими гарантиями может быть только возвращение территории Абхазии в состав Грузии. Осенью 1998 г. в Тбилиси был созван съезд грузинских беженцев с участием Э.Шеварднадзе, где было принято решение не возвращать беженцев в Абхазию до распространения юрисдикции Грузии на всю территорию Абхазии. Таким образом, вопрос беженцев, который раньше использовался грузинской стороной как фактор давления на Абхазию в переговорном процессе, был превращен из гуманитарной проблемы в политическую. Стало очевидным, что грузинской стороне стало невыгодным разрешение проблемы беженцев, даже частичное.

    На март с.г. было намечено проведение консультаций с грузинской и абхазской сторонами по согласованию действий в плане урегулирования конфликта. На заседании Оперативной рабочей группы СНГ по урегулированию конфликта принято решение о том, что в начале апреля нынешнего года должен быть подготовлен проект решения Совета глав государств Содружества об обеспечении выполнения ранее принятых решений по нормализации отношений между Тбилиси и Сухуми и о мерах по активизации миротворческого процесса.

    Россия рассматривает деятельность Оперативной рабочей группы СНГ по урегулированию конфликта в Абхазии в качестве важного инструмента более активного вовлечения государств-участников СНГ в проведение операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта.

    После многомесячного перерыва в Тбилиси в начале года состоялось заседание Координационного совета под председательством спецпредставителя генсека ООН Дитера Бодена, в котором приняли участие от Грузии - госминистр Важа Лордкипанидзе, от Абхазии - премьер-министр Вячеслав Цугба, от России посол по особым поручениям МИДа - Лев Миронов. Хотя на встрече не рассматривался столь важный для грузинской стороны вопрос о статусе Абхазии, сторонам удалось подписать протокол о создании совместной группы по выявлению, расследованию и предотвращению фактов противоправных действий в зоне грузино-абхазского конфликта, достигнута договоренность о возобновлении переговоров по проекту соглашения о мире и протоколу о возвращении беженцев. Принято также решение о проведении встречи по укреплению мер доверия в Ялте.

    На переговорах были подняты и жизненно важные для обеих сторон вопросы, касающиеся экономического взаимодействия. Среди них - проблема энергообеспечения и перспективы восстановления Ингурской ГЭС, питающей Грузию и Абхазию, ввода в строй железнодорожной линии Сочи-Сухуми-Самтредия-Тбилиси-Ереван-Баку. Восстановлению железнодорожного сообщения, в котором заинтересованы помимо Абхазии Россия и Армения, пока препятствует Тбилиси, настаивающий на передаче охранных функций на абхазском участке грузинской стороне.

    Заметные усилия для взятия посреднической инициативы в грузино-абхазском урегулировании предпринимает Украина. Не вызывает сомнения, что подобная активность Киева согласована не только с грузинским руководством и в рамках ГУУАМ, но, возможно, санкционирована Вашингтоном как часть общего замысла разрешения абхазской проблемы по сценарию Тбилиси, подготовки замены российского миротворческого контингента на силы, послушные западному влиянию. Украинская сторона настойчиво добивается проведения грузино-абхазской встречи на Украине (Крым).

    В середине прошлого года посол по особым поручениям МИД Украины Ю.Костенко посетил Абхазию с целью зондажа прочности позиций абхазского руководства по всему комплексу спорных вопросов урегулирования и изучения перспективы участия Киева в этом процессе. Украинского дипломата интересовала также реакция лидеров Абхазии на заявление Э.Шеварднадзе о возможности применения силового, косовского варианта урегулирования конфликта. Украинская сторона готовит условия для возможного применения в зоне конфликта в качестве миротворцев собственного военного контингента. Киев в своих посреднических усилиях, безусловно, преследует и собственные интересы. В дальнейшем, по-видимому, нельзя исключать расширения инициатив Украины по наращиванию своего влияния в Черноморском бассейне через участие в грузино-абхазском урегулировании.

    Подобную цель, похоже, преследует и натовская Турция. Стамбульская встреча 7-9 мая 1999 г. дала Анкаре возможность подключиться к переговорному процессу, что не встретило возражения заинтересованных сторон с учетом того, что внимание руководителей Абхазии все чаще переключается с России на Турцию. Турция старается быть полезной Абхазии в экономическом и гуманитарном плане, и действует в этом направлении достаточно успешно. По словам Ардзинбы, появление в Абхазии МВФ или Всемирного банка ожидать не приходится. Поэтому главные финансовые поступления идут от граждан Абхазии, а также абхазов, проживающих за рубежом. Только в Турции абхазская диаспора насчитывает полмиллиона человек. В июле прошлого года, например, в Сухуми прибыла партия турецкого гуманитарного груза стоимостью 138 тыс. долл. Эту помощь оказало Общество Красного Полумесяца Турции. Она была распределена среди малоимущих, многодетных, инвалидов, ветеранов, детских учреждений и больниц и получила хороший резонанс в республике. Это не первая подобная гуманитарная акция Анкары, которая в условиях блокады Абхазии со стороны СНГ, встречает понимание среди абхазов и, несомненно, повышает авторитет Турции среди местного населения.

    Известно, что Турция в определенном смысле питает и криминальный бизнес (лес, цветные металлы и т.д.). Нелегально цветные металлы вывозятся и в Грузию. Экономическая блокада Абхазии странами Содружества, в которой принимает участие и Россия, наносит ущерб интересам РФ. Россия не может не испытывать беспокойства оттого, что за время блокады "третьи" страны, и прежде всего Турция, успешно наращивают свое присутствие в Абхазии, а влияние России и доверие к ней со стороны населения заметно ослабевает. Характерно, что не только гуманитарные акции Турции, но и стремление быть участником экономической жизни Абхазии, не вызывают активного протеста со стороны Грузии. Главное для грузинских руководителей - не допустить присутствия в республике российских интересов.

    Геополитический интерес стран Западной Европы и США к Кавказскому региону не позволяет оставить без внимания такой важный дестабилизирующий фактор, как абхазская проблема. Особое значение этот фактор приобрел после окончания военной акции НАТО в Югославии, когда опыт "принуждения" сербов в Косово показался некоторым руководителям Грузии приемлемым и для урегулирования в Абхазии.

    Президент Грузии Э.Шеварднадзе прямо заявил, что при разрешении этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве необходимо более активно привлекать подразделения НАТО. В свою очередь руководство Абхазии не исключает возможности, что страны НАТО попытаются использовать сложившуюся ситуацию и предложить свои услуги по урегулированию грузино-абхазского конфликта. И хотя руководство НАТО не раз заявляли о том, что действия в Югославии не являются моделью для применения в других кризисных точках, однако военно-политические круги в странах Запада, и, прежде всего в США, не исключают возможности при определенных условиях использования косовского сценария для разрешения грузино-абхазского конфликта. Военная акция в Косово активизировала усилия западных стран по изучению обстановки в зоне конфликта, в том числе и через неправительственные организации и специальные службы. Их представители путем специализированных опросов и последующего анализа данных активно изучают настроения и взгляды различных слоев населения как в Грузии, так и в Абхазии с целью определить целесообразность и возможные формы вмешательства в урегулирование конфликта. Так, в рамках международного проекта "Люди о войне" специалистами и аналитиками Международного Красного Креста в мае прошлого года было опрошено значительное число жителей Абхазии, особенно жертв и участников войны. Аналогичные исследования были выполнены и в Грузии.

    В начале августа 1999 года в Сухуми состоялся семинар с участием абхазской общественности, посвященный событиям на Балканах. Он был организован представителями неправительственной организации из США "Группа по урегулированию конфликтов" Кембриджского университета. В ходе семинара его руководители продемонстрировали участникам "ошибки и просчеты" в действиях югославского руководства, приведшие к обострению обстановки, ознакомили с теми вариантами решений, которые, по мнению специалистов из Кембриджа, помогли бы избежать неблагоприятного развития событий. Затем руководители семинара поставили присутствующих перед вопросом, что будут делать абхазы, если грузинские корабли, прикрываемые флотом НАТО, направятся к берегам Абхазии, безапелляционно пытаясь убедить участников, что для Абхазии гибельно сопротивление такой силе. Это мероприятие американских социологов нельзя расценить иначе как обработка общественного мнения, изучение возможной реакции населения на перспективы подобного развития событий.

    Между тем, возможное вмешательство США и НАТО в ход грузино-абхазского конфликта уже не воспринимается определенной частью абхазского населения как однозначно неприемлемое для республики. В последнее время в Абхазии стали обычными разговоры среди городского населения о необходимости переориентироваться на страны Запада по вопросам внешней политики. Если ранее в абхазском обществе преобладали пророссийские настроения, а все прозападное воспринималось достаточно сдержанно, то теперь это положение постепенно начинает меняться.

    Представители власти Абхазии начинают оценивать продолжение линии экономической и политической изоляции со стороны стран СНГ и в первую очередь России, как акт недружественный и даже враждебный. Отдельные представители общественно-политических организаций уже не воспринимают Россию как государство-гарант, государство-партнер. Тем более что посредническая миссия России в деле урегулирования грузино-абхазского конфликта не имеет, по их мнению, видимых успехов.

    В этих условиях часть населения Абхазии начинает связывать определенные надежды с оппонентами России на международной арене. В общественно-деловых кругах Абхазии начинают проявляться настроения, что НАТО и США при желании нашли бы вариант "помирить Грузию с Абхазией без ущемления интересов Абхазии". Они надеются, что при этом было бы возможно и оказание западными странами помощи в восстановлении экономики республики. И что Россия чуть ли не оказывается тормозом на этом пути.

    Подобные настроения имеют место, хотя на официальном уровне данного рода мнения не высказываются, и абхазское руководство избегает обсуждать эти вопросы. Вместе с тем не может не тревожить то обстоятельство, что тема полезности присутствия Запада и даже НАТО на абхазской земле стала настораживающей тенденцией. Нельзя исключать, что она инициируется западными спецслужбами, другими недружественными России и Абхазии силами. Тем не менее, уместно предположить, что в недалеком будущем руководство Абхазии уже не будет иметь возможности игнорировать данный вопрос. Ему необходимо будет предпринимать шаги с целью показать, что мнение населения Абхазии принимается во внимание и учитывается при выстраивании внешнеполитической линии.

    Нельзя исключать, что возросшая в последнее время активность различных неправительственных организаций Запада и США по изучению общественного мнения в Абхазии по вопросам современной конфликтологии связана с проработкой вопросов возможного вооруженного натовского вмешательства в ход грузино-абхазского конфликта совместно с вооруженными силами Грузии, желанием подготовить общественное мнение Абхазии и Грузии к такого рода развитию событий. Подобные действия " западных друзей" Грузии могут привести к окончанию миротворческой миссии России в зоне конфликта, ограничению российского военного присутствия в регионе, что может нанести значительный ущерб безопасности России на ее южных границах.

    Отношения с Россией. Несмотря на искренние симпатии российской общественности к мужественному народу Абхазии, отстоявшему с оружием в руках право на самоопределение и независимость, официальная Москва неоднократно заявляла о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

    Народ и руководство Абхазии испытывают самую искреннюю благодарность нашей стране за вклад в дело прекращения боевых действий и поддержание мира после прекращения огня на протяжении последних нескольких лет. Сухуми отдает должное тому, что российские миротворцы остались верны своим обязательствам и задачам в полном соответствии с предписанным статусом нейтрального посредника (в том числе ценой немалых потерь в личном составе - погибло около 70 российских солдат) и значительных финансовых затрат, которые Россия продолжает нести в одиночку, несмотря на все попытки Тбилиси привлечь их к выполнению несвойственных им функций по принуждению Абхазии к выполнению своих условий урегулирования.

    В настоящее время вся тяжесть выполнения разъединительных функций лежит на российском контингенте. Исходя из складывающейся обстановки, можно утверждать, и это подтверждают высказывания серьезных политиков и грузинской, и абхазской сторон, а также командования миротворческими силами, вывод миротворцев из зоны конфликта неизбежно приведет к новой войне. Сухуми в вопросе о миротворцах придерживается твердой позиции - сохранить их присутствие. По мнению абхазских руководителей, миротворцы в полном объеме выполняют функции, возложенные на них мандатом - предотвращение широкомасштабных боевых действий, обеспечении безопасности в зоне конфликта и их вывод возможен лишь при обоюдном согласии обеих сторон - грузинской и абхазской.

    По словам министра обороны Абхазии, миротворческая операция должна проходить до того момента, пока не будут окончательно решены все проблемы, существующие между Грузией и Абхазией. Руководство республики неоднократно высказывало озабоченность по поводу призывов Грузии о выводе миротворцев из Абхазии. Эта тенденция усиливается по мере укрепления связей Грузии с НАТО, и может наступить время, когда российских миротворцев просто вынудят уйти из Абхазии.

    Вывод российских пограничников из Грузии, в том числе из Абхазии, в Сухуми воспринят с большим сожалением и как еще одно подтверждение контрпродуктивной российской политики в рамках грузино-абхазского противостояния в угоду не российским, а грузинским интересам, без учета позиции Сухуми. Грузия с одобрения НАТО и с большой озабоченностью со стороны Абхазии последовательно идет по пути выталкивания России из региона. Сворачивание российского военного присутствия для Абхазии стратегически не выгодно, поскольку ослабляются гарантии безопасности и суверенитета непризнанной республики, возрастает вероятность появления в регионе иных, прогрузинских, недружественных Абхазии сил.

    В послании российскому президенту абхазский лидер В.Ардзинба высказывался категорически против вывода российских пограничников с территории республики, поскольку, по его мнению, российско-грузинское пограничное соглашение "безусловно приведет к резкому витку напряженности в регионе грузино-абхазского конфликта и может стать началом новой войны". Эти опасения абхазского президента не лишены оснований, поскольку Сухуми не намерен уступать вопрос охраны морских границ вдоль побережья Абхазии грузинскому пограничному ведомству, что может привести к несанкционированным столкновениям.

    В.Ардзинба изъявил тогда готовность рассмотреть с российскими представителями "все возможные пути решения этой проблемы, включая и вопрос финансирования части расходов российских пограничников на территории Абхазии". Эта попытка найти понимание в Москве и удержать одну из нитей, связывающих Абхазию с Россией, не удалась. В настоящее время, хотя сокращение российских пограничников произошло, они продолжают оказывать помощь на абхазских сухопутных и морских рубежах, участвовать в приеме судов, которые приходят в Абхазию, препятствуют проникновению контрабандных или запрещенных грузов. Следует признать, что морской пограничный контроль в этой акватории существенно ослаблен, и республика по существу открыта для проникновения с моря.

    Решение о выводе российских военных баз, в том числе с территории Абхазии (Гудаута) было встречено в республике с тревогой, поскольку их размещение рассматривалось как важная составляющая обеспечения безопасности республики в ее противостоянии с Грузией.

    Недавние встречи депутатов с президентом Республики Владиславом Ардзинбой (октябрь 1999 г.), спикером парламента Сократом Джинджолия, другими официальными лицами показали, что руководители Абхазии, выражая искренние чувства симпатии и дружбы по отношению к России, неизменно подчеркивали важность присутствия России на Кавказе как главного и безусловного фактора сохранения стабильности региона. Вместе с тем была проявлена известная сдержанность в оценке силовых решений, предпринимаемых в настоящее время Россией по отношению к Чечне.

    С другой стороны абхазские руководители и народ, испытывая в целом искренние симпатии к России, имеют немало поводов для упреков и обвинений прежде всего в адрес Кремля и российского МИДа за непоследовательность, поддержку блокады, предложенной Тбилиси, сложности пересечения границы в районе р.Псоу, задержки в открытии в Сухуми российского консульства, оставленных без внимания проживающих на территории Абхазии российских соотечественников, оказавшихся особенно в сложных условиях, трудности в приобретении российского гражданства. Возникают серьезные проблемы и с получением российского гражданства, к чему стремятся многие тысячи жителей Абхазии.

    Одной из наиболее болезненных для Абхазии проблем остается вопрос экономической блокады республики, введенный по инициативе Тбилиси решением Совета глав государств СНГ "О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия" от 19 января 1996 года, в котором участвует Россия. Это решение, подтвердив, что Абхазия является неотъемлемой частью Грузии, накладывает обязательства на государства Содружества не вступать в официальные контакты "с представителями или должностными лицами структур, существующих на территории Абхазии". Еще раньше в декабре 1994 года постановлением правительства Российской Федерации "О мерах по временному ограничению пересечения государственной границы РФ с Азербайджаном и Грузией" был введен особый режим пересечения границы, который сохранялся до последнего времени лишь на участке государственной границы между Краснодарским краем и Абхазией вдоль реки Псоу. Продолжающееся вот уже несколько лет экономическое удушение Абхазии, поставило гражданское население республики, и в первую очередь российских соотечественников, на грань выживания, лишая их элементарных человеческих прав, закрепленных в международных документах о правах человека.

    Такие меры приводят к утрате доверия абхазской стороны к Российской Федерации как нейтральному и беспристрастному посреднику в грузино-абхазском конфликте, наносят серьезный экономический ущерб России, особенно в ее приграничных районах. Эти меры поставили население Абхазии в исключительно трудное положение, лишив возможности для экономического восстановления и развития после разрушительной войны с Грузией.

    Вместе с тем принятые против Абхазии санкции не достигли поставленной цели и не продвинули конфликтующие стороны к сближению позиций на пути грузино-абхазского урегулирования. Более того, подобные действия, а также сама абхазская земля с ее уникальными природно-климатичскими условиями и выгодным географическим положением приводят к усилению присутствия в республике Турции и других иностранных государств, успешно разворачивающих здесь торгово-экономическую деятельность, в том числе под видом гуманитарной помощи.

    С утратой доверия к России и постепенного отказа от российского покровительства с апреля 1999 года руководство Абхазии перешло к внешнеполитической концепции опоры на собственные силы.

    Наконец, после длительного сопротивления российского МИДа, 9 сентября 1999 года тогда Председатель Правительства РФ В.В.Путин подписал постановление, восстанавливающее прежний пропускной режим на границе с Абхазией. Несмотря на то, что по-прежнему существуют серьезные препятствия, связанные с процедурой пересечения границы гражданами и транспортными средствами, сам факт отмены унизительных ограничений встретил удовлетворение жителей республики.

    В Абхазии все более ощутимо зреет убеждение, что республика, сумевшая выстоять и выжить в условиях блокады, способна справиться со своими трудностями самостоятельно или опираясь на другие более "дружественные" силы. Однако, несмотря на это, абхазские руководители, простые люди по большому счету убеждены, что развитие республики возможно только в тесном взаимодействии и сотрудничестве с Россией.

Назад
Евразийский Вестник , Copyright 1999-2000